По дороге из детдома

Как одно село победило бюрократию

Не секрет, что социальным и благотворительным отделам епархий не всегда удается создать настоящую сеть социального служения, которая охватила бы всех нуждающихся. Чаще всего сил хватает на помощь лишь нескольким больницам, детским домам или домам престарелых.

В Симбирской и Мелекесской  епархии (ныне Симбирской и Новоспасской митрополии) нашли свой выход из ситуации, и сегодня епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Симбирской и Новоспасской митрополии, работающий в селе Арское, находится в постоянном контакте со всеми детскими домами области, разбросанными по огромной территории. 

Когда-то здесь был военный пост, охранявший порядок в неспокойных симбирских землях. В далекие времена строительство казачьей станицы начали именно с возведения храма. 

Сегодня это (официально) уже город Ульяновск. Небольшое село Арское живет обычной жизнью, разве что в близости к большой трассе - всю ночь мимо с гулом идут машины из Ульяновска в Мордовию и дальше - до Москвы. Протоиерей Алексей Кормишин, настоятель Богоявленского храма, вспоминает, как в начале 2000-х, когда на заброшенном пустыре еще только восстанавливали церковь, которую было видно с большой дороги, сюда постоянно тянулись самые разные люди: ветераны чеченской войны, бродяги, беспризорные дети, просто люди с поломанной судьбой, подчас бежавшие скорее от самих себя, чем от каких-то проблем. Кто-то оставался, помогал строить храм. Но куда больше нуждались в помощи сами эти люди.

- Первое время мы преимущественно военными занимались, - вспоминает отец Алексей. - После Чечни много ребят было, и очень многие уходили в бандиты. Сами понимаете, «лихие 90-е»... Я в разные инстанции обращался, говорил, что надо что-то делать, но понимания не находил. То же и с проблемой без­домных. Знаете, действительно частая история, когда бродяг нанимали на стройку, а потом собак на них спускали вместо того, чтобы заплатить. 

В Арском два храма. Старый Богоявленский и построенный в двадцати пяти метрах от него новый - во имя блаженной Ксении Петербургской. Храмы строились и восстанавливались силами батюшки и его помощников, старались участвовать в общем деле дети-сироты и беспризорники. Без денег - абсолютно. Священник - профессиональный архитектор. За время строительства около 80 детей и молодых людей обучились строительным специальностям, а несколько сотен бездомных и проблемных людей получили строительные навыки. 

Вначале с местным населением отношения складывались непростые. Когда храм во имя блаженной Ксении Петербургской уже почти был достроен (не хватало лишь купола), в народе все равно говорили, что это - много­этажный гараж для машин священника. 

В 2005 году отец Алексей захватил, а затем юридически оформил здание расформированной малокомплектной сельской школы, где собирались сделать кафе, и на средства прихода организовал первую в Ульяновской области церковноприходскую школу с детским садом. Здесь, кроме самого священника, бесплатно преподают и воспитывают детей шесть профессиональных педагогов с высшим образованием и окончивших специальные епархиальные курсы. Сельчане детей туда водят охотно, тем более что трудно пристроить их куда-то еще - ни в самом Арском, ни в соседних селах ни одного детского сада нет. Но в храм местные жители ходят не так охотно. 

Прихожан из местных жителей всего 2-3 человека. Все прихожане приезжают на службы из Ульяновска, Ульяновской области и соседних регионов.

- В 2001-2002 годах я иногда ходил по инстанциям, просил помощи и для ветеранов войны, а потом понял, что просить не надо. Надо делать что-то свое, создать государство в государстве, - вспоминает отец Алексей.

Так при храмах в Арском возник свой социальный центр, который затем стал ядром епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, а отец Алексей стал его главой.

Место, где ждут 

В Арском отмечают: десять лет назад бродяги приходили сами и постоянно, все время кто-то просил о помощи, теперь же таких обращений всё меньше и меньше. Проблемы бездом­ных и ветеранов, с которыми раньше работали здесь, сами собой отошли на второй план, стали менее актуальны. Зато гораздо больше внимания стали уделять работе с детскими домами.

