Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Имуще едину мысль во двою телу...»

Петр  Маслюженко, Фонд "Русское единство"

09.07.2012

post thumbnail

«Имуще едину мысль во двою телу», - поется им в Акафисте. А обращенная к ним молитва определяет их так: «благочестиваго кореня пречестная отрасль».

Ежегодно 8 июля по нов. ст. весь православный мир отмечает день святых Петра и Февронии Муромских. Для жителей знаменитого города Мурома, что на Владимирщине, это - давно родной, городской праздник. С 2008 г. он по настойчивым многочисленным ходатайствам объявлен Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья. Название праздника звучит восхитительно - как щит против агрессивного бесстыдства, распада и растления. Одни возрадовались: «Хотелось исконно народных праздников, а не заимствованных!», намекая на день Св. Валентина. Кто-то иронизировал, перефразируя популярную песню: «Я тебя своей Февронькою зову», намекая на якобы неблагозвучность этого женского имени, на «деревенщину». Но это ведь - дело вкуса, традиции, воспитания. По мне - очень красивое имя. Ну и напомним, что святые муромские чудотворцы Петр и Феврония, приняв монашество, стали Давидом («возлюбленный») и Евфросинией («радость»).

Некоторые наши батюшки, резонно опасаясь, что люди по малоумию превратят глубинный, значительный, светлый праздник в простой обмен фетишами, предметами, «валентинками», призывают не зацикливаться на «февроньках». Муромчане, однако, к февронькам уже привыкли давно. И в виде двойных куколок их делают, и в виде пятилистных ромашек (на такой ромашке как ни гадай, а все равно выйдет только «любит»). Пожалуй, дело не в предметах, а в том, что живет у тебя в сердце. Если любовь есть, то и февроньки ей не помешают. Помогут ли? Кто знает. Нельзя отрицать обоюдной радости - и у дарящего, и у принимающего дар.

Кто же они такие, эти знаменитые супруги, чья судьба трогает и поражает людские сердца почти 800 лет?

«Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI в., современником Ивана Грозного священником Ермолаем Прегрешным (в монашестве Еразмом). Почти сразу же она стала любимым чтением русского народа и распространилась в огромном количестве списков (до нашего времени дошло около 350). Многие из списков украшались миниатюрами, появились и житийные иконы святых Петра и Февронии.

Князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, младшим братом правившего в Муроме князя Павла. Повинуясь братской любви, он рискнул жизнью ради Павла и решился на сражение со змеем, искусителем снохи. Был он молитвенником и любил уединенную молитву в загородной церкви Крестовоздвиженского монастыря, где и раздобыл «Агриков меч», которым, по признанию самого змия, можно было его победить. Погибая, змей «окропил блаженного князя Петра кровью своею», и на теле князя появились язвы, «нашла на него болезнь тяжкая».

Желая исцелиться от струпьев, князь безуспешно искал врачей в своем владении. Для исцеления не только тела, но и его души, впавшей в победительную гордыню, необходим был особый врачеватель. В селе с забавным названием Ласково отрок князя нашел мудрую (то есть наделенную Божьей Благодатью) дочь древолаза-бортника Февронию, которая вызвалась излечить князя, но при ряде условий.

В готовности девушки взяться за врачевание больного князя кроется подвиг служения. Изначально она готова была (не зная даже, как он выглядит; а ведь покрытого гнойными струпьями человека красавцем не назовешь) пожертвовать собой ради больного человека и даже связать с ним свою жизнь!

Феврония чередой испытаний пыталась выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Первое условие - «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет исцеление. Но не проявил князь сразу смирения, задумал ее обмануть. Зная об этом, Феврония выдвинула условие и себе: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная - мудрая - загадка Февронии: не стать  супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?

Февронии самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть княгиней. Князь же уловил лишь смысл, лежащий на поверхности, - девица заставляет его на себе жениться и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» И замыслил ради выздоровления в сердце обман простолюдинки: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены».

