Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Жизнь подарила увидеть...»

Валентин  Распутин, Русский вестник

15.10.2012

В Розовом зале Российской государственной библиотеки 12 октября в 16.00 открывается персональная фотовыставка «Жизнь подарила увидеть...» Анатолия Дмитриевича Заболоцкого - известного кинооператора, постановщика, фотохудожника, автора книг и фотоальбомов, лауреата премии Андрея Первозванного, лауреата премии имени Андрея Платонова, заслуженного деятеля искусств России, Белоруссии, Хакассии. На ней представлены более 300 уникальных работ.

А. Заболоцкий родился в 1935 году, в Сибири, в Красноярском крае. В 1960 г. закончил операторский факультет ВГИКа.
  
Работал на 9 киностудиях кинооператором-постановщиком. Снял 15 художественных фильмов, а также 8 короткометражных документальных фильмов в качестве оператора, соавтора, режиссера.
  
С 1977 года занимается фотографией. С этого времени вышло 24 издания с фотоработами А. Заболоцкого книги, альбомы, фотокалендари результат многократных поездок по бескрайним просторам Советского Союза и России.
  
А. Заболоцкий из кинематографического мира после смерти его друга Василия Макаровича Шукшина ушел в фотографию. Коллективное искусство кино, он сменил на искусство фотографии, плод творчества одного мастера.
  
Создавая на фотопленке свой мир, он трудится наедине с натурой. В скитаниях по градам и весям, зачастую пешком, с тяжелой ношей аппаратуры, в трудных погодных условиях, в ненастье и морозы, когда оптика потеет, измерительные приборы врут, а источники питания садятся, глаза художника выхватывают сюжеты, в которых, он сам говорит, «жизнь подарила увидеть...».
  
Мастер преподносит нам как бесценный дар красоту родной земли, красоту людей живущих на ней, все, что мы в суете и спешке не замечаем, пробегая мимо, как нам кажется, по очень важным делам.
  
Рассматривая работы художника на выставке, проникаешься мыслью, что мастеру дана благодать любви ко всему, чего касается его взгляд, и этой любовью он щедро делится со зрителем. Здесь возникает щемящее чувство принадлежности к одним корням, одной земле, имя которой «Русь».    
  
Думается, лучше всего о творчестве А. Д. Заболоцкого сказал выдающийся русский писатель Валентин Григорьевич Распутин в публикуемой ниже статье «РУСЬ. Веси, Грады, Лики, Земля. О выставке Анатолия Заболоцкого», написанной в 2005 году.
   
«Работы для этой выставки Анатолий Заболоцкий подобрал в точном соответствии с её названием. Да, здесь все то, что Родину делает Родиной: Веси, Грады, Лики, Земля с заглавных букв. Это собрание фигур, лиц, глаз и настроений; эта вереница людских и природных «выходов на сцену»; эта галерея земного и небесного, сошедшегося вместе по-братски малого и великого, до боли родного хоть руки простирай для объятий, и отстраненного, мудро взирающего из глубины веков, как древние рукописные книги; многоликий этот мир, многоголосо и слаженно выводящий мелодию бытия все это способно одновременно и в радость окунуть, и привести в смущение. Мы привыкли к тому, что сегодняшняя наша действительность, как бы уже заключенная и в скобки от неспособности к безопасному ходу, переполненная несоответствиями и противоречиями, прежде всего, выставляет грубость, уродство, разлад. Здесь же ничего подобного нет. В этом развороте какой-то почти патриархальной, какой-то почти пригрезившейся и все же настоящей, еще сохранившейся в тихих местах, жизни красота, умиротворенность, вечность, лад...
  
Впечатление такое, что Русь наконец нашла себя, осознала и духовно сдвигается все тесней и тесней. А ведь тут и верно вся Русь, все лики из самых дальних и глухих углов, все не побитые бурями и лихом деревянные и каменные веси вдоль вековых большаков, вся скромная благодать вокруг. Но и все величие рукотворного и нерукотворного, вместе с печалью и морщинами вышедшая наружу правда, непреходящее терпение... Тут, как в граде едином, Русский Север, Горный Алтай, Хакасия и Тыва, побережье Холодного океана на крайнем северо-востоке Якутии, Байкал и Лена, Саяны и Обь, Русская равнина и Урал. Тут и Святая Русь: Оптина пустынь и Шамордино, Валаам и Дивеево, Храм на Крови на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге и точно неустанный покаянный «крестный ход» восьми монастырских храмов возле Ганиной ямы на месте уничтожения останков царской семьи.
  
До чего же мила ты и тепла, до чего же по-матерински родна ты и прекрасна, ненаглядна и приветлива, матушка Русь! Все-все здесь знакомое, пережитое, пройденное, надышанное нами, жившее в сердце если даже не привела судьба везде побывать. А постоишь, вглядишься внимательней неправда, бывал, помню, каждая клеточка отзывается и признает за свое.
  
Вот девушка после причастия: удивительно красивое, одухотворенное лицо, повязанное легким платочком, глаза большие, глубокие, светящиеся благодатной чистотой. Так бы глядел на нее в восторженном узнавании. Нет, эта девушка из Руси не выпадет, она на своей земле стоит крепко. Вот три отборного сорта богатыря, три белобрысых подростка двенадцати-тринадцати лет: славяне. Да, ни с кем не перепутаешь: славяне, знающие себе цену, глядящие перед собой смело и как-то по-хозяйски. Небрежно навалились на изгородь, за которой неподвижно лежит небольшенькая речка, а дальше луговина сплошной дремлющей зелени. Славянская земля, на которой эти молодцы чувствуют себя как нельзя лучше. А вот «Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» как при Пушкине, как и тысячу лет назад все та же простенькая и сладкая, щемящая сердце картина: трусит по снегу лошадка и фигура в санях.
  
Только и всего. Как говорится, смотреть не на что. Кому-то и не на что, а ты то ли от простоты своей натуры, или от притяженья к детским деревенским впечатлениям смотрел и смотрел бы неотрывно, как зачарованный, на это тысячу раз милое сердцу видение нашей «лапотности», слушал и слушал бы скрип полозьев по утреннему морозцу, игру селезенки у лошадки и ленивое понукание мужика. Господи, не дай этому никогда сгинуть, из этого да из такого же многого еще и вылепилась наша неприхотливая душа, знающая хорошо цену истинному. А вот во все глаза глядят изнутри в оконную раму два лица материнское совсем еще молодое, спокойное, расслабленное, и мальчишечье, любопытное, живое. Ни мы не знаем их, ни они нас, но отчего так хорошо, что они ненароком увидели нас, а мы их, отчего верим мы, что за их лицами и глазами открылось нам большее, чем мы способны сразу осознать?! А вот два молодых мужика из вологодских или архангельских ставят по старинке домину, как ставили деды и прадеды, и присели ненадолго отдохнуть, но до чего же просторна, до чего величава будет эта хоромина; и уж сомневаться нельзя, любуясь ею, что дурного человека она в свои стены не впустит... Девочка-пастушка возле коровы, из повязанного по-старушечьи платочка выбивается челка, лицо озабоченное, чуть смущенное тем, что оторвали ее от дела, за спиной вдалеке излучина реки, лес, дремлющее под приглядом пастушки притомившееся солнышко и опять, и опять ни с чего перехватывает от волнения дыхание и на глаза наворачиваются чувствительные слезы. Все, все родное, куда ни взгляни, все узнается, тянется навстречу, нашептывает признания, просит прикосновения, ждет доброго слова.
  
Будто автор сознательно собрал для родственного общения близких людей и близкие картины.
  
И верно по Руси России, как по матери, мы все кровная родня. Все одного поля ягода, взросшая не на асфальте, а на пашне да на лесных полянах. Когда нашептываются, наплескиваются нам ее бесхитростные и драгоценные образы полнится и предельно распускается душа, дает нам зрение и слух приласкать каждую былинку, вздымает в высоту, чтобы в торжественном парении мы ничего не упустили.
  
Но и без поэтического воображения здесь, на этой выставке, на этой праздничной встрече, на прекрасных этих полотнах по-землячески оказалось много родных, всему русскому кругу хорошо известных лиц. Василий Белов и Георгий Жженов, Олег Волков и Александр Михайлов, Владимир Крупин и Владимир Солоухин, Виктор Астафьев и Иван Рыжов, Сергей Залыгин и Татьяна Петрова... А эти мостки подле деревни Никола на Вологодчине знамениты тем, что по ним хаживал и, должно быть, наговаривал стихи Николай Рубцов. А это в панораме шукшинской Родины гора Пикет, на которой в день рождения Василия Макаровича ежегодно собираются десятки тысяч почитателей его имени. А это сын Геннадия Заволокина в сороковой день после трагической гибели любимца всей России... Сын в то мгновение был рядом с отцом... вытянутый язычок свечи, напоминающий вспархивающую душу, застывшее от боли мужественное, похожее на отцовское лицо и клятвенная решимость во всей фигуре: нет, не перестанет на Руси играть гармонь.
  
Мы дома, на Руси, нас с нею не разлучить даже и смерти. Но и Русь в нас; она в нас, может быть, даже и больше, чем мы в ней, ибо нет, кроме нее, для нас другой души и другого сердца. С нею, только с нею, когда она в нас, мы и можем постоять за свои веси и святыни».
   

Валентин РАСПУТИН

http://www.rv.ru/content.php3?id=9786



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме