В душе читающего жарко

Год истории

Тёмные, наполненные страхом, деревни. Жуткие слухи о наступлении Наполеона. Враги топчут могилы, уничтожают всё, что свято русскому человеку. Отступление. Оставленная на разграбление столица... Нетрудно представить настроение армии, хотя во главе её прославленный полководец М.И. Кутузов. Всегда найдутся сомневающиеся, сеющие уныние и неуверенность в победе над супостатом. И вот в такое смутное, неопределённое время, полное шепотливых слухов, путеводной звездой, ярким знаменем появляется поэтическое произведение нашего земляка Василия Андреевича Жуковского «Певец во стане русских воинов».

За них, друзья, всю нашу кровь!
На вражьи грянем силы;
Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы.


Полное уверенности и силы поэтическое слово пронзило тьму обессиленной Родины, свежей мощной кровью вошло в сознание воинов, святой водой истины окропило просторы России.
Удивительно мудро поступил Жуковский, обратившись к русским великим именам. Прежде всего к Святославу Игоревичу - великому князю киевскому. Напомнил его слова, обращённые к воинам во время похода против греков: «Не посрамим земли русской, ляжем здесь костьми, мёртвые бо срама не имут!»
Поэт вспомнил великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского с «четой двух соименных...», имея в виду Ивана III и Ивана IV Грозного, утвердивших первое основание, положенное в могущество России подвигом Дмитрия Донского. Не забыли и Петра I, одержавшего блистательную победу над шведами при Полтаве. И, конечно же, Михаила Илларионовича Кутузова.

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь,
и дождь,
И труд он делит с нами.

И далее автор превознёс всех героев Бородинского сражения, всех, кто своим примером вдохновлял на битву с врагом. Он воздал «хвалу сподвижникам-вождям». И Ермолову, и Раевскому, который повёл в атаку даже двух своих сыновей, 11 и 17 лет, и Милорадовичу - одному из сподвижников Суворова, и Платову, и Багратиону... Никого не оставил без внимания, выявив их лучшие человеческие и полководческие качества, показав тем самым истинную силу России, её ум, её героизм, её гордость.
Жуковский обратился и к Бояну, подобно неведомому автору «Слова о полку Игореве», искавшему духовного и литературного благословения у великих предков.
О, радость древних лет, Боян!
Ты, арфой ополчённый,
Летал пред строями славян,
И гимн гремел священный.


За каждой строчкой стихотворного произведения бездна смысла. Написанное на живом материале, стихо­творение пронизано неодолимым желанием немедленно вести в атаку против захватчика. На пределе вдохновенного отчаяния, на безумной страсти к непременной победе над врагом из глубины души пламенем вырывались поэтические строчки. В груди читающего становится жарко. И, главное, обратите внимание, в какое время и где написаны они: в первых числах октября 1812 года - «после отдачи Москвы перед сражением при Тарутино». Именно в это страшное для России время. «Ребята, не Москва ль за нами?», как потом скажет другой гений земли русской. И, отданная физически, Москва оставалась в сердце как десятикратно требующая отмщения.

Отведай, хищник, что сильней:
Дух алчности иль мщенье?
Пришлец, мы в родине своей;
За правых провиденье!


«Мы в родине своей» - этим всё сказано. Ничего иного нет у нас, и не хотим. Но и хищника не потерпим. Тут могилы наших отцов, и мы не дадим посрамить их.

Да в чадах к родине любовь
Зажгут отцов могилы.

И далее:
Нет, други, нет! не предана
Москва на расхищенье;
Там стены!.. в россах вся она;
Мы здесь - и бог наш мщенье
.

Представляю, как звучали эти строчки при свете костров в военном лагере, как летели над тревожной неизвестностью готовых к смертному сражению воинов. Как оживала кровь в жилах сомневающегося, как загоралась она в отчаянном сердце храбреца, как мужеством наливались мускулы не раз изведавших запах пороха:
Родного неба милый свет...
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?


Двухсотлетие Бородинской битвы... Перечитайте зачитанное со школьных лет «Певец во стане русских воинов». Овеянное дымкой романтики, сквозь бездну времени, стихотворение является беспощадным документом мужества и кровавой схватки с алчной армией Наполеона. Беззаветно сражались за честь земли нашей предки. Перед чистотой и высотой их подвига в какой-то степени мелкой и мелочной покажется наша сегодняшняя суета.
Сегодня в переизбытке жареной информации, к сожалению, не слышно поэтического слова той силы, с которой написано «Певец во стане русских воинов». Во время Отечественной войны 1812 года это слово прозвучало подобно «Слову о полку Игореве», бесспорно послужившему единению и укреплению земли русской. А «Василий Тёркин» А. Твардовского? Разве не вдохнул он силу в советского солдата, веру в его победу над Гитлером?
Воистину цена художественного слова Певца неизмерима. Не это ли имел в виду В.А. Жуковский, когда писал:

Певцы - сотрудники вождям;
Их песни - жизнь победам,
И внуки, внемля их струнам,
В слезах дивятся дедам.


Какая неразрывная духовная связь между веками! Как коротко время между ними. Как близки мы по крови, живущие на одной земле, называемой Россия. И как не подумать, глядя в глубину истории, об ответственности поколений за происходящее при нас.

Сергей ГАЛКИН

http://www.lgz.ru/article/20041/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Галкин:
В душе читающего жарко
Год истории
23.10.2012
Все статьи автора