Коммунар
- это такой город неподалёку от Павловска. В отличие от многих и
многих городков и сёл Ленинградской области Коммунар в наше трудное
время процветает. Здесь безработица составляет всего один процент:
факт, говорящий сам за себя. Храма здесь, разумеется, никогда не было:
какой может быть храм в Коммунаре? Город и возник-то уже в годы
советской власти...
Но сравнительно недавно Коммунар принял Православие. Сначала, как
водится, появилась в городе группа верующих, потом из них составилась
община, пришла мечта о собственном храме... Потом и батюшка эту общину
возглавил - сперва один, потом другой. Этого второго, который и ныне
окормляет коммунарский приход, зовут отец Алексий Дудин. Батюшка он молодой, деятельный, влюблённый и в свой храм, и в свой Коммунар.
- Где мы только ни служили, пока храм не построили! И в вестибюле
местной больницы, и в зале Дома культуры... А в то же самое время в
соседнем зале проводили свои радения пятидесятники - вы же
представляете, что у них за «богослужения»? - вопли, крики... Ну, ничего,
послужили мы там несколько месяцев, потом нам другое помещение дали.
Какое? А вот догадайтесь. Бывшую женскую баню. Да, мы и там послужили,
и, знаете, неплохо: помещение просторное, акустика хорошая... Ну что ж?
Древние христиане в катакомбах служили, а вы знаете, что такое
катакомбы? Слово красивое, а на деле - тёмные, грязные, зловонные
пещеры, бывшие кладбища... И слава Богу: сколько святых вышло из тех
катакомб!
Отец Алексий с удовольствием вспоминает скитания своей общины, - с
удовольствием, потому что они закончились. Теперь в Коммунаре стоит
новенький храм во имя святого князя Владимира, крестителя Руси, -
ладный, вместительный бревенчатый сруб с красивой черепичной крышей и
высоким золотым куполом.
- Обычно, когда приезжаешь в глубинку, местные батюшки стоном стонут: «Столько наркоманов вокруг!..» А как в Коммунаре?
- Наркоманы-то?.. У нас их столько, сколько нигде нет. Беда! Но вот
что интересно: город в целом весьма благополучен, безработица, как вы
знаете, крайне низкая, а в культуру местные власти, спаси их Господи,
вкладывают столько, сколько и в советские времена не вкладывали. У нас и
бассейн есть, и физкультурно-оздоровительный комплекс, и молодёжный
клуб, и библиотеки, и школа искусств, и чего-чего только нет!.. И всё
это исправно работает - и вместе с тем наркомания процветает! И не
только наркомания, но и пьянство, и детская преступность. Как это
понять, как объяснить? Объясняется очень просто: никакая светская
культура не способна уберечь человека от греха. Общество, которое
отворачивается от Бога, никогда оздоровиться не сможет, как бы ни
старалось.
Отец Алексей слегка загрустил:
- Вот недавно беседовал с родителями учащихся одной из школ,
уговаривал их подать голоса за введение «Основ православной культуры»...
Нет, все выбирают «Основы светской этики». Со мной не спорят, но и не
соглашаются. В другой школе один родитель прямо мне заявил: «Вы хотите
снова загнать нас в религиозное болото!» Я даже обрадовался этим
словам: всё-таки высказался человек - появился повод для дискуссии. А
когда все сидят молчком, трудно работать. Говорят мне коммунарцы: «Вы,
наверное, правы, но нам пока трудно принять вашу правду... Мы уж по
старинке... Может быть, наши дети во втором-третьем поколении дойдут до
ваших истин». Может, и дойдут... Но я-то думаю, что при таком положении
дел ни второго, ни тем более третьего поколения мы не дождёмся. Беда
идёт по нашим улицам - не отсидишься дома, теперь уже не отсидишься.
Но вообще-то батюшка не унывает:
- Мы своё дело делаем. У нас при храме есть Общество трезвости -
работаем не только с самими пьяницами, но и с членами их семей. И это
правильно: пьянице трудно прийти в храм, трудно начать лечение, а
родные его, которых мы вооружаем хорошими методиками, способны на
многое. Тут и вот ещё что нужно принять во внимание: нередко человек
пьёт именно потому, что в семье не находит покоя и понимания. Вот мы и
внушаем его родным: хотите изменить участь болящего - изменитесь
сначала сами! Работайте над собой - и всё пойдёт к лучшему! Главная
беда нашего времени - раздробленность общества: даже среди домашних
каждый сам за себя; мы перестаём воспринимать семью единым целым,
перестаём понимать, что в семье нет чужого горя, нет чужой болезни. В
нашем обществе трезвости уже есть случаи, когда жёны, осознав эту
мысль, по-новому взглянули на жизнь, и мужья их начали постепенно
выздоравливать. Ну, а духовная основа оздоровления - совместная
молитва: каждый четверг читаем акафисты перед иконой Божией Матери
«Неупиваемая Чаша». Божией милостью в нашем обществе трезвости есть
врач-нарколог, есть православный психолог, есть и православный психиатр...
Работа идёт. Недавно я познакомился с клубом молодой семьи. Клуб этот
стихийно возник в Коммунаре - у них и помещения своего пока нет,
собираются люди на своих квартирах, - а дело-то хорошее!
- Это православный клуб?
- Да нет, его организовали люди нецерковные. Но что с того? Всякое
доброе дело не может не быть православным, всё доброе - от Господа. А с
другой стороны, скажите: какая общественная сила в современной России
стоит за многодетную семью? Только Православная Церковь! И в моей семье
Божией милостью скоро четвёртый ребёнок появится, и у нашего диакона,
отца Вячеслава, семья большая. Мы с ним отцы многодетные, нам
интересно, чтобы все по нашему примеру поступали. Отец Вячеслав как
начнёт проповедь говорить, так непременно на эту тему свернёт - такой у
него конёк! Вот за что ещё слава Богу: есть у нас свой диакон - не
многие из провинциальных храмов могут этим похвастаться. Вдвоём
трудиться легче: отец Вячеслав и проповедь может сказать, и хозяйство
наше во многом держится на нём... И батюшке больше времени остаётся,
чтобы работать с людьми, ведь первая забота священника - утешать
плачущих. Сейчас все плачут, повсюду слёзы льются. А что причиной бед?
Да в первую очередь собственные духовные немощи: все друг друга
осуждают, все друг на друга перекладывают свою вину. А в Православии
наоборот: «Я сам отвечаю за свои грехи и по мере сил помогаю ближнему».
Впридачу ко всем нынешним бедам все люди ныне пребывают в глубоком
унынии. Народ и живёт, и порою не так плохо живёт, - но не понимает
зачем. Лишили нас всякой созидательной идеи! Непонятно, для чего
строить даже собственный дом, зачем напрягаться. Для детей? А что будет
завтра с нашими детьми? Мы не знаем - а телевизор говорит нам, что мы и
не должны этим интересоваться, должны думать только о самих себе
любимых. Но от такого навязанного эгоизма человек впадает в
безпросветное уныние. Православие же учит, что счастье человека впрямую
зависит от того, насколько он смог послужить другим. Сколько ты отдал
людям - ровно настолько ты и будешь счастлив: это закон, закон
объективный. Если повернуть их лицом от своих бед к бедам ближних,
тогда-то и высохнут нынешние слёзы.
Храм в Коммунаре появился - для многих это очень серьезный знак:
наступают новые времена. Люди потихоньку подтягиваются, нам уже тесно,
нам нужно расширяться... Денег, правда не хватает, но ведь свет не без
добрых людей: верю, что кто-нибудь нам поможет, может быть, и среди
ваших читателей найдутся желающие помочь русскому городу под названием
Коммунар.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ
Адрес: 188320, Ленинградская область, Гатчинский район, г.Коммунар, ул.Строителей, д.3A
Тел.: 716-31-22, 8-921-970-85-40, настоятель о. Алексий.