itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Если мы сидим за одним столом, значит, те моменты недопонимания преодолены»: о встрече православных и либералов в Новосибирске

0
259
Время на чтение 8 минут

bbb В день рождения Владимира Путина в трапезной новосибирского собора Александра Невского произошло событие, которое кажется в современной России невозможным. За одним столом собрались непримиримые вроде противники - православная молодёжь и молодёжь «оппозиционная».

В течение трёх с лишним часов они спокойно обсуждали вопросы отношения церкви, общества и государства. Со стороны «оппозиции» пришли те самые молодые люди, которые участвовали в пикетах против несправедливого, на их взгляд, приговора участницам панк-молебна в храме Христа Спасителя. Среди «принимающей стороны» были те, кто проводил пикеты в защиту нравственности и даже вырывал плакаты у оппонентов. Впрочем, отсутствовали с одной стороны Артём Лоскутов и Павел Красавин, а с другой - координатор местного отделения движения «Народный собор» Юрий Задоя.

Если не учитывать предысторию, начало беседы выглядело как какой-то теоретический семинар на тему религии и государства. Руководитель Православного молодежного миссионерского центра Артемий Сильвестров начал встречу со слов приветствия тем, «с кем мы встречались не в такой тёплой аудитории, не в такой дружественной атмосфере, а имели некое противостояние, причём весьма жёсткое».

Сильвестров представил священника, отца Иоанна Реморова, сидевшего по правую от него руку во главе стола. Реморов является проректором Новосибирской православной духовной семинарии и Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института. Кроме того, он преподаёт латынь в НГУ и входит в комиссию по биоэтике при Институте цитологии и генетики СО РАН.

Судя по всему, обе стороны опасались возможного перехода дискуссии в конфронтационное русло, поэтому первые полтора часа старательно обходили острые углы. Один из участников встречи, молодой физик-ядерщик, предложил отцу Иоанну описать, как бы выглядело, на его взгляд, идеальное устройство государства при наличии в нём 10% православных, 40% православных, 90% православных и 100% православных (задача с разными граничными условиями).

Отец Иоанн взял ручку и попросил повторить значения процентов. Впрочем, задачу со 100% православных он решать отказался, как заведомо нереальную. В остальном же, как оказалось, священник вовсе не желает слияния церкви и государства. Реморов напомнил, что при царе церковь была государственным институтом, чиновники были обязаны ходить на богослужения, и «ни к чему хорошему это не привело».

Также отец Иоанн согласился с утверждением другого физика, что выяснять устройство мира - это дело науки.

В общем, чем дальше, тем больше выяснялось, что разногласий у собравшихся не так уж и много. Оппозиционеры попрекали церковь поведением отдельных ее представителей, а православные указывали, что от имени церкви может говорить только собор, и что нельзя видеть в крайних проявлениях мнения всей РПЦ. Более взвешенные суждения уважаемые священники публикуют на сайте «Православие и мир», но почему-то никто не обращает на это внимание.

Реморов напомнил, что при царе чиновники были обязаны ходить на богослужения, и «ни к чему хорошему это не привело»

Через полтора часа наконец прозвучало словосочетание «Pussy Riot». Первым участниц панк-группы упомянул православный прихожанин, юрист, который высказал удивление тем, что от церкви ждут высказываний по юридическим вопросам, которые относятся к компетенции государства.

Нарушением «негласного табу» воспользовался и сразу «взял быка за рога» гражданский активист Стас Захаркин: «Мы в апреле хотели провести акцию в знак солидарности с сидевшими тогда в тюрьме Pussy Riot, - я не первый нарушил „табу" об упоминании их имени. Юрий Задоя, который жаль, что здесь не присутствует, позвонил людям, которые имели отношение к храму Александра Невского, и они вели себя крайне агрессивно, они нападали на людей, ругались матом».

«Очень странно выглядит, когда организация, которая говорит, что она печётся за нравственность, всё так преподносит, - отметил Захаркин. - И у Юрия Задоя есть дочь, она в социальной сети „Вконтакте" написала речь, это дочь священника, насколько я понимаю (Стас Захаркин перепутал: история была связана с дочерью настоятеля храма Александра Невского Александра Новопашина, а Задоя священником не является, - прим. Тайги.инфо), что следует разобраться с Лоскутовым, причём разобраться в крайне жёстком, насильственном варианте. Так вот, вопрос к храму Александра Невского, к его, так сказать, представителям, - как вы относитесь к такому проявлению нравственности?»

«Я не отношусь к храму Александра Невского, но я скажу так: никто не застрахован от ошибок, - ответил отец Иоанн. - Но это не значит, что мы теперь должны сразу говорить, что „эти" - совсем плохие люди и так далее. В церкви принято считать, что осуждение человека является грехом, но мы осуждаем те или иные поступки. И если ход взаимодействия сначала шёл в неверной форме, а сейчас мы, слава Богу, сидим за одним столом и общаемся в форме диалога, то это значит, что те моменты недопонимания - преодолены. И давайте мы к ним не будем возвращаться».

«Вы для меня были теми, кто поддерживает сексуальные меньшинства, я думал - ну всё, они все „голубцы" до одного»

Но наиболее колоритным оказался ответ на вопрос Захаркина пономаря храма Александра Невского Бориса Левитана: «Кому-то не понравится, но я попытаюсь всё максимально упростить, и Стасу в том числе, ответить на вопрос, потому что я - непосредственный участник всех этих событий, которые происходили. Дело в том, что говорится про этот митинг, но почему-то умалчивается о том, что вам его запретили...»

«Второе. Я вот заметил, что православного человека всё время пытаются как-то однолико нарисовать. Некий такой робот, который не имеет права ни на эмоции, ни на свои чувства, и он чётко должен быть в рамках, - продолжил Левитан. - Вот я - православный. И вот какая-нибудь девушка православная, в платочке. Она по-своему отреагирует, я - по-своему. Я потом, быть может, буду жалеть об этом, сомневаться, правильно или неправильно я поступил. Но когда я вижу плакат, это в тот же день было, на котором написано „Бога нет!", нарисованы какие-то корявые церкви, ну я посчитал в тот момент, что это неправильно, и отреагировал своим способом».

«Третий пикет за нравственность, на котором мы наконец-то познакомились. Вы для меня были теми, кто поддерживает сексуальные меньшинства, я думал - ну всё, они все „голубцы" до одного. А оказалось, что это совсем не так. Вы про меня что [думали]? Быдло, три класса образования... Потом узнали, что у человека два высших образования, откуда ни возьмись, - сказал пономарь. - Поэтому я очень рад, что мы сели [за один стол], наконец. Думаю, мы все для себя выводы сделаем. Когда вот мы сидели в кафе последний раз, разговаривали, и внезапно у нас возникла ситуация с очередным там митингом. И вот если бы мы не сидели за столом переговоров, была бы жёсткая опять конфронтация. А мы спокойно договорились, там маленько что-то перенесли, углы сгладили, вы своих каких-то целей добились, мы - своих».

Впрочем, оказалось, не ко всем оппозиционерам служитель храма Александра Невского питает теплые чувства: «Что касается опять же Лоскутова. Вот хоть я и православный, не побоюсь, если меня кто-то осудит, вот для меня он - поганец. Он поганец, он предатель, который, собственно, начинал свой путь в храме, причём в нашем, потом он переобулся, стал другим человеком. И теперь надевает майку, или даже тиражирует эти майки (майки со стилизованными под икону Pussy Riot с изображениями, - прим. Тайги.инфо), вставляет эти плакаты [в лайт-боксы] в центре города».

«Лоскутов поганец, предатель, который начинал свой путь в храме, потом он переобулся, стал другим человеком»

«Для меня, понимаете, как для каждого православного человека, церковь для меня - мать. Это то же самое, что над моей матерью кто-то стал бы издеваться, - убеждал Левитан. - Ну я думаю, что любой из вас выступит, независимо от своих физических возможностей, если над его матерью кто-то начнёт издеваться или хулить. Реакция была бы совершенно нормальной и соответствующей. Точно такая же реакция и с этими „рок-звёздами", которые в храме Христа Спасителя выступали».

Через какое-то время возник вопрос о том, в какой ситуации православные считают допустимым применение насилия, и не должны ли они всегда «подставлять другую щёку».

И опять самым небанальным был ответ Бориса Левитана: «Приведу конкретный пример - идёт по городу Иерусалиму православный священник с православным крестом, и встречают его такие (ортодоксальные) иудеи, с пейсами километра по два. Понятно, что у них сразу ненависть, негатив. И вот один из них приметился и плюнул (у ортодоксальных раввинов в некоторых районах Иерусалима есть „традиция" плевать в сторону священников других конфессий, - прим. Тайги.инфо). И вопрос дальнейших действий священника зависит от чего? Он зависит от меткости источника плевка».

«Если слюна попала в лицо священнику - священник сказал: ну извините, отёрся и пошёл дальше. Но слюна, к сожалению, попала не в лицо священника, она попала ему на крест. И тут совсем другая реакция, - продолжил пономарь. - Священник снял крест, снял рясу, ну и... доказал правильность своей веры. Точно так же и здесь. У нас всё время противоречие, „если ударили по левой щеке, подставь правую", но если, например, ситуация даже не с крестом, а достаться могло девочке, которая шла с крестом, оплевали бы и побили камнями? Что сказать? „Бейте, бейте, вы молодцы"?»

Отец Иоанн Реморов подтвердил, что церковь не проповедует «непротивление злу насилием». Православный Александр дополнил его комментарий: «Ребята, дерзну сказать, что за веру [люди], к всеобщей радости или к сожалению, - будут биты. За всё остальное...» Стас Захаркин возразил: «Фашисты, они за свою веру били». Кто-то из православных ответил: «Так потому и битва была. И кто победил?»

«Если слюна попала в лицо священнику - он отёрся и пошёл дальше. Но слюна попала не в лицо, она попала ему на крест»

После завершения встречи я спросил аспиранта Института ядерной физики СО РАН Леонида Кардопольцева, который участвовал в переговорах с «либеральной» стороны, как появилась идея подобной встречи. Он рассказал, что после пикета «За нравственность», на котором оппозиционеры пародировали «православных», лузгая семечки вокруг бутылки с пивом на фоне написанных с ошибками плакатов, состоялся разговор с несколькими православными, включая Юрия Задою и Бориса Левитана. Потом общение продолжилось, Левитан начал обмениваться с физиками-теоретиками книгами по богословию, и возникла идея провести общую встречу. Сначала думали сделать это в виде дискуссии, но не могли договориться о формате и спикерах, и решили собраться просто так.

Хочу добавить несколько слов от себя, как от человека, видевшего политические баталии конца 80-х-начала 90-х.

Возможность подобной встречи казалась невероятной. Это не в русле нашей порочной политической традиции. В русле нашей традиции - навесить на противоположную сторону жупелы, нарисовать отталкивающий и отвратительный портрет своего оппонента, и с этим портретом усиленно бороться, не замечая стоящего за ним живого человека.

Молодые люди разных мировоззрений, можно сказать - разных цивилизаций, увидели друг друга, начали разговаривать и были крайне удивлены. С одной стороны - не извращенцы и не исчадия ада, а с другой - не дикари в рясах и с крестами. И с той, и с другой стороны - хорошие люди, в чём-то друг друга не понимавшие. В мы так и не смогли переступить порога, отделяющего мир фантомов и абстракций от мира живых людей с их реальными достоинствами и недостатками.

Будем надеяться, что это получится в 90-ые2010-е.

Текст и фото Алексея Мазура

http://tayga.info/details/2012/10/09/~109948

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59