Все впереди

О верности Церкви в эпоху перемен

0
174
Время на чтение 5 минут


Со страхом и болью берусь за эти записки.

Церковь - наша мать, и предавать ее беды обнажению неправильно и недостойно. Да, Ной действительно напился, был мерзок и непотребен. С этим все ясно, вопрос не в этом. Вопрос в том, как не стать Хамом. 

Церковь чиста и непорочна. Церковь свята. Но Церковь состоит из людей. А люди грешат, в том числе вполне себе независимо от места, занимаемого в Церкви. «...Яко несть человек, жив будет и не согрешит...»

 

Как интересно... Еще два-три года назад мы собирались и глубокомысленно обсуждали: а что же такое означает для Церкви жизнь в условиях этого самого открытого информационного общества. А вот то и означает, смотрите, любуйтесь... Новая реальность была предъявлена нам весомо, грубо и зримо. Весомее некуда. Остается лишь молиться о том, чтобы дальнейшие вразумления (а в том, что они воспоследуют, никто из трезвых людей, вроде бы, не сомневается) были ниспосланы нам Господом по возможности «безболезненно, непостыдно и мирно».

Человек грешен. Грешен и в Церкви. Церковь, собственно, для грешников и создана.

И вполне закономерно, что человеческие грехи, преступления отдельной живой человеческой личности против правды Христовой оказываются тесно связаны с повреждениями и дефектами общественных институтов, отстраиваемых людьми на грешной земле. Это относится и к институтам церковным.

Такая связь не допускает лобовой прямолинейности, плоской однозначности в рассуждениях о Хамовом грехе. Где любящее и жертвенное прикрывание греха и порока своего отца, а где безразличное попущение и боязливое потакание пороку всякого старшего и сильного? И долог ли путь до деятельного сосложения с этим пороком?

В последнее время заговорили о призраке Реформации. Еще год назад поверхностному взгляду виделось, что с современным протестантизмом «все ясно», его проблемы очевидны - измельчение деноминаций в мелкий песок сект и секточек, уродства типа женского священства или венчания педерастов. Но мы не имеем права забывать о том, что исторически

Реформация возникла из повелительного нравственного импульса, из праведного негодования, обращенного к реальным порокам князей Церкви. Сегодня ситуация совсем иная, но ряд ключевых обстоятельств воспроизводится.

Сумеем ли мы вынести уроки из чужого опыта, отстоящего от нас на несколько веков? Сумеем ли мы вынести уроки из нашего собственного опыта столетней давности?

Наличие у Церкви врагов - тривиальная очевидность, прямо вытекающая из существования врага рода человеческого. Но мы не свободны в своем отношении к ним, нам запрещены симметричные ответы.

Право, сегодня надо не ополчаться на наших ненавистников и хулителей, а беспрестанно благодарить Бога за все, что Он сделал для нас за последние десятилетия, и все, что позволил сделать нам для Него. Этот список пространен и удивителен. Последние десятилетия - время зримых великих чудес.

Да, они сопровождались и скорбями. Теперь скорби становятся заметнее.

Глубоко убежден, что на круг, по совокупности,

Происходящее сейчас может быть очень полезно для нашей Церкви и для каждого из нас. Но эту возможность еще надо превратить в реальность. Дорога изживания двоемыслия и двоесловия, дорога преодоления страстной нетерпимости, в первую очередь даже не к внешним, а друг к другу, будет по необходимости длинной и трудной.

А вообще-то мы просто забываем простые слова блаженного Августина: «Люби Бога и делай что хочешь».

У нас только одно общее дело - причастие Тела и Крови Христовых.

Литургия, что и означает «общее дело». Во всем остальном мы свободные люди, очень разные, и эту разность надо, во-первых, увидеть, а во-вторых, признать и принять.

Мы начинаем разговаривать.

Интонация разговора - самое главное.

Без фанатизма.

С почитанием образа Божия в каждом собеседнике.

С любовью и бережностью ко Христу и к Матери нашей Церкви.

С внимательным, даже педантичным соблюдением этикета.

Вежливость, как говорит русский философ Олег Генисаретский, это не что иное, как прикладное благочестие, умение увидеть образ Божий в каждом встречном и почтить его.

И не спешить.

Нам понадобится терпение.

Будучи сама по своему существу не от мира сего, здесь на земле Церковь осваивает и использует социальные и экономические машины каждой эпохи. Сегодня Церковь впервые в истории оказалась в ситуации открытого информационного общества. Так нынче живет человечество, и вне соизмерения с этим у Церкви не получится жить и действовать в этом мире. Это не означает ни оппортунизма, ни пораженчества перед духом века сего. Напротив, это означает твердую веру в то, что Церковь освоит и переработает и эти вызовы, как раньше она справлялась с вызовами иных исторических эпох. Но для этого надо будет потрудиться. Готового решения перед нами нет.

Честертон весело говорил в двадцатые годы: Много раз казалось, что Церковь катится ко всем чертям, но всякий раз погибали черти. Это было сказано о преодолении великих разломов, подобным границам средневековья и Нового времени. Перед нами же нынче всего-навсего никак не наступающее завершение совдепии. Право же, откуда в нас иногда столько малодушия...

Кажется, Корней Чуковский сказал как-то: «В России надо жить долго».

Вокруг ложь и насилие.

Люди труда загнаны в нищету. И общие словеса от имени церкви о том, что экономика должна быть нравственной, не ведут никуда. Нам надо напряженно думать о том, как, не ввязываясь в общественно-политические противостояния, не занимая ничью сторону, но лишь сторону Христа Спасителя, быть значительно конкретнее и честнее в своих суждениях о происходящем. Лишь тогда нам поверят.

Неожиданно обозначилось, что граница церковной и светской публицистики во многом является мнимой. Душа каждого человека по природе христианка, и за минувшие горячие месяцы не раз приходилось встречать глубокие и взвешенные суждения о происходящем от людей совсем нецерковных.

Нам бы в Церкви надо не кичиться своей особостью. Быть благодарными за поучение и внешним.

Естественно, не переставая упражняться в искусстве внимательного различения духов, которые за разными обращенными к нам словами стоят.

Да, перестроечные аллюзии сильны. Полученные тогда травмы до сих пор болят. И мы помним, как «гласность» не только приносила свободу и очищение, но целенаправленно использовалась как фомка для разрушения жизненного уклада страны. Как происходил насильственный сброс в архаику вместо эволюции и живого роста.

Сегодня мы боимся того же самого.

Но, по моему глубокому убеждению, эти законные опасения не должны вести нас к добровольному согласию на закупорку души, на отказ от мысли и слова.

Мы не только верующие христиане. Мы еще и граждане. А место жизни гражданина - площадь, агора.

Гражданственность по самой своей природе публична. И если мы уповаем на воцерковление общества и государственности, на то, что христианская гражданственность возможна, нам и в обсуждении нынешних церковных болезней не избежать открытого разговора со всеми его рисками.

На этом пути нам понадобятся две вещи.

Доверие Богу.

Надежда на Него.

Остальное приложится.

http://www.foma.ru/vse-vperedi.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Сладков
Все статьи Дмитрий Сладков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12