Оговорка «по Фрейду» или досадная оплошность?

Тест для Бидзины Иванишвили

От редакции. Заявления лидера победившей в Грузии коалиции внимательно анализируются повсюду в регионе, и в частности, в Армении. Любое неосторожное, опрометчивое высказывание способно вызвать бурю эмоций. Именно поэтому политики в любой стране должны быть весьма осмотрительны в своих заявлениях, особенно если в них затрагиваются тонкие вопросы межнациональных отношений. Не в последнюю очередь это относится к Грузии - бурные события в этой стране отзываются эхом во всех её регионах, и не в последнюю очередь - в армянонаселённом Джавахке - части грузинской губернии Самцхе-Джавахетия. Поствыборная динамика в этом регионе сравнительно редко попадает на страницы российских печатных и Интернет-СМИ. Попытаемся восполнить этот пробел.

* * *

В последние дни армянское население Грузии, в первую очередь Джавахка (или как его называют грузины Самцхе-Джавахети), активно обсуждает скандал, связанный с эксклюзивным интервью лидера блока «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили московскому журналу «New Times». Напомним, что, отвечая на вопрос о том, почему он, в конечном счете, вернулся из Франции на родину, победитель последних парламентских выборов в Грузии сказал: «Мы, грузины, - очень странная нация, мы очень привязаны к своей земле. Это наш характер. Посмотрите, например, здесь у нас живут армяне. И я просто поражаюсь: родина рядом, а они живут здесь». «Может, для вас подобного вопроса вообще не существует? - обращаясь к редактору «New Times» Евгении Альбац, спросил Иванишвили и добавил. - Мне это непонятно. Я жил во Франции, один год жил в Америке, но во сне видел свою деревню, землю».

Это заявление Б. Иванишвили вызвало серьезную обеспокоенность армянского населения Грузии. В республике проживают более 300 тысяч граждан армянской национальности, еще больше - азербайджанцев, другие нацменьшинства, но почему-то только армяне оказались в центре нездорового внимания главного в эту пору грузинского «мечтателя». В Ахалкалаке, Ахалцихе, Цалке, других армянонаселенных регионах люди опасаются, что к власти приходит очередной грузинский фюрер, который начнет свое правление с привычной для Тбилиси охоты на инородных «ведьм».

Встревожил Иванишвили и правящую в Армении Республиканскую партию, возглавляемую президентом Сержем Саргсяном и традиционно выступающую с прогрузинских позиций. Представитель этой партии, председатель постоянной комиссии по внешним связям парламента Армении Артак Закарян прокомментировал заявление лидера «Грузинской мечты» следующим образом: «Если такое действительно было сказано, то это вызывает, как минимум, недоумение. Упомянутое высказывание является рецидивом политики Гамсахурдиа «Грузия - только для грузин», горькие плоды которой соседняя страна пожинает по сей день. Остается выразить надежду, что это была оговорка лидера политической силы, которая победила на выборах с лозунгами о верности европейской системе ценностей и укреплению демократии».

Среагировала и армянская оппозиция. «Эпизод опубликованного 5 октября интервью лидера коалиции «Грузинская мечта» об армянах Джавахети показывает, что означает вхождение неполитических деятелей в большую политику». Такое мнение высказал лидер оппозиционной партии «Новые времена» Арам Карапетян на своей странице в соцсети Facebook. «Олигархи в целом не обладают политическим мышлением и не умеют реально оценивать роль слов и мыслей в общественно-политической жизни. Таким, к примеру, был в России Прохоров (кандидат в президенты России 2012 года, бизнесмен Михаил Прохоров - А.М.), неудачные политические высказывания которого вынужденно опровергали даже представители властей. Так что, одни лишь деньги - может быть, в какой-то степени и необходимое, но точно недостаточное условие в большой политике. Вскоре мы вновь в этом убедимся и не один раз».

Понимая, что первые же заявления после убедительной (и, по некоторым данным, хорошо срежисированной) победы на выборах и вступления в публичную политику могут обернуться громким и очень тяжелым афронтом, Бидзина Иванишвили 6 октября поспешил выступить с опровержением, в котором отметил следующее: «К сожалению, в газете «Новое время» («New Times»), в моем интервью с главным редактором Евгенией Альбац один из моих ответов вызвал некоторое недоразумение, в связи с чем считаю необходимым сделать следующее разъяснение.

