Председатель Православного братства «Радонеж» выступил с докладом на конференции «Афон - уникальное духовное и культурное достояние современного мира», прошедшей 23-26 июня в Веймаре (Германия). Мы предлагаем вашему вниманию тезисы доклада:
Мое выступление будет не докладом, а скорее суммой некоторых вопросов, на которые хотелось бы услышать ответы. Известно, что наши церковные нестроения большей частью вызваны утратой живой церковной традиции, заменяемой и левыми, и правыми уклонистами книжной риторикой. Так лет десять тому назад Церковь сотрясалась странностями миссии о. Георгия Кочеткова, а ныне, на мой взгляд, возникают опасности правого, консервативного толка, когда отсутствие традиции восполняется усердным насаждением древних уставов, когда отеческая и братская любовь подменяется внешней дисциплиной. Образно говоря, на столе у наших церковных деятелей часто вместо Евангелия оказывается Типикон.
Вызвавший оживленное обсуждение проект положения о монашестве, несмотря на серьезную проработку документа с точки зрения канонических положений и вообще церковной традиции, тем не менее, у многих вызвал ощущение некоторой тенденции к чрезмерному регулированию, так сказать, «зарегулированию» этой сферы церковной жизни. Сферы, которая всегда воспринималась, как средоточие христианской свободы, свободного следования Христу. Надо ли пояснять, что слишком большой акцент на установлении «вертикали власти» даже и в светском обществе создает проблемы? Да и в собственно церковной истории России менее века тому назад социальный взрыв продемонстрировал, кроме всего прочего, какие напряжения между, например, архиереями, духовенством и монашествующими накапливались десятилетиями в условиях столь хорошо урегулированного синодального устроения.
Надо надеяться, что входящие в комиссию, разрабатывавшую проект документа, преосвященные владыки, сами проходившие степени монашеского жития, внимательно отнесутся к высказанному многими участвовавшими в обсуждении документа монашествующими беспокойству, и в окончательном варианте положения о монашестве, община, уподоблявшаяся Отцами семье, не будет вызывать нежелательных ассоциаций с «казармой» или еще чем-то подобным.
И, разумеется, можно предположить, что при разработке такого важного документа учитываются и представления о монашеской жизни, сформировавшиеся в иных поместных традициях, почему мы и считаем уместным разговор об этом в рамках встречи, посвященной Святой Горе, традиции которой всегда имели столь весомое значение в формировании русского монашества.
Среди тех вопросов, которые неоднократно высказывались в связи с обсуждаемым проектом положением о монашестве, например, такие:
Независимо от того, какими конкретными историческими обстоятельствами было вызвано принятие когда-то положения о том, что духовниками в женских монастырях должны быть женатые священники, все же - не противоречат ли этому многочисленные в более поздние времена примеры женских обителей, созданных и окормлявшихся преподобными Серафимом, Амвросием, Варнавой и др.?
Да и в иных поместных традициях, греческой напр., духовничество монашествующих пастырей в женских монастырях ведь также не является чем-то из ряда вон выходящим?
Многим показалось чрезмерно жестким выраженное в проекте документа отношение к тем, кто, осознав неспособность соблюсти обеты, отказывается от монашества - таких даже и не отпевать. Насколько это оправданно в современной жизни?
Оценивались ли возможные в будущем сопоставления некоторых положений документа со светским законодательством, «правами человека» и пр. Церковь, конечно, отделена от государства, но ведь не выделена куда-то в, так сказать, «правовой вакуум».
Пользуясь случаем, я обращаюсь с этими вопросами и к присутствующим здесь святогорцам. Думаю, это вполне соответствует теме конференции «Афон - уникальное духовное и культурное достояние современного мира», так как не прерванная монашеская традиция и составляет для нас главное достояние Афона.