Тут ситуация в Ульяновской области похожа на общероссийскую. Из 14 подобных учреждений лишь одно - не коррекционное. 70 процентов воспитанников - так называемые социальные сироты - дети, попавшие в детдом при живых родителях. И примерно такой же процент выпускников так и не могут найти себя в жизни за стенами детского дома.

Стороннего человека может поразить, как порой спокойно некоторые воспитатели (таких, впрочем, мало), говорят о попавших в тюрьму выпускниках, но что делать - приходится привыкать, статистика тут неумолима. Однако считать, что иного пути для бывшего детдомовца вообще не существует, тоже неверно.

- По-разному складывается у ребят жизнь после выхода из детдома, - говорит воспитатель одного из детских домов Ульяновской области Нина Рябова. - Трудно им приходится. Некоторые приезжают за советом, хотя не скажу, что многие. Бывает, в городе встречаю кого-то, расспрашиваю, так что о судьбах многих ребят я знаю. Вот был у меня случай - мальчик поступил к нам из Казахстана, он даже какое-то время жил у меня, потому что другие дети его сначала обижали. Старалась его как-то защитить, пока не адаптируется. Все было нормально. А после выпуска он где-то что-то украл, и посадили его в тюрьму. Из тюрьмы звонили, говорили: Иван, ваш сынок, сидит. Я посылки передавала. Потом приезжал советоваться, как жить дальше...

Лариса Платонова - заместитель директора департамента профориентации, профобразования и охраны прав несовершеннолетних министерства образования Ульяновской области. По ее словам, проблемы у детских домов теперь совсем иные, чем десять лет назад. 

- По инерции считается, например, что попечительские советы должны в первую очередь помогать материально, но зачастую это уже не самое главное, - говорит она. - Детям есть и что покушать, и во что одеться. В детских домах стоят компьютеры и плазменные панели. А вот к взрослой жизни ребят почти не готовят. И тут нам нужна поддержка, такая, какую мы получаем от храмов в Арском. Наши выпускники знают: случись что-то плохое в их будущей жизни - они смогут прийти сюда за советом и помощью...

Параллельный мир 

Методика отца Алексея проста. Занимаясь социальной работой в епархии, он не стал выстраивать параллельно государственной еще одну церковную бюрократическую структуру с поручениями, отчетами и прочим. Свой приход он превратил в своего рода методический центр, равно интересный и для воспитанников, и для педагогов. Почти круглый год в селе Арское при храмах сменами живут воспитанники из разных детских домов. Места всем хватает: на территории храмов уже давно построены корпуса с жилыми кельями, поликлиникой, зрительным и выставочным залами, мастерскими, теплицей и трапезной. Кроме того, ночевать в теплую погоду на территории церковного сада  в палатке - и вовсе удовольствие для многих детдомовцев. 

Директора детских домов отпускают сюда своих воспитанников без каких-либо сомнений: отец Алексей лично знаком с каждым руководителем каждого сиротского учреждения в Ульяновской области. К тому же среди его помощников - профессиональные педагоги и социальные работники. И конечно же, с детдомовцами приезжают и свои преподаватели.    

Слышу во дворе храма диалог воспитанницы и воспитателя:

- Ну что, останешься?

- Нет, - та как-то недовольно поводит плечами, ее подруга собралась уезжать. - Одна не останусь.

Воспитатель не настаивает. Желающих и без того достаточно. Разве что в период летних лагерей их чуть меньше, а зимой чуть больше.

- У нас мальчик один был непростой, воровал даже, но потом потихоньку стал меняться, - вспоминает  помощница настоятеля Евгения Шмакова. - Пришел ко мне однажды и говорит: я хочу курить бросить, можно, я останусь здесь? Мы его оставили на послушании. На утреннюю молитву всегда вставал. Справился. Ну и батюшка ему помогал, конечно.

Постепенно неформальное общение с воспитанниками, выпускниками и педагогами делает свое дело. При детских домах сами собой находятся люди, которым действительно важно и хочется работать с отцом Алексеем. Их трудами, а вовсе не в рамках каких-то указаний сверху, возникают небольшие «филиалы» центра при отдаленных детских домах, открываются молельные комнаты.

Сам отец Алексей - не просто формальный член попечительских советов при большинстве детских домов области, он постоянно старается сделать подобные органы действительно рабочими. Курсы, встречи, конференции, даже официальные совещания областного масштаба теперь порой проводят в Арском. Епархиальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению охвачены абсолютно все детские дома области, ни один из них не остался незамеченным. 

Вот такая неформальная система, параллельная государственной. Быть может, не столь капитальная и обстоятельная, но зато более мобильная и гибкая. Получается, что не дублирует, а дополняет там, где бюрократическая машина просто увязнет и не поедет.

Священник вместо психолога? 

Почему детей так тянет в Арское, да и вообще к Церкви? Наивно предполагать, что дело здесь исключительно в поисках глубокого духовного смысла.

- С точки зрения психологии главная проблема детей из детских домов - эмоциональное неблагополучие, - говорит ульяновский психолог Елена Хваницкая. - Есть много способов преодоления этой проблемы, но роль таких центров, как Арское, тут особая. Когда заходишь сюда, общаешься со священниками, сразу чувствуешь особую эмоциональную атмосферу, видишь, как они умеют снимать у детей все эмоциональные проблемы, напряжения, страхи, тревоги. 

- А нет ли в этом попытки подменить психологов священниками?

- Я уверена, что психолог и священник на самом деле никогда не могут заменить друг друга. Бытует мнение о том, что психолог и священник - это близкие профессии. Нет. Вот хотя бы потому, что в психологии нет понятия греха. И порой психолог говорит человеку: что хочешь, то и делай - иначе твоя психика деформируется. В религии же есть понятие греха, есть вещи, которые делать нельзя никогда. Ребятам из детдомов, конечно, нужна помощь психолога, но в деле воспитания личности без священника нам обойтись очень трудно. 

Не секрет, что Церковь порой воспринимают как вариант центра психологической поддержки, а потому и видят в ней вовсе не духовный институт, а нечто вроде коллективного психолога. То, что именно этого ищут в ней подчас и воспитатели детских домов, и сами дети, - тоже очевидно. Но на вопрос о том, плохо ли это, отец Алексей реагирует спокойно. Говорит, что для многих детей, побывавших в Арском, храм стал все-таки чем-то более существенным, чем просто «зона психологического комфорта». 

 - Для нас цель духовного возрастания и воцерковления людей всегда главная, приоритетная, - говорит отец Алексей. - И любая социальная, строительная, просветительская или административно хозяйственная деятельность, которую мы здесь проводим, будь то с детьми-сиротами, многодетными семьями, работниками администраций или предпринимателями, школами, ВУЗами или военными, в конце концов, приводит к внутреннему изменению, в хорошем смысле возвышению и конкретного человека, и среды, его окружающей. Мне практические результаты очевидны, по крайней мере, здесь, в Ульяновской области.

Главное для Церкви - дать ребенку возможность духовного роста, и помочь сделать конкретному человеку первые шаги, каждому свои особенные.  Ну а кто и как воспользуется этой возможностью - вопрос личного выбора каждого.

- Я не чувствую себя каким-то духовным подвижником, чтобы требовать подвижничества от окружающих мирян. Они как дети, - говорит отец Алексей. - Я стараюсь по-человечески с людьми разговаривать. Если кому-то это поможет - просто замечательно. Если кто-то просто услышит меня, что-то запомнит - тоже хорошо. А что касается детей, то многие из них потом опять приходят сюда. Но разговоры - это лишь небольшая часть нашей работы с трудным ребенком. Принимая детей,  мы обеспечиваем им все бытовые условия, питание, постоянное присутствие своего воспитателя, покупаем им кое-что из одежды, обуви, бытовую мелочь, организуем просмотры фильмов, экскурсии, спортивные и учебные  занятия. Наши специалисты-практики обучают их трудовым навыкам и навыкам жизни вне стен детского дома. Естественно, все это только за счет собственных средств и организационных усилий. Ну и, само собой, постоянные посещения богослужений, ежедневные совместные утренние и вечерние молитвы в храме со священником или воспитателем. Кто-то может решить, что у нас очень богатый приход или особые попечители, но это далеко не так. Хотя... Попечитель у нас очень мощный и реальный - покровитель и помощник Господь Бог Иисус Христос, Он же и исполнитель всего. Мы здесь в Арском все давно убедились, и это показала практика, что человеческий фактор крайне важен, но вторичен.

Впрочем, слова о «вторичности человеческого фактора» не работают, когда речь заходит о ближайших помощниках отца Алексея: о них батюшка говорит с любовью и со всей серьезностью: 

- Мои соратники - духовные воины. На них все здесь держится. Это и Галина Степановна Ивлева, великолепный церковнослужитель, организатор, талантливый хозяйственник. Евгения Васильевна Шмакова - талантливейший практик-воспитатель. Журналист, кандидат педагогических наук Дмитрий Николаевич Облезин, да все помощники, ответственные за разные направления нашей деятельности, - люди одухотворенные, воцерковленные, талантливые организаторы. 

Человеческий подход 

Церковь и государство. При этих словах сразу же представляются отношения на высшем уровне, тонкая политика и всякие «московские страсти». Клерикалы и антиклерикалы. 

На самом деле основание этого огромного айсберга составляют совсем другие отношения. Священник и председатель сельсовета. Священник и директор детского дома. Священник и безликая бюрократия. Отец Алексей уверен, что его отношения с государством наладились, когда он понял, что у Церкви и у государства много общих целей, задач и проблем, и нужно сотрудничать в хороших делах с хорошими людьми, а не только просить. Отец Алексей, скорее, сам может многое дать людям в высоких кабинетах.

- Я приходил и говорил: чем я вам могу помочь? - вспоминает он. - Матерились сначала почти в каждом кабинете, говорили: да кто ты такой? Но многим действительно я оказался нужен. Вообще, к хорошим руководителям я отношусь с большим уважением, так как не понаслышке знаю, насколько это ответственная и тяжелая работа. Понимаете, во власти ведь тоже люди, причем на девяносто процентов очень хорошие люди, по крайней мере в Ульяновской области, в чем я убедился. И молитвенная помощь или совет священника им нужны точно так же, как и всем остальным. Кто-то впал в искушение, запутался и ошибок наделал. У кого-то карьера вверх идет, а личная жизнь - под откос, у кого-то элементарно не хватает финансовых средств для выживания. С помощью Божией эти проблемы решаются достаточно  эффективно. И ведь многие понимают, что работают в системе, где многое делается не так, как следовало бы. Человек должен быть человеком - чадом Божиим, а система - лишь способ сосуществования и управления людьми, плохими или хорошими. Священнику надо забыть о своих личных проблемах. Подойти к этим людям, как и ко всем остальным. А что касается поиска средств и сил, то надо помнить, что и средства, и силы от Бога. Веди себя правильно и ничего не бойся. Это всегда так: люди начинают сначала заниматься невозможным, потом начинают верить в то, что все получится, а с Божией помощью действительно - все получается. 

Фото Владимира Ештокина

Автор: СОКОЛОВ Алексей

http://www.foma.ru/po-doroge-iz-detdoma.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Соколов:
По дороге из детдома
Как одно село победило бюрократию
26.09.2012
По семь центов за штуку
Американские миссионеры скупали в Нижнем Новгороде "мертвые души"
03.02.2004
"Зачем он нужен, этот паспорт?"
Богобоязненные россияне видят в обмене документов приближение конца света
13.01.2004
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.11.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019