Художник и война

К 170-летию Василия Верещагина

Статные военные, идеально сшитые и чистые костюмы, изящество, с которым наши герои побеждают врага, иногда сами падают побежденными, но все-таки не теряя изящества, - такой празднично-парадной, героической виделась война художникам до Василия Верещагина. 

Нападают врасплох. 1871

В их работах она представала «в виде занятного, приглаженного и розового праздника, какой-то веселой с приключениями потехи, что никому и в голову не приходило, что на самом деле дело выглядит не так. Толстой в своем «Севастополе» и в «Войне и мире» разрушил эти иллюзии, а Верещагин повторил затем в живописи то, что было сделано Толстым в литературе. Естественно, что когда вместо чистоплотных картинок Виллевальде русская публика увидала картины Верещагина, вдруг так просто, цинично разоблачившего войну и показавшего ее грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством, что публика завопила на все лады и принялась всеми силами ненавидеть и любить такого смельчака», - напишет позднее Александр Бенуа. 

Да, Верещагин в своих работах показал, что война - это смерть, причем далеко не всегда прекрасно-героическая, «выдержанная в духе классицизма», а чаще всего страшная и отвратительная. И сопоставить его художественную мысль можно даже не с произведениями Льва Толстого, а с романом «Огонь» Анри Барбюса, который появится в 1916 году, спустя восемь лет после гибели Верещагина и расскажет о другой войне, еще более ужасной. А ведь русский художник задолго до ужасов Первой мировой прочувствовал суть войны и понял, что здесь все может развиваться лишь в сторону еще более масштабной катастрофы. 

Гардемарин, не ставший профессором 

Победители. 1878-1879

Василию Верещагину, появившемуся на свет 26 октября 1842 года в городе Череповце, родители прочили военную карьеру. А потому девятилетним мальчиком определили в Морской кадетский корпус, который он окончил в 1860 году. И в этом же году, прослужив примерно около месяца, Верещагин, к неудовольствию тех, кто желал ему успешной карьеры во флоте, вышел в отставку и отправился получать знания в Академию художеств, в класс исторической живописи. Чтобы через несколько лет ее (Академию) оставить, не окончив курса, но успев получить малую серебряную медаль.

 В 1864 году Василий Верещагин отправляется в Париж, чтобы вновь учиться мастерству художника. Теперь - в Академии изящных искусств, в мастерской Жерома. «Верещагин считал, что художнику нужны знания, получения мастерства, а не формальный диплом, и незачем его дожидаться, - рассказывает Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе. - Правда, в оставленной им петербургской Академии художеств Верещагин в 1874 году, уже будучи известным, получил звание профессора, от которого публично отказался. Поскольку утверждал, что все чины и отличия в искусстве ничего не значат и даже вредны».  

Оборона Самарканда 

В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885

Да, Верещагин отвергал звания и награды. Но одну - принял: орден Святого Георгия 4-й степени. За оборону Самаркандской крепости. В Среднюю Азию Василий Васильевич поехал в качестве художника по приглашению своих многочисленных знакомых. Для этого, как пишут биографы, в 1867 году он определился на военную службу в чине прапорщика в распоряжение генерала Константина Кауфмана. Он наблюдал войну и делал многочисленные этюды. Ему были интересны и человеческие типы, и пейзаж, и элементы местного быта. Одновременно он выступал и как художник, и как корреспондент, кропотливо фиксирующий элементы окружающей жизни. «Он весь был полон собой, своим прошлым и настоящим. Хотя и был он с головы до ног художник, но он был в то же время этнограф, военный корреспондент и прочее», - напишет позднее Михаил Нестеров.

Неслучайно Нестеров называет Верещагина и этнографом. В его набросках, этюдах, картинах можно увидеть и почувствовать все особенности, неповторимый колорит тех мест, тех стран, в которых побывал художник в течение своей жизни. Освещенная солнцем, пыльная дорога в Алатау, закутанная в черное одеяние узбекская женщина, бухарский солдат в красном халате, еврейские бородатые старцы, индийский факир, буддийский монастырь, изящные японки, - все это, с одной стороны, подробно показывало тогдашним зрителям, «как у них, в дальних странах...», а с другой - поражало яркостью и живостью красок... 

Сам по себе 

Позднее этюды, наброски, сделанные в Средней Азии, станут основой картин его знаменитой «Туркестанской серии». 

Апофеоз войны. 1891

«Манифестом "Туркестанской серии" можно назвать картину «Апофеоз войны», - говорит Лидия Иовлева. - Наблюдая за войной глазами очевидца, художник пришел к выводу, что это - варварство. Что приносит война? Разоренный город, сожженный сад, пирамида из человеческих черепов. На раме картины - посвящение: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшего, настоящего и будущего». 

У Верещагина, как человека второй половины XIX века, была сильна тяга к нравоучению. Ему было важно, чтобы в его картинах присутствовала лишь правда, которой он был свидетелем, чтобы ее населяли реальные люди. Он, как и другие представители своего времени, верил в науку, в прогресс. Ему нужна была точность в отображении действительности. 

 

Письмо на родину (Письмо к матери). 1901

 

Однако при всем своем позитивизме художник все-таки оставался немного романтиком, поскольку верил, что своим искусством может изменить мир».

Идеи творчества Верещагина, его художественный метод - все это было созвучно тому, что делали художники, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок. Однако он стоял особняком от передвижников. В том числе и потому, что просто не мог на их выставках разместить много своих картин. А показывать публике одну-две он считал бессмысленным делом. «Он мыслил свое искусство серийно, - говорит Лидия Иовлева, - и хотел, чтобы та или иная серия картин показывалась целиком. Это была его концепция, говоря сегодняшним языком. Его идею должна была выразить не одна какая-то картина, а именно вся серия. Это понял Третьяков и приобрел сразу всю "Туркестанскую серию"». 

«Самой громкой славой среди представителей "реалистического" и "обличительного" направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо связей с художественным миром и шедший вполне самостоятельным путем, - писал Александр Бенуа. - То был Василий Верещагин - самое одно время популярное во всем русском искусстве лицо - не только в России, но во всем мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку». 

Война не простила Верещагину его пацифизма. 31 марта 1904 года, под Порт-Артуром, в ходе русско-японской войны он погиб на подорвавшемся на мине броненосце «Петропавловск»...

Позитивист, во многом сын своего времени, Верещагин в своем творчестве переступил за рамки того самого «обличительного» пафоса. Как всякое настоящее искусство, оно остается значимым, несмотря на меняющееся время. Хотя, если вдуматься, меняется далеко не все: недаром же «Апофеоз войны» художник посвятил и полководцам будущего... 

Благодарим издательство «Белый Город» за предоставленные материалы

Автор: ГОЛОВКО Оксана

http://www.foma.ru/xudozhnik-i-vojna.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Оксана Головко:
Доктор Лиза: Самое страшное - одиночество
Мы привыкли побеждать и утратили сочувствие. В том числе - сочувствие к умирающим
18.02.2014
Пермская скульптура
Как крестьяне видели Бога
19.12.2013
Все статьи автора