itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О юридической квалификации "панк-молебна" в храме Христа Спасителя

Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
632
Время на чтение 3 минуты

В российском обществе не прекращается дискуссия на тему юридической квалификации так называемого панк-молебна, совершенного в центральном православном соборе нашего государства - храме Христа Спасителя. Недавно с открытым письмо выступила группа отечественных юристов, выдвинув аргументы в пользу того, что совершенное ими подпадает под определение административного правонарушения.

Юридическая логика, избранная составителями письма, весьма проста. Она сводится к тому, что правонарушение, совершенное "Пусси райот", оскорбляет лишь строго определенную группу лиц - православных верующих. Поэтому законодатель предполагает ответственность по административному, а не уголовному праву. Якобы действий, которые составляли бы нарушение общественного порядка, участницы акции не совершали.

Формально аргументация выглядит достаточно убедительно, но за ней стоит упрощенное представление о религии и ее месте в социуме. Презумпция составителей письма состоит в том, что религия не имеет никакого общественного измерения, это частное дело индивида или группы индивидов максимум. Эта позиция, широко распространенная в теории, не имеет практически никакого практического подтверждения. Так, во многих государствах Европы христианские церкви обладают государственным статусом, кое-где выполняют публичные функции, например, регистрируют браки. В США президент до сих пор приносит клятву на Библии, а не на кухонной книге, а правительство этой страны финансирует огромный по нашим меркам корпус военных священников за деньги налогоплательщиков. Таковые характерные политические и юридические реалии иностранных государств. Это, по крайней мере, наглядно демонстрирует существенное публичное измерение религии, которое не может не иметь отражения в российском праве.

В России после десятилетий безбожия отечественный законодатель закрепил в законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Это декларация специального федерального закона, и в соответствии с ней призвана выстраиваться модель церковно-государственных отношений. Подобный процесс требует времени. Азы теории права говорят о том, что юридическая норма возникает на основе складывающихся общественных отношений. Кстати, странно, что это положение закона не получило никакой оценки в письме юристов. Как будто его и нет.

Нет в письме и анализа правоприменительной практики российских и иностранных судов по защите чувств верующих. Не проанализировано и недавно признанное частью правовой системы России прецедентное право Европейского суда по правам человека. Оно также не лишает государства права защиты чувств верующих. Например, оправдывая решение австрийских властей, наложивших арест на оскорбительный для христиан фильм, Суд в широко известном решении по делу Отто-Премингер постановил, что они "действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом регионе и для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что их религиозные представления стали объектом необоснованных и оскорбительных нападок". Хотя, казалось бы, с точки зрения принципа светскости государства, а Австрия - это, как известно, не теократия, не хочешь смотреть богохульного фильма - не ходи в кинотеатр.

Но вернемся на российскую почву. В 1931 году храм Христа Спасителя был взорван советской властью, и, если следовать логике рассматриваемого письма, это не более чем уничтожение имущества общественно опасным способом. То есть, по мнению авторов письма, никакого значения не имеет то, что это происходило на фоне массовых убийств верующих и что это храм-памятник героям войны 1812 года, на стенах которого написаны имена тех, кто положил свою жизнь за свободу Отечества. Обратите внимание, это фамилии не только русских и не только православных людей.

Мне кажется, что любой человек, хотя бы немного знакомый с историей России, не станет рассматривать этот собор лишь как место молитв узкой группы верующих. Помимо этого, собор - это двойной символ: победы и раскаяния в гонениях на верующих. Неужели презрительное шутовское отношение к памяти погибших людей не составляет нарушения общественного порядка? Общественный порядок - это юридическая категория, которую содержанием наполняет само общество. Поэтому нам самим определять, будет ли он предполагать презрительные насмешки над святынями веры и истории или нет. Это вопрос не только решения суда по делу "Пусси райот" - это вопрос нашего будущего как единого государства.

Андрей КЛИШАС,
глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству,
правовым, судебным вопросам и развитию гражданского общества

Специально для "Интерфакс-Религия"

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=415

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Клишас
Все статьи Андрей Клишас
Кощунство в Храме Христа Спасителя
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Циничный плевок в лицо гражданам России
Международный Фонд славянской письменности и культуры требует расследовать провокацию «Pussy Riot»
08.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40