На вопрос журналиста, который касался возвращения меня и моей семьи в Грузию, я дал обстоятельный ответ, но в газету попала только его часть, что целиком изменило и исказило контекст. Получилось так, что я удивлен тем, что армяне живут здесь, имея рядом свою родину. Хочу отметить, что каждый гражданин Грузии равноправен, несмотря на свое этническое происхождение. Это гарантировано конституцией Грузии и вместе с тем это является моим убеждением.

Что касается интервью, то на вопрос журналиста я подчеркнуто отметил, что восхищен особым даром армян и евреев, что они могут быть гражданами мира, они везде успешны, где живут и имеют сильную диаспору. Мы же, грузины, - такой удивительный народ, что, к сожалению, нигде не смогли обосноваться и создать сильную диаспору. Таким был главный контекст моего ответа.

Тут же хочу еще раз отметить, что Грузия - многонациональная страна и является родиной для всех здесь живущих народов».

Это малоубедительное «опровержение» лишь усилило тревогу многих джавахкских и тбилисских армян, поскольку батоно Иванишвили так и не разъяснил, с каких это пор джавахкские армяне, живущие на своей исторической земле, стали вдруг «диаспорой»? Лидеру «Грузинской мечты» стоило бы полистать историю и собственной страны, и Армении, дабы вновь убедиться в том, что Джавахк - часть древнеармянской провинции Гугарк - оказался в составе Грузии под нажимом Турции, Европы и большевистского режима - точно так, как Карабах, Гандзак и Нахиджеван были насильственно включены в состав Азербайджана. Автохтонное население Джавахка не может быть «диаспорой» на своей Родине. Диаспорой может называться, скажем, 800-тысячная грузинская община России, но никак не джавахкцы, живущие в Джавахке.

Руководитель движения «Грузинская мечта» приходит к власти под громкими демократическими лозунгами, обещая исправить ошибки уходящего режима - в том числе в сфере национальной политики. Будем надеяться, что г-н Иванишвили искренен и в своем опровержении, и в своих заявлениях о приверженности общечеловеческим ценностям. Одной из преступных, чудовищных ошибок режима Саакашвили является незаконный арест Ваагна Чахаляна - политзаключенного, общественного деятеля Джавахка, брошенного в тюрьму летом 2008 года. Ему инкриминировались, в частности, групповое сопротивление представителю власти, приобретение и хранение оружия и боеприпасов, организация массовых беспорядков. Вопиющие нарушения в ходе судопроизводства по делу Чахаляна были неоднократно отмечены как армянскими общественными организациями, так и омбудсменом Грузии. Защита Чахаляна решила отстаивать его интересы в любых инстанциях, вплоть до Европейского суда по правам человека. Он был приговорен к 10 годам лишения свободы, члены его семьи - к крупным штрафам. В настоящее время незаконно арестованный В. Чахалян пребывает в Руставской тюрьме N 6 строгого режима.

Сегодня в Джавахке обсуждают не только итоги парламентских выборов в республике, но и одно из последних обращений армянского политического деятеля Ваагна Чахаляна к своим соотечественникам. Приводим здесь текст данного документа.

«Дорогие соотечественники! Грузинские власти попытались заставить замолчать джавахкский народ посредством крайних мер - террора, арестов и изгнания руководителей организации «Единый Джавахк». Но не стоит бояться этих вызовов, поддаваться отчаянию.

