Кто ты, мой современник и соотечественник? Почему в тебе столько злобы, ненависти и зависти? Почему ты решил, что тебе можно все, а если чего-то нельзя, то нужно буйно протестовать против любого ограничения? Почему ты решил, что твоя свобода свята, а убеждения непонятного тебе человека могут быть высмеяны и попраны? И, самое главное, почему ты так легко веришь в то, что люди будут счастливы только в том случае, если ты им объяснишь, как нужно жить, отказывая им в праве не согласиться с тобой?..
Ничего удивительного
В последние месяцы мы наблюдаем через СМИ как будто бы новое явление, которому уже придумали оригинальное название - «крестоповал». Трудно даже сказать, с чего все началось, кто, что называется, первый поднял вооруженную бензопилой руку на главный христианской символ - крест Христов. Но общепризнанным лидером печальных новостей считается акция феминистической организации Femen, проведенная в Киеве в поддержку известных теперь уже на весь мир барышень из панк-группы с неприличным названием. Собственно говоря, киевские дамы - единственные на данный момент, кто решился спилить крест у всех на виду, среди бела дня и перед телекамерами (не говоря уже о том, что в полуголом виде). Замечательные и страшные кадры навсегда оставлены в архивах во свидетельство потомкам о том, что и в XXI веке не утихла война дьявола с Богом, полем битвы для которой, как известно, служат сердца людей. Почему эти кадры «замечательные» (все же употребим это слово в кавычках) и почему по-настоящему страшные?
Замечательно, что впервые за многие годы христиане имеют возможность заглянуть в лицо врагу. То есть тому, от кого надо безусловно защищать наши святыни и наших детей, но и тому, которого, исполняя евангельскую заповедь, надо учиться любить, отделяя живую, но заблудившуюся душу от пленившего ее греха. Замечательно, что мы, не успев даже толком порадоваться возрождению Церкви в России буквально из пепла, уже ощущаем на себе пробуждение антихристианских сил, облаченных не в тоги языческих императоров или кожанки красных комиссаров, а в цветные, яркие «ризы» так называемого современного искусства. Взамен христианского мировоззрения предлагается полный его антипод: каждый человек может сделать все, что ему захочется, без ограничений, кроме страха понести за это наказание. Гоббс торжествует: наконец-то реализация потребностей человека ограничивается только инстинктом самосохранения. Замечательно, что благодаря умножению взаимной ненависти членов нашего общества друг ко другу, христианство снова может оказаться в классической для себя ситуации, когда его сила ярче всего проявляется в его же беззащитности. Только теперь это не противостояние языческой «машины» и христианской кротости, а противопоставление здравого христианского мировоззрения и упования на Бога, Творца истории, - «мерзейшей мощи», сделавшей своим орудием тысячи душ талантливых и не очень поэтов, актеров, журналистов, адвокатов и прочих людей творческих профессий.
Только отчего-то страшно нам, современным христианам. Страшно от того, что если привлекают к суду осквернителей храмов, то это «расправа кровавого режима и его приспешников над благородными борцами с несправедливостью», а если убивают священника, то это «религиозная нетерпимость», то есть, мол, сами же и виноваты. Если люди требуют закрыть оскорбившую их выставку, то это «мракобесие и религиозный фанатизм», а если спиливают кресты и разрисовывают храмы, то это «естественная реакция возмущенных граждан на сращивание Церкви и государства», то есть, мол, не лезли бы из своих щелей, никто бы вас и не трогал. Страшно становится жить в обществе, в котором, например, вослед воззваниям Русского Народного Собора ограничить разрушающие народ «свободы» на грех раздается свист «лучших людей города», а столицы в этот момент рукоплещут поэту-шаржисту и актеру-кривляке, которые высмеивают буквально все, что попадется им на глаза.
В том, что христианские символы и святыни попирают, нет ничего удивительного. Это происходило и очень давно, в первые века христианства, и совсем недавно, в начале XX века. По-видимому, это продолжится и в нашем настоящем. Может быть, дело и не дойдет до физических гонений, когда исповедование веры и смерть за нее вновь станут для христиан повседневной реальностью. Скорее всего (хотя это лишь предположение), христианство подвергнется и уже подвергается атаке «творческой» прослойки общества как последнее препятствие на пути «освобожденного» от любых предрассудков человека. Бедные, бедные: получить от Бога дар творчества - и употребить всю его силу на крик о том, что ты с чем-то или с кем-то не согласен...
Кто ты, кресторуб?
У нас, священников, часто спрашивают: кто, на наш взгляд, поднял руку на Поклонные кресты? Кто пишет на храмах неприличные слова? Кто это? Простые хулиганы или же оскорбленные поведением Церкви сограждане, таким образом выражающие свое несогласие с порядком вещей? Нам же, по большому счету, все равно, кто поднимает руку на христианские святыни, а может так статься, что со временем поднимет руку и на одного из нас.
Всякому человеческому безумию есть предел: или покаяние и попытка что-то исправить в своей жизни, или же Бог оставляет человека ходить по путям своего сердца. Кажется, что второй вариант - положиться на свои собственные представления о добре и справедливости - выбрали большинство из тех, кого сейчас принято называть креативными или продвинутыми людьми. В их талантливых и безумных, кучерявых и лысых головах рождаются разнообразные остроты и шутки, лозунги и воззвания, революционные идеи и колкие статьи, разоблачающие Церковь и государство, которые якобы срослись и «угнетают свободы».
Каждого из таких «Савлов» Церковь терпеливо ожидает и примет с радостью, но при одном условии: когда они прекратят при помощи полученных от Бога талантов вкладывать в руки отчаянных простаков бензопилы, а научатся, наоборот, вынимать оружие и дреколья из человеческих рук, при помощи тех же самых прекрасных и столь необходимых сейчас обществу талантов умирять и утешать разгоряченных людей.
Крокодиловы слезы
С экрана телевизора смотрит на нас молодая женщина, только что собственными руками спилившая крест. Она расставила руки в стороны и, опершись пятой точкой о свежий спил, без верхней одежды позирует перед телекамерами. Так, стоп!.. А кто же находится по другую сторону объектива? Как кто-то из журналистов остроумно пошутил: если случится конец света, то наш телеканал покажет его в прямом эфире. В случае с фото- и видеофиксацией спиливания креста эта шутка стала реальностью. Действительно, все это безобразие, так же как и выступление в храме группы с неприличным названием, подробно фиксировалось журналистами, которые заранее знали о готовящейся акции и не упустили шанса сделать хорошие репортажи...
Конечно, хочется, чтобы все спаслись: и те, кто рубит кресты, и те, кто их восстанавливает, и пишущие задорные пасквили на Церковь, и те, кто, читая их, едва сдерживает гнев, стараясь поступить все-таки по-евангельски и простить врагов. Но есть такая площадка, такое пространство, пребывание в котором почти лишает человека надежды на исцеление от цинизма,- место по «ту сторону» объектива телекамеры. Поставленный выше вопрос: «Кто ты, кресторуб?» - легко разрешается, если мы повернемся спиной к этой несчастной полуобнаженной даме с бензопилой в руках и посмотрим в глаза-объективы хладнокровной публики, наблюдающей за безобразием.
Все сладкие и страстные речи о том, что задача либеральных СМИ - это только дать объективную информацию, открыть людям правду, представить широту взглядов и наладить диалог в обществе,- все это, на самом деле, не что иное как крокодиловы слезы. И если «кресторубка» из Киева или какой-нибудь неумный хулиган из Саратова, спиливший кресты вдоль дорог, представляют из себя страстных, но заблудившихся людей, то какие-нибудь редакторы, журналисты или блогеры-графоманы - это вполне себе хладнокровные рептилии, способные слезу пустить, но челюстей не разжимать.
Поэтому поставленные в самом начале вопросы современнику обращены прежде всего к этим людям, тем, кто снимал на видео неприличное действие в храме и спиливание креста в Киеве, а также к тем, кто своими статьями, стихами, теле- и радиопередачами наполняет разгоряченные и не очень умные головы ненавистью, которая в избытке пребывает в холодных и очень умных головах. Почему вы нас так ненавидите? Впрочем, мы-то знаем ответ на этот вопрос, но постарайтесь найти его самостоятельно, потому что только от этого зависит ваше спасение...
Фото из открытых интернет-источников
Иеромонах Дорофей (Баранов)
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61376&Itemid=4