Клирик храма Христа Спасителя: Признание «этической ошибки» - еще не покаяние

Слушания по делу о «панк-молебне» продолжаются в Хамовническом суде с одиннадцати часов. В семь часов вечера судья заявила, что, если потребуется, заседание продолжится до утра.

Между тем, участница группы Надежда Толоконникова признала за собой и другими обвиняемыми «этическую ошибку».

Являются ли эти слова долгожданным покаянием в кощунстве? Комментирует клирик храма Христа Спасителя протодиакон Александр Агейкин.

Протодиакон Александр Агейкин

-Я не считаю, что слова Надежды Толоконниковой - это извинение. Это просто констатация факта, даже горделивая: немножечко ошиблись, с кем не бывает.

Признание человеком ошибки не равнозначно словам: «Простите, я причинил вам боль». А вот этих или подобных им слов ни от одной девушки мы ни услышали. Поэтому я не вижу в сегодняшних их репликах раскаяния. Если человек раскаивается, он полностью изменяет свою точку зрения на событие.

-Вы сами, как клирик храма, в котором произошел инцидент, считаете себя пострадавшим?

-Я могу себя назвать пострадавшим, но не от того, что они совершили, а от того, что в нашем безумном мире вообще происходят такие трансформации. Для меня, например, дико слышать оправдание идей феминизма, содержащее в себе поношение Творца: «Не должно быть почитания мужского начала, мы хотим вернуться к почитанию начала женского». Для меня это обидно и оскорбительно.

Поэтому я себя считаю потерпевшим от греха вообще, а не от каких-то конкретных действий. Для меня то, что человек грешит (даже не касаясь этих безумных девиц, которых теперь все обсуждают), то, что грех процветает, что из нашей жизни в принципе уходит понятие греха - очень мучительно. Сейчас многие даже стараются избегать такого слова, как грех. Более того: в некоторых обществах уже священника могут попросить не говорить слово «грех», потому что оно якобы может кого-нибудь оскорбить. Меня весьма удивил рассказ владыки Амвросия Гатчинского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии: он участвовал в конференции в Финляндии, и его попросили слова «грех» не произносить, чтобы не оскорбить кого-нибудь из присутствующих в зале.

Сегодня происходит тотальное потворство греху. И именно это доставляет страдания.

-А каких действий ждет от обвиняемых и от суда Церковь?

-Нам вообще не нужно, чтобы их постигало какое-то наказание, нам не нужны никакие формальные извинения. Мы же не злодеи и не изверги, чтобы на дыбу их поднимать или плетьми сечь. Пользы-то от этого не будет, если человек не изменится - это абсолютно очевидно.

Мы хотим, чтобы в этих женщинах произошло то самое изменение сознания, которое называется покаянием, чтобы они задумались: «А может, мы сделали что-то не так? Объясните нам наше заблуждение, мы хотим измениться». Церковь ждет только этого.

-Как вы считаете, какой оптимальный выход из сложившейся ситуации с судом и следствием по делу о «панк-молебне»?

-Выход сейчас один: дождаться поскорее какого-то вердикта суда - виновны или невиновны, какому наказанию подлежат. Тогда у нас появятся основания для размышлений. Пока это какой-то цирк и фарс: одни в зале суда улыбаются, другие пытаются затянуть процесс, кто-то говорит, что не согласен с мотивами, кто-то - что не понял обвинения... Это игра какая-то, а не суд.

Поэтому я и говорю: давайте дождемся решения суда. Это самая главная точка, которая должна быть поставлена. Когда это решение будет вынесено - вот тогда мы начнем думать: умное ли оно или неразумное, жестокое или слишком мягкое.

Пока же эти сломанные копья, обвинения друг друга и оскорбления - ни к чему не приводят.

-Не кажется ли вам, что судебные прения, обвинения, следствие - все это только бьет по Церкви?

-Продолжится суд или каким-то образом прекратится - удары будут приходиться по Церкви. Остается одно - терпеть эту боль в надежде на то, что она будет испытана не зря. А потом уже будем стремиться к изменению ситуации.

Когда человек лечится от болезни, он тоже претерпевает боль, надеясь, что дальше его состояние изменится к лучшему.

Беседовала Мария Сеньчукова

http://www.pravmir.ru/klirik-xrama-xrista-spasitelya-priznanie-eticheskoj-oshibki-eshhe-ne-pokayanie/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Агейкин:
Преподобный Сергий Радонежский: уйти от мира и послужить миру
О преподобном Сергии Радонежском, его времени и уроке для нас делится впечатлениями настоятель Елоховского собора протоиерей Александр Агейкин
18.07.2013
Образ милости Божией
15 марта - праздник Державной иконы Божьей Матери
15.03.2013
«Провокаторы. Часть вторая»: фильм, не дающий нам стать равнодушными
Протоиерей Александр Агейкин о фильме Аркадия Мамонтова
14.09.2012
Все статьи автора
"Кощунство в Храме Христа Спасителя: преступление и наказание"
«Это большой прорыв»
Верховный Суд поставил богохульников на место
09.07.2019
Реакция государства должна быть жесткой
Однако и православному сообществу не следует бездействовать в связи с выходом кощунственного клипа Шнурова
07.06.2019
«Важно проводить мониторинг нарушений прав христиан»
В Страсбурге в Совете Европы прошел семинар, посвященный практике судебных решений ЕСПЧ в сфере религиозной свободы
14.12.2018
Все статьи темы