Новая ситуация ставит перед нами новые задачи, решение которых потребует усилий, сплоченности и способности к концентрации всех наших возможностей. У сил, желающих избавиться от армян, большие ресурсы, но и Джавахк сегодня не один. Самое главное то, что Справедливость на нашей стороне. Мы не хотим кого-то выселять из своих домов, мы защищаем наши дома от посягательств других. Мы никого не заставляем забыть свой язык, мы защищаем свой родной язык и свою историю. Мы не призываем кого-то забыть свою веру. Напротив, мы защищаем нашу религию, боремся за то, чтобы нам вернули наше неотъемлемое право - владеть церквями, построенными и защищенными кровью наших предков. Мы не заставляем кого-то учить армянский язык или менять окончания фамилий на «ян». Наоборот, мы защищаем право на собственную идентичность. Мы не посягаем на имущество других, но не позволим, чтобы кто-то посягал на то, что принадлежит нам, как бы ни был силен этот «кто-то». Мы никого не боимся, пусть другие боятся нас и того, что чаша армянского терпения однажды может переполниться. Мы боремся за сохранение армянства в Джавахке, а не за арменизацию чужих областей, поэтому у нас нет страха за несправедливый исход этой борьбы.

Братья и сестры! Мы должны объединиться вокруг тех лиц, которые живут сейчас в Джавахке и не боятся говорить о его проблемах. Необходимо сплотиться вокруг них, вдохновлять, поддерживать их - кто чем может. Нельзя поддаваться сплетням спецслужб, которые распространяются в Джавахке. Надо закрыть источники этих сплетен. Нужно, в конце концов, понять, какой огромный ущерб наносят они нашей борьбе.

Что еще мы можем сделать, кроме как сплотиться и воодушевлять друг друга? Многое. Но давайте из этого многого сделаем хотя бы минимальное - давайте бороться против любого шага, направленного на ослабление армян в Джавахке.

Что делают грузинские власти? Сокращают уроки армянского языка, запрещают уроки истории Армении. Что нам делать в ответ? Каждый из нас должен отдельно заниматься со своим ребенком, чтобы заполнить искусственно созданный пробел. А те, у которых есть больший запас знаний, пусть открывают кружки для своих детей и детей своих соседей.

Что делают грузинские власти? Запрещают ввоз в Джавахк армянских книг. Что нам предпринять в ответ? Если каждый, кто приезжает из Республики Армения, привезет с собой хотя бы одну книгу, в Джавахке не будет дефицита армянских книг. Не станут же они конфисковывать на границе одну эту книгу? А если конфискуют, тем хуже для них - опозорятся на весь мир как страна, борющаяся против литературы и образования. Более смелые пусть возьмут с собой вместо одной книги - десять. И так в каждой сфере - нужно бороться, сопротивляться, молча, без лишней суеты.

Они не позволяют ремонтировать наши церкви? Но что мешает нам собраться и навести в них чистоту? Убежден, что в нынешних тяжелых условиях это будет равносильно ремонту. В каждой деревне нужно проводить культурные вечера, посвященные армянским песням и танцам. Поверьте, Господь, увидев нашу преданность своей церкви, своему языку и истории, армянским песням и танцам, однажды поможет нам возродить наши церкви и читать там «Отче наш» на армянском, свободно использовать родной армянский язык во всех сферах, изучать историю Армении в наших школах. Нужно проявить волю и сопротивляться, недруги не должны видеть в нас слабость и усталость. Слабые и уставшие не смогут отстоять свое место под солнцем. Нужно стряхнуть с себя безразличие к собственной судьбе. Нужно бороться в каждой сфере общественной деятельности - начиная со школ, заканчивая Интернетом. Этого требует уважение к предкам и долг перед будущими поколениями.

В нашей борьбе мы должны быть бдительны, помнить всегда: сегодня Джавахк кишит представителями грузинских спецслужб с армянскими фамилиями, которые плетут невидимую паутину вокруг армянских национальных деятелей. Они в основном работают в двух направлениях:

1. Распространяют клеветнические измышления грузинских спецслужб;

2. Всевозможными путями пытаются повлиять на идеологию нашего движения, меняя ее проармянскую ориентацию на антигрузинскую.

Раз и навсегда нужно запомнить, что наша борьба направлена не против грузинского народа, она просто проармянская. Уверен, что большинство грузин не относятся к нам враждебно, чаще всего граждане грузинской национальности даже не информированы об антиармянской политике властей, проводимой в Джавахке. А иногда они просто дезинформированы, думая, что правительство принимает вынужденные меры для усмирения радикально настроенных джавахкцев.

Настрой грузинского народа в отношении армян часто отличается от настроя и намерений грузинских властей. Сегодня среди грузинской интеллигенции есть немало лиц, прекрасно понимающих последствия деарменизации Джавахка. Они осознают, что их власти, исполняя турецко-азербайджанские указания, путем вытеснения армян из Джавахка, превращают эту территорию в некий коридор для «двух государств одного народа», коридор, посредством которого Армения будет окончательно взята в тиски.

Грузинское руководство, исходя из экономических и политических выгод, из-за больших долгов перед Турцией и Азербайджаном полностью попало в сети этих двух государств и не способно им противостоять. Тем самым оно роет могилу для своей же страны. Здесь мы можем вместе с грузинским народом, рука об руку, бороться против этой опасной программы. Нам необходимо проявить бдительность и дальновидность, различать белое от черного. Нужно четко осознать: то, что мы делаем, прямым образом связано с сохранением мира в регионе, поскольку обессиленный Джавахк может стать причиной нового конфликта, нового очага противостояния. Поэтому, ради сохранения мира и стабильности, необходимо поддержать баланс сил, и для такой поддержки есть один способ: обеспечить нормальное развитие Джавахка. Это задача, требующая серьезных сил, сплоченности, ежедневной борьбы и терпения. Нужно подавить в себе страх и робость и взяться за дело

Я уверен, что увидев нашу силу, увидев наш дух, грузинские власти пойдут навстречу нашим требованиям и прекратят нарушать наши права. Не может быть по-другому, у джавахкских армян нет иного выбора, они не смогут терпеть и жить в статусе людей «второго сорта». Сегодня джавахкский армянин выражает протест, покидая дома своих предков, но нужно понять, что эта форма протеста - самая непродуктивная. Наши недруги именно этого и добиваются.

Соотечественники! Меня духовно укрепляет та мысль, что мы с каждым днем становимся более сознательными в нашей борьбе, изо дня в день - более опытными, а вместе с этим - более решительными. При хорошем управлении ресурсов трехсот тысяч джавахкских, всех грузинских армян вполне достаточно не только для самосохранения, но и для обеспечения развития.

Мы не должны поддаваться отчаянию, мы должны хорошо понимать, что этим наносим вред в первую очередь именно себе. Пусть исчезнут в нас страх, слабость, подавленность и разочарование. Ради Джавахка, ради страны наших дедов, наших внуков мы должны избавиться от раскола и отчуждения друг к другу. Мы все вместе, плечом к плечу, вернем величие Джавахка - Родины наших предков, величие нашего гордого Абула. Борьба, борьба до победного конца!».

Как видим, непродуманная, бесчеловечная политика режима Саакашвили в отношении граждан армянской национальности обернулась серьезным межэтническим противостоянием в Джавахке, которое рискует перерасти в самый что ни на есть настоящий конфликт, если Тбилиси не пересмотрит курс на деарменизацию края. Новым властям Грузии предстоит доказать свое отличие от предшественников, так сказать, пройти тест на демократичность и решить хотя бы самые наболевшие вопросы джавахкских армян. Одним из них является вопрос Ваагна Чахаляна и других армянских политзаключенных, вся вина которых заключается в том, что они осмелились защитить конституционные права джавахкцев.

Господин Иванишвили, озвучивший немало интересных мыслей в своем интервью и последовавшем за ним опровержении, должен подтвердить искренность предвыборных обещаний и первым делом добиться восстановления справедливости в деле Чахаляна и его единомышленников, полагают в Джавахке. Вот тогда местные (и не только) армяне поймут, чем отличается Бидзина Иванишвили от Михаила Саакашивили. И чем объяснить его странные и неудачно опровергнутые заявления об армянах - теорией Фрейда или досадной оплошностью журналистов?

Ахалкалак

http://www.kavkazoved.info/news/2012/10/10/ogovorka-po-frejdu-dosadnaja-oploshnost-test-dlya-ivanishvili.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Аракел Майсурян:
Оговорка «по Фрейду» или досадная оплошность?
Тест для Бидзины Иванишвили
11.10.2012
Все статьи автора