Выздоровевший герой, победитель змея, вернулся в родной город Муром. Но Божественный Промысел не сбылся. И от одного оставшегося струпа болезнь быстро возродилась. И князь, все-таки смирившись, дал девушке твердое слово. Так Феврония стала княгиней.

Впоследствии ради жены Петр, вступивший на муромский престол в 1203 г., отказался от княжеской власти: на предложение бояр сделать выбор между престолом и женой Петр предпочел Февронию и согласился оставить Муром. Правда, отплыв от города на остров, князь впал в уныние. Тогда Феврония укрепила его чудом: благословив срубленные деревца, которые на следующий день снова зазеленели, и это стало прообразом их возвращения домой. Бояре прекратили интриги и сами просили князя о возвращении.

Когда приспело время кончины, супруги умолили Бога об одновременном уходе и завещали положить себя в едином гробу, имеющем только перегородку. Сами же в одно время облеклись в монашеские одежды, приняв иноческие имена.

Не закончив вышивание воздуха (покрова) для соборного храма Пречистой Богородицы, Феврония-Ефросиния почила, как и супруг, в двадцать пятый день июня 1228 г. (по ст. ст.).

Вопреки последней воле усопших тело князя положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронии - вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Однако наутро тела Петра и Февронии чудесным образом оказались в совместном гробу, в церкви Рождества Богородицы.

И еще раз это повторилось. Воистину: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.: 19,6). И еще следует помнить слова апостола Павла: «...ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа, въ Господе. Ибо какъ жена отъ мужа, такъ и мужъ чрезъ жену; все же - отъ Бога» (1 посл. Коринф.: 11, 11-12).

Похоронили благоверных супругов возле храма Рождества Богородицы. В конце XVIII в. мощи святых Петра и Февронии были помещены в гробницу, в которой покоятся по сей день.

После 1917 г. гробница оказалась в муромском музее, а в 1989 г. была возвращена Церкви и несколько лет находилась в Благовещенском соборе Мурома. В 1993 г. торжественно перенесена в главный собор Свято-Троицкого женского монастыря.

В новейшие времена почитание святых супругов растет повсеместно, особенно среди молодежи. Их образ чуть ли не лавинообразно увековечивается в виде памятников в разных городах России. Первый - появился 8 июля 2008 г. в Муроме, символично - напротив ЗАГСа. Подобные памятники теперь есть в Ярославле, Ульяновске, Ижевске, Благовещенске, Ейске, Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске. Памятник Петру и Февронии открыт в день празднования 350-летия Иркутска 14 сентября 2011 г. В архангельском памятнике, установленном в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», скульптор изобразил сцену возвращения Петра и Февронии из изгнания - на княжение в Муром. Памятник Петру и Февронии в Сочи (скульптор К. Чернявский) изображает супругов в монашеских одеждах под деревьями, в кроне которых угнездилось семейство голубей, а под деревом сидит давний помощник Февронии - ручной заяц. Сейчас в Сочи зарождается традиция - предлагать возлюбленной руку и сердце у этого памятника.8 июля 2011 г., в Самаре на площади Славы состоялось открытие скульптурной композиции - плывущие в ладье «Святые Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские». Петр держит в руках обручальное кольцо, а Феврония - голубку.Торжественное открытие бронзового монумента Петра и Февронии прошло в сентябре 2011 г. и в Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции. Автором является известный ростовский скульптор А. Скнарин, создатель «Тачанки», «Ростовчанки» и других памятников.Матвей Славко в своем сочинении «Про Петра и Февронию Муромских», исполняемом в вокальном цикле «Не проспи свою смерть» на музыку питерского композитора В. Панченко, так завершает мысль про чудо соединения упокоенных благоверных князя и княгини:

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал - словно души - Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви - только свет, только свет!
Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!
Потому что любовь - паче смерти - для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

_______

Фото - http://fotki.yandex.ru и автора

http://rusedin.ru/2012/07/08/imushhe-edinu-mysl-vo-dvoyu-telu/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме