Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Неуслышанный Валиулла хазрат

Раис  Сулейманов, Умма

13.08.2012

e-umma.ru

«Это был учёный и педагог, обладающий поистине энциклопедическими познаниями.» Р.СулеймановСветлой памяти Валиуллы хазрата Якупова.

Беседа с Руководителем Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раисом Равкатовичем Сулеймановым.

«Там, где появился ваххабизм, рано или поздно прольётся кровь»

- Раис Равкатович, Вы первым вслед за трагической смертью Валиуллы хазрата опубликовали обстоятельный анализ произошедшего, раскрыли картину причинно-следственных связей и мотивов убийства исламского богослова В. Якупова и совершенного одновременно теракта на муфтия И. Файзова. Что Вас подвигло на публицистику в критической ситуации?

- Конечно, для меня было настоящим шоком узнать о смерти этого смелого человека, который на протяжении нескольких лет открыто говорил о том, что в Татарстане действует ваххабитский холдинг, в который входят бизнес-элита и высокопоставленные государственные чиновники. Покойный Валиулла Якупов давно готов был к такому развитию событий. Многих ведь удивляла его смелость в высказываниях. Я сам его спрашивал: не боится ли он? Он отвечал просто: на все воля Всевышнего. Когда Валиулла хазрат, я и другие эксперты, анализирующие в полевых условиях, а не сидя в кабинете, то, что происходит в мусульманской умме Поволжья, открыто били тревогу - к нам не прислушивались. На нас смотрели (и порой продолжают смотреть), как на «клеветников на Татарстан», «исламофобов», «врагов татарского народа» и т.п. Я уже давно говорил, что события у нас в республике начнут развиваться по северокавказскому сценарию с элементами «арабских революций». Там, где появился ваххабизм, рано или поздно прольётся кровь. Жить со знанием того, что в республике безо всяких препятствий распространяется человеконенавистническая ваххабитская идеология - равносильно ощущению того, что находишься на пороховой бочке, в которую засунут зажжённый фитиль. В нашей республике, не особо скрываясь, на протяжении нескольких лет готовятся к реваншу приверженцы радикального ислама.

- Каким Вы будете помнить Валиуллу хазрата?

- В моей памяти Валиулла-хазрат останется как великий татарский богослов начала XXI века, просветитель татарского народа уровня классиков Шигабутдина Марджани (1818-1889), Каюма Насыйри (1825-1902) и Ишмухамета Динмухаметова (1842-1919), который поставил себе целью распространение знаний по исламу и традиционной исламской культуре татарского народа, во многом утерянные за 70 лет советской власти. Всю свою жизнь он посвятил духовному возрождению татарского народа. Это был учёный и педагог, обладающий поистине энциклопедическими познаниями. Это был не только мусульманский богослов, но и историк, хорошо знающий историю татарского народа и историю других народов, с которыми бок о бок проживали татары. Валиулла-хазрат обладал и знаниями религиоведа, изучив досконально особенности всех авраамических религий. И область экономики не была ему чужда.

Он досконально изучил не только экономическую деятельность татарского дореволюционного купечества, но и современную экономику Турции и стран Персидского залива, изучал особенности мусульманской благотворительности в этих странах. Немаловажно, что он считал - именно ваххабизм является причиной некоторых экономических проблем стран Персидского залива, о которых у нас не любят говорить пропагандисты т.н. «исламской экономики» и «зелёных финансов», пытаясь внедрить их в Татарстане.

Изучил он и особенности политического режима в этих странах. Он открыто писал и говорил о том, что режим Саудовской Аравии является оккупационным и боится собственного народа, а короля этого ваххабитского государства не стеснялся называть диктатором. За это некоторые политологи обвиняли Валиуллу-хазрата в некомпетентности, но то, что он был прав, показали недавние протестные события в Саудовской Аравии, жестоко подавленные саудитами при молчаливом согласии заокеанских кураторов. Валиулла Якупов все эти знания в области экономики и политики употреблял на благо своего народа, на то, чтобы предостерегать татар от повторения ошибок других мусульманских народов.

- Какой след оставил Валиуллы хазрат, просветитель, заместитель муфтия, начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана? Каким Вы хотели бы видеть музей имени Валиуллы хазрата Якупова в Татарстане?

- Валиулла хазрат прекрасно разбирался в теологических вопросах. Он считал, что традиционный для татар ислам ханафитского мазхаба - это и есть та религия, которой учил основатель ислама пророк Мухаммед, сгв. Об этом он писал в своем классическом труде «К пророческому исламу» (2006). Будучи убеждённым сторонником традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, он обличал различные формы «реформированного ислама»: ваххабизм, учение «Хизб-ут-Тахрир», нурсизм и др. Выступал он и против так называемого «евроислама», пропагандируемого Рафаэлем Хакимовым, - крайней формы религиозного модернизма, которая заключается в отказе от ритуальной практики и в декларациях типа «моя работа на благо народа заменяет мне намаз», при этом одобряя и оправдывая «выпить рюмочку» (в народе евроислам Рафаэля Хакимова называли «пьяным исламом»). Валиулла Якупов открыто критиковал заблуждения приверженцев подобных модернистских идеологий. Как настоящий верующий мусульманин Валиулла Якупов в своей деятельности уповал на Аллаха, никого и ничего не боялся. Разумеется, у него много было врагов среди адептов нетрадиционных для народов нашей страны форм мусульманской религии зарубежного происхождения. Его ненавидели те люди, которые открыто и скрыто выступают против традиционного для татар ислама.

В своем фундаментальном богословском труде «К пророческому исламу» (Якупов В.М. К пророческому исламу. - Казань: Изд. «Иман», 2006. - С.387. Прим.- С.М.) он теологически обосновал совместимость традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и православия в России, в отличие от проваххабитских пропагандистов.

В отличие от ваххабитов и национал-сепаратистов Валиулла хазрат считал, что опыт татар, много столетий живущих в составе России, воспринимающих ее как свою национальную Родину, до сих пор не осмыслен и не оценен самими татарами как уникальное явление. Будущее татар он связывал именно с российским государством, где они будут жить бок о бок с русским народом, при уважительном отношении к православному большинству. 

Что касается проекта музея Валиуллы хазрата, мне, конечно же, хотелось бы увидеть в нём фотоэкспозиции, посвящённые основным этапам жизни этого выдающегося мусульманского учёного. И, конечно же, экспозиции, посвящённые истории суфизма на территории Татарстана. Ведь традиционный ислам ханафитского мазхаба включает в себя обширный суфийский компонент, о котором Валиулла Якупов много говорил в своих выступлениях. По его мнению, богатая суфийская традиция - одна из особенностей ислама у татар, ими самими не оцененная до конца.

- На сайте учрежденного В. Якуповым книжного издательства «Иман» каталог изданий, прайс-лист, трудно поверить, что светский издатель стал бы хранить книги по цене 2 рубля, 10, 15... Так мог сдерживать ценовую политику только мусульманин, пропитанный нормами шариата, далекий от рыночных интересов. Да будет Всевышний доволен добродетелем, Валиуллой хазратом.

- Действительно, это был настоящий бессребреник. Тот, кто его знает, скажет, что жил он в обычной хрущевке, вел очень скромный образ жизни. Его убивают неслучайно. Удар был нанесен по интеллектуальному центру традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, его идеологу. Если ему удавалось заработать крупную сумму денег, он думал о том, как их можно употребить для просвещения людей, например для выпуска новых книг. Он ставил целью: чтобы книги издательства «Иман» были доступны всем. Многие его упрекали, что многие книги и брошюры он выпускал на дешёвой газетной бумаге, в мягких обложках. Но он стремился к тому, чтобы эти издания были по карману  для самых «малобюджетных» слоёв населения. Валиулла Якупов говорил: пусть эти книги будут доступны любому пенсионеру, любому работяге с завода, человек придёт, увидит, что книги недорогие, и купит себе домой небольшую библиотеку.

- Раис Равкатович, Вы отслеживаете каким-то образом развитие следственных мероприятий по делу В. Якупова и покушения на И. Файзова?

- Само собой разумеется, слежу очень внимательно. Поиск виновников, причем не только исполнителей, но и заказчиков - это то, что должны сделать правоохранительные органы.

- На Ваш взгляд, ислам как социальный институт в Татарстане в дальнейшем утратит свои позиции или, напротив, мусульмане поймут, что сила в единстве? Традиционная исламская умма РТ сможет дать отпор ваххабизму нового поколения?

- Всё зависит от того,  удастся нам победить экстремизм на религиозной почве или нет. Радикалы своими действиями компрометируют умму, подпитывая в обществе исламофобию. Корни исламофобии в самих фундаменталистах, которые прикрываясь исламом, вещают от его имени. Эксперты и аналитики, пишущие о проблеме фундаментализма, его не пропагандируют.

А что понимать под «единством мусульман в Татарстане»? Ваххабиты и хизб-ут-тахрировцы предлагают объединяться с ними приверженцам традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, лицемерно говоря, что «все мы - братья-мусульмане». Понятно, что единение с экстремистами для мусульман недопустимо. Те, кто желает построить какие-то халифаты, и те, кто Россию воспринимают как свою родину, никогда не могут быть едины. Но, безусловно, всем приверженцам традиционного ислама в Татарстане и в России в целом необходимо достичь единства, а пока мы этого не видим. На этих противоречиях и играют радикалы. К сожалению, пока ваххабиты выигрывают информационную войну по ряду причин: отсутствие единства в традиционной мусульманской умме России (а), поддержка ваххабитов со стороны либеральных СМИ (б), пассивность самих мусульман-ханафитов (г), отсутствие полноценной поддержки со стороны государства (д). Сейчас, фактически небольшая группа представителей ваххабитского лобби в России активно публично выступает от имени всей мусульманской уммы, и мнения этих людей бывают широко представлены в мусульманских СМИ и во многих светских изданиях.

Эти люди пытаются активно влиять и на мусульманскую молодёжь в Татарстане. Им подобные персонажи активно «просвещают» нашу молодёжь в своих интернет-изданиях и в интернет-сообществах социальных сетей.

В то же время, приверженцы традиционного для страны ислама ханафитского мазхаба практически не представлены в информационном пространстве России. Мусульманская умма Татарстана отпор пропагандистам ваххабизма сможет дать только в том случае, если со стороны государства последуют адекватные действия, направленные на нейтрализацию ваххабитов. Пока радикалы чувствуют свою безнаказанность, они будут продолжать свою антимусульманскую и антигосударственную деятельность.

- Какие выводы должны бы сделать ДУМ РТ, силовые ведомства и руководство республики после 19 июля?

Духовное управление мусульман Татарстана здесь может сделать один главный вывод - необходимо активно продолжать деваххабизацию уммы региона. Не останавливаться. И в этом должны оказать поддержку светское руководство Татарстана и России. Необходима ротация кадров салафитского духовенства. Однозначно, пора удалить с постов имамов, приверженцев нетрадиционных для татар течений ислама зарубежного толка. Муфтий Татарстана Ильдус Фаизов начал курс на деваххабизацию кадров духовенства, но постоянно встречал на этом пути противодействие чиновников, «приверженцев» ваххабитов. И, разумеется, необходимо удалить с занимаемых должностей тех бюрократов, которые оказывали и продолжают оказывать поддержку радикалам. Имена этих людей известны. Должны понести наказание те чиновники, из-за действий которых случилась трагедия. И, конечно же, должен быть наказан тот, кто позволил Рамилю Юнусову, идеологу ваххабизма, сбежать в Лондон. Его фамилия в списке допрашиваемых по делу об убийстве Валиуллы Якупова стояла первой.

Валиулла хазрат Якупов награжден орденом Мужества.

Президент РФ В. Путин наградил орденом Мужества начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Республики Татарстан Валиуллу Якупова (посмертно). Награда присуждена за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга.

Источник: kremlin.ru

Светлана Мамий. Москва.

http://e-umma.ru/node/1519



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме