itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Слишком большой корабль

0
202
Время на чтение 5 минут

Некоторая часть нашей пишущей публики склонна видеть Церковь через весьма искажающий фильтр; свидетельств этому много, отметим, для примера, недавнюю статью в НГ-религии под заголовком "Церковь открестилась от модернизации. Ко Дню народного единства РПЦ включилась в борьбу правящих элит". Автор интерпретирует выступления Патриарха, посвященные Дню Народного Единства, как знак того, что Патриарх поддерживает Путина в предполагаемом конфликте с Медведевым. Само наличие такого конфликта неочевидно; наверное, наши кремленологи обладают какими-то экстрасенсорными способностями, которые позволяют им проникать в умы государственных мужей; у нас таких способностей нет, так что про "борьбу элит" нам сказать нечего. Но одно можно сказать с уверенностью - речи Патриарха не имели к этой предполагаемой борьбе отношения. Он сказал именно то, что надлежало сказать Предстоятелю Русской Православной Церкви в день годовщины окончания смуты - совершенно независимо от того, как развиваются события внутри правящей элиты. Церковь свидетельствует о ценностях, укорененных в ее собственной традиции, ценностях, которые сформировались не вчера и которые не зависят от сегодняшних событий.

Другое, что следует отметить, - это то, что Церковь не есть КПСС, и ее верные чада - в том числе, священнослужители, вполне могут расходиться во мнениях. Такой известный священнослужитель как игумен Сергей (Рыбко) может сильно расходиться во мнениях с другими священниками, Епископами и даже Патриархом. Ничего ужасного в этом нет.

Что же касается отношения Церкви к "либерализму" и "модернизации", то тут нам придется начать с попытки определиться о чем, собственно, мы говорим.

Термин "либерализм" используется в очень широком разбросе значений - как пространственном, так и временном. В США называют "либералами" людей, выступающих за большую социальную роль государства, в Европе, напротив, этим словом называют людей, выступающих за то, чтобы государства было как можно меньше. Исторически "либералами" называли людей, выступавших за свободу слова, вероисповедания, и предпринимательской деятельности; сейчас это же слово означает тех, кто насаждает идеологическую ортодоксию и под флагом "борьбы за права меньшинств" выступает за существенные ограничения того, другого и третьего. Поэтому вне языкового и культурного контекста очень сложно понять, что это слово означает.

В России термин "либерал" прочно ассоциируется во-первых, с социал-дарвинизмом - кто смел, тот и сьел, а невписавшися в рынок могут сдохнуть, во-вторых, с антипатриотизмом - российский либерал это человек, которого глубоко огорчают любые победы его страны, начиная от победы национальной сборной по футболу и кончая 1612, 1812 и 1945 годом, в третьих - и это, скорее, лишь одно из проявлений принципиального антипатриотизма - с антиправославием.

Надо признать, что либерализм (в этом смысле) пустил определенные корни в нашем обществе, с одной стороны, и вызывает немалое отторжение - с другой.

Кто-то может сказать, что это злая карикатура, и все это не имеет отношения к подлинной либеральной традиции - и, возможно, будет прав, но мы сейчас говорим не о традиции, запечатленной, скажем, в трудах Джона Локка, Джона Стюарта Милля или Исайи Берлина, а о российском либерализме, данном нам в текстах и выступлениях его адептов.

В этом ситуации любая общественная сила, выступающая за социальную ответственность и солидарность, провозглашающая наш долг по отношению к своей стране и почтение к тем, кто этот долг достойно исполнял, будет антилиберальной - и особенно антилиберальной будет Церковь, которая (со всем основанием) воспринимается как стержень национальной традиции и национальной идентичности.

Поэтому неприятие Церкви со стороны российских либералов связано не с теми или иными конкретными действиями священноначалия, и не с высказываниями тех или иных священнослужителей, а с принципиальным расхождением в ценностях. Это - не политическое расхождение; с Церковью трудно разойтись политически, поскольку она не есть партия и присяги каким-то политическим идеям не требует. Это расхождение этическое и мировоззренческое.

Церковь проповедует традиционную этику самоограничения, долга и служения; либерализм возводит распущенность и отрицание каких-либо обязательств по отношению к ближним в принцип; Церковь настаивает на богоустановленности семьи - для либерала принципиально выступать под радужным знаменем; Церковь признает достоинство государственного и, в частности, воинского служения - для либерала то и другое ненавистно; Церковь говорит о долге успешных по отношению к неуспешным; либерал - о долге бедных по отношению к богатым (вспомните хотя бы Прохорова с его идеями снять ограничения на продолжительность рабочего дня), Церковь выступает за сохранение человеческой жизни с момента зачатия - для либерала из всех невписавшихся в рынок нерожденные младенцы - самые невписавшиеся. Церковь не может сделаться любезной российскому либерализму, не перестав быть Церковью.

Противостоит ли Церковь модернизации? Давайте сначала выясним, что понимается под этим словом. Какой модернизации? Что имеется в виду? У российских либералов есть какой-то модернизационный проект, по отношению к которому Церковь могла бы занимать ту или иную позицию? Любые тексты на тему "что либералы бы сделали бы со страной, если бы им дали такую возможность" производят такое впечатление, будто их писал Манилов, впавший в тяжелую мизантропию - то есть, с одной стороны, полностью утопических, с другой - чрезвычайно неприязненных по отношению к этой стране и ее жителям; можно взглянуть, для примера, на известный текст про "гетто русского языка".

Поддерживает ли Церковь правящий режим? Сама постановка вопроса предполагает ситуацию борьбы, когда есть борьба не на жизнь, а на смерть, между "режимом" и кем-то еще. Если бы такая борьба имела место - Церковь несла бы служение миротворца, ища примирения, а не победы одной из сторон. Но есть ли сама борьба? Являются ли наши либералы борцами с режимом? Достаточно вспомнить имена, которые у всех на слуху, или прочитать список "Координационного Совета Оппозиции", чтобы заметить, что среди "вождей протеста" немало людей, чуждых бледной нищете, людей, не просто хорошо, а очень хорошо устроенных при нынешнем режиме. Вероятно, вопреки известной фразе, все они приобрели свои состояния самым честным путем - но, в любом случае, они не могли бы приобрести их, не входя в самые тесные отношения с этим самым режимом. Будем надеяться, что они исправно платят налоги, регистрируют все, что подлежит регистрации и нормально общаются со всеми представителями государства, с которыми им при этом надлежит иметь дело.

Церковь не видит ничего неправильного в том, чтобы взаимодействовать с государством в процессе зарабатывания состояний - напротив, это вещь необходимая и должная. Но Церковь также не видит ничего неправильного в том, чтобы взаимодействовать с государством в процессе служения ближним - потому что такое служение иначе невозможно. Чтобы священники пришли в больницы, нужно договариваться с министерством здравоохранения, а в армию - с министерством обороны. Поэтому, исполняя свое служение, Церковь взаимодействует с государством и будет это делать.

Но главное, на что стоит обратить внимание - Церковь проповедует ценности не сегодняшнего, не вчерашнего, и не позавчерашнего дня. Она проповедует вечные ценности. Думать, что содержание ее проповеди определяется текущей политической конъюнктурой - значит ничего не понимать ни в Церкви, ни в обществе.

Патриарх вспомнил о подвиге тех, кто был верен Церкви и Отечеству потому, что поступки этих людей достойны подражания. Он вспомнил тех, кто изменил, потому что нам следует опасаться этого греха. Потому что быть верным - это хорошо и правильно в XVII веке, и в XXI-ом, а предавать своих сограждан - одинаково дурно и тогда, и сейчас, и всегда. Это не касается текущей политической конъюнктуры. Это одна из фундаментальных нравственных очевидностей, на которых строится человеческое общество. Церковь - это слишком большой корабль, чтобы ее могло носить туда и сюда подковерными течениями в тех или иных кабинетах.

http://www.radonezh.ru/analytic/17217.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59