Увидеть - и прикоснуться к святой горе Афон

«Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, в которой расплавляются сердца афонских "медведей" и, как золото в горниле, очищаются от всякой мирской суеты...» - писал иеросхимонах Сергий в «Письмах святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской». Этим неугасимым «огнем любви к Богу» пронизана выставка известного греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Наш Афон», организованная попечением Русского афонского общества в Москве в Российском национальном культурном центре имени святого Василия Великого (Дмитровское шоссе, д. 71, стр. 1). Выставка продлится до 15 октября.

Фотохудожник Костас Асимис
Фотохудожник Костас Асимис
Костас Асимис родился в Ташкенте, куда его родители перебрались после гражданской войны в Греции в 1949 году. Затем его семья переехала в Югославию, где юноша получил филологическое образование. Там он серьезно увлекся фотографией, ставшей делом всей его жизни. На историческую родину он вернулся только в 1982 году и открыл собственную фотостудию.

Когда Костас впервые, почти три десятилетия назад, попал на святую гору Афон - крупнейшее в мире средоточие православного монашества, то был потрясен божественной гармонией и красотой этого края. Он решил тогда посвятить себя созданию фотолетописи святой горы - удела Пресвятой Богородицы, места подвижнической жизни монахов - «земных ангелов и небесных человеков, ангельскому житию подражателей, воинов Царя Небесного» («Сказание о странствии...» инока Парфениия).

Объектив фотокамеры Костаса запечатлевает необычные ракурсы суровых и прекрасных афонских монастырей, пещерные храмы, старые кельи, словно спаянные с дивной природой этого уголка земли, свободной стихией моря, заоблачностью горных кручей. Он передает неизъяснимую, полную тайны атмосферу Богослужений и вполне земную работу иноков на послушаниях - на заготовке дров и в хлебопекарне, на рыбной ловле и в швейной мастерской...

А еще - и это, пожалуй, главное в работах Асимиса - фотохудожник пристально вглядывается в лица тех, кто выбрал путь жизни с Богом и по Богу. Невозможно оторваться от созерцания умиротворенных и просветленных лиц (так и хочется сказать - ликов) афонских старцев и молодых иноков, запечатленных во время молитвы, раздумья, беседы или просто в редкие минуты отдыха и общения с природой... Невольно с благодарностью в сердце вспоминается откровение преподобного Силуана Афонского: «Благодаря монахам, на земле никогда не прекращается молитва; и в этом - польза всего мира, ибо мир стоит молитвою...»

 

 
Но не только современной жизнью Афона во всех ее красках интересна выставка. На ней представлен еще один пласт работы Костаса Асимиса - его поистине подвижнический труд по восстановлению и реконструкции старинных черно-белых фотографий из монастырского фотоархива (конец ХIХ - начало ХХ веков).

Примечательно, что первое фотоателье на Афоне открылось именно в русском Пантелеимоновом монастыре: монахи-фотографы старательно фиксировали все значительные события из жизни обители. Уникальные свидетельства русско-афонской истории могли бы быть утеряны навсегда, если бы не мастерство современного греческого фотохудожника, сумевшего дать им новую жизнь и показать всему миру. Среди спасенных реликвий - знаменитый снимок, на котором при раздаче хлеба убогим у стен монастыря появляется в языках пламени Пресвятая Богородица, смиренно принимающая подаяние. Благодаря фотолетописи Святого Афона до нас дошел облик преподобного старца Силуана Афонского.

 

 
Год за годом Костас, используя самые современные фототехнологии, по крупицам собирает и восстанавливает запечатленные камерой свидетельства афонской истории. Вот, например, прибытие русского крейсера на Святой Афон в 1915 году, или посадка первых гидросамолетов возле Пантелеимонова монастыря, или встреча группы русских паломников. Хочется разглядеть буквально каждую деталь на фотографиях, сделанных в литейной, кожевенной, сапожной мастерских, в кузнице и на кухне, уставленной старинной утварью. Так и чувствуешь особый запах, исходящий от древних фолиантов, когда изучаешь снимок библиотеки русского монастыря. А как ярко передана неизвестным фотографом радость монахов и паломников, присутствовавших при торжественном поднятии колокола-богатыря на колокольню главного храма Пантелеимонова монастыря (начало ХХ века)!

На этой выставке словно материализуются проникновенные слова из молитвы: всякое дыхание да хвалит Господа! Достаточно взглянуть на афонские цветы, снятые Костасом Асимисом: незамысловатый одуванчик с трепещущими на ветерке «парашютиками»; алые маки среди созревающих колосьев; ромашки, вознесшиеся на высоком утесе над морем... Работы мастера зовут прочь от суеты мирской жизни, они как бы вне времени и пространства, на одной волне с Творцом всего сущего на земле. Они созвучны известным строкам святогорца Серафима, написанным в ХIХ веке: «Одно, одно лишь знаю верно, / Я о тебе, Гора чудес, / Что ты таинственна, безмерна / И недалеко от небес».

 

 
В течение последних шести лет фотовыставка Костаса Асимиса с успехом демонстрировалась в десяти регионах Российской Федерации, в том числе в Москве (2006 и 2009 годах). И сейчас по многочисленным просьбам православных - жителей столицы и Подмосковья - обновленная экспозиция (представлено более 350 уникальных фотографий) снова у нас.

Увиденное никого не оставляет равнодушным. Вот лишь некоторые из многочисленных отзывов посетителей выставки - люди говорят искренне, просто, от души:

«Воистину испытали благодать при просмотре столь духовных и высокохудожественных фотографий. Спасибо за откровение!» (учитель Е.Н. Чернова, Москва);

«Благодарны за возможность прикоснуться к святому Афону! Впечатление, что воочию очутились там, куда доступ женщинам закрыт. Просто нет слов выразить свое восхищение!» (Ольга, Светлана);

«От фотографий невозможно оторваться, хочется дышать и дышать, впитывая каждый фрагмент, и быть рядом с вами, дорогие Богом избранные!» (Людмила, Москва);

«Выставка точно передает "дух Афона" - красоту, строгость, целеустремленность к небу» (врач Н. Кравин, Москва);

«Выставка - чудесный подарок всем православным. Теперь кажется, что вся столичная атмосфера овевается молитвенным духом Афона. О дивна дела твоя, Господи!» (Виталий);

«Очень интересно было сравнить фотографии XIX века с теперешними. И в главном святой Афон остался неизменен. Светлые, незабываемые картины, снятые человеком, истинно любящим Афон» (Алексей и Татьяна, с. Черноголовка);

«Мы окунулись в атмосферу монастыря и покорены трудолюбием, стойкостью и духовной красотой монахов» (гречанки Нина и Людмила);

«Спасибо! Хочу, чтобы такие выставки проходили часто» (Маша, 9 лет).

Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/56235.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий