Будь камнем преткновения: о правилах поведения священника в Интернете

0
349
Время на чтение 8 минут


Года три назад у себя в блоге livejournal я попытался, изначально в шутливой форме, сформулировать правила поведения священника в Интернете. Определить, какие главные пункты этих «правил» должны присутствовать, если ты - не только регулярный посетитель, но и пишущий, участвующий в дискуссиях священник.

Шутка, в конце концов, превратилась в нормальную и, как мне кажется, насущную и злободневную тему, ставшей основой одного из круглых столов на недавно прошедшем в Донецке V Фестивале СМИ православных. В подготовке данного круглого стола с названием «Священник в Интернете и на экране» участвовали Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко, Глава информационно-просветительского отдела Волынской епархии протоиерей Валентин Марчук, Глава информационно-просветительского отдела Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев и я, грешный.

Вот краткое изложение вступительного слова.

Будь собой

Одно из главных требований для священника в сети Интернет - будь собой, то есть имей одно «Я» и в храме, и дома, и в сети. Священник должен оставаться священником всегда.

Будь известным

За твоим Интернет-профилем и ником (если он есть) должно стоять четкое указание: где служишь, кем служишь, какую должность занимаешь, с конкретной привязкой к местности. Это обязательная необходимость вызвана тем, что для большинства из тех, кто впервые заходят на твои страницы, Церковь часто Terra Incognita. Таких посетителей, судя по журналам статистики, очень много.

Тяга к вере, к Христу, к Тому, Кто выше нашего земного понимания была, есть и будет. Никакое секулярное или атеистическое мировоззрение стремление к Богу не ликвидирует. Мы каждый день видим новые лица в храме, но для того, чтобы в него войти, нужно смелое решение.

В сети Интернет иначе. Здесь можно зайти невидимо, более того, вступить в дискуссию не с бабушкой у подсвечника или у свечной лавки, а напрямую со священником. Наши страницы и ресурсы от внимания неофитов не уходят. Они их интересуют. Даже те, кто относится к вере и Церкви предвзято, скептически и негативно, читают блоги и сайты священников

Если данный посетитель увидит, что священник скрывает свое местонахождение и свое имя, то потенциальным прихожанином наших храмов он не станет и эту вэб-страницу из закладок уберет. Своим инкогнито мы уходим от главной задачи священника в сети Интернет: нести то свидетельство веры и Истины.

Нужно быть умным

Понятно, что самые умные у нас Гугл, Яндекс и Википедия. Умность же священника определяется умением и смелостью сказать «не знаю» там, где ты действительно не знаешь, что сказать или как ответить. Это в полной мере касается и телевидения (особенно прямых эфиров). «Незнание и смущение» по этому поводу - не беда, а признание: «Я не знаю, но в следующей передаче об этом непременно расскажу», - всегда будет воспринято очень правильно. Не нужно бояться, чего-то не знать, а вот страшится общих слов, где ответ не ответ, а лишь рассуждение о вопросе, надо постоянно. Слишком часто за частоколом слов мы видим лишь уход от конкретного вопроса, а за велеречивыми рассуждениями с заумными словами и церковнославянизмами попытку скрыть собственную некомпетентность.

Будь сообразительным

Боишься отвечать за свои слова или опасаешься, что скажет по поводу твоих слов какая-то Марья Алексеевна, то лучше на экран и в сеть не выходить.

Священник в сети или на ТВ, с одной стороны, несет проповедь о Христе, а с другой, олицетворяет собой всю Церковь. Даже предваряя свои слова уже знаменитым предисловием имхо или imho, что является аббревиатурой английского выражения «по моему скромному мнению», нужно понимать, что твой глас проецируется на всю Церковь и ссылки на тебя будут, как на мнение Церкви, сколько бы раз ты не заявлял о своей сугубой индивидуальности.

Ни в коем разе священник не имеет права забывать давать ссылки, если он озвучивает официальную позицию, как и указывать того, кого цитируешь, перефразируешь и чьи мысли с выводами используешь. Конкретная ссылка и четкий, вовремя приведенный, однозначный факт всегда воспринимаются именно в твою пользу. Помните всегда, что всегда найдутся те, кто постараются поймать тебя на ошибке. И если все же поймали, уличили или указали, что вот тут, ты, батюшка, заговорился - признай ошибку, и этим добьешься большего уважения.

Реагировать на все события, которые сегодня нам мир предоставляет нескончаемой новостной лентой, не надо. Следить за основными перипетиями очередного дня можно, но научиться отделять духовное от светского, мирское от церковного обязательно надо. Иначе увязнем в суете, где не останется места даже короткой молитве.

Не лезь в политику

Очень часто нас пытаются привлечь к решению или определению «общего мнения» в вопросах, с которыми мы никак не связаны. Это, прежде всего, касается вопросов политики, политических партий и пристрастий.

У нас в Украине скоро вновь выборы (впрочем, это уже привычное состояние украинского общества). Естественно, использовать потенциал верующих, как многочисленного электората, будут стараться любыми способами. В телепрограммах и в блогах вопрос: «А ты за кого батюшка?» - уже становится «дежурным».

Здесь я поддерживаюсь позиции, которую высказал еще в апреле 2008 года наш Предстоятель и которую поддержал Синод УПЦ: «Подчеркиваю, что наша Церковь вне политики. Она объединяет людей с разными политическими вкусами. Единственное, чего она требует, это чтобы различные политические взгляды не мешали общению во Христе, не нарушали церковного мира. На собственном опыте мы имели возможность убедиться, что попытки внедрения той или иной мирской идеологии в церковную среду неизбежно приводили к расколу. Прошу членов этого освященного Собора в своих епархиях объяснять народу о вреде политизации церковной жизни, а также своевременно останавливать тех, кто пытается внести в Церковь смуту на основе политических спекуляций».

Священник, однозначно, не имеет права заниматься какой-либо политической деятельностью. Свое мнение высказать можно, но оно не должно иметь агитационного пафоса и агитационной составляющей. Ни в коем разе. Особенно если это происходит на тех информационных площадках, где тебя видят или читают многие. И многие.

Умей спокойно уйти

Священника не должно быть там, где царствуют унижения и оскорбления оппонентов. Не место священнослужителя и там, где позволяется мат и скабрезности, где присутствуют оскорбления. Нужно просто уходить с данных ресурсов, а не пытаться вразумлять. Самое лучшее вразумление - твое личное поведение в сети.

В первые годы моего присутствия в Интернете, а было это десять лет назад, в блог заходило много тех, кто пытался тебя разозлить. Реагировать на данных троллей и провокаторов не надобно. Будешь спокойным, выдержанным и непеременчивым в своей позиции, они сами уйдут. Знаю многих священников, регулярно пишущих в сети, которые изначально были буквально атакованы любителями скандалов и провокаций, но их спокойное достоинство (именно так можно определить!) привело к тому, что сегодня на медиа-ресурсах этих пастырей идет серьезный разговор о вере и Православии. Там нет эпатажности, оскорблений и неуважения друг к другу.

Не смотри на рейтинг

Стремиться к популярности - тешить тщеславие. Набрать рейтинг - беспроблемно. У нас есть любители быть все время в обойме популярности, когда тебя цитируют, и без ссылки на тебя ни одна тема не проходит. Для этого достаточно лишь откликаться на все злободневности и быть там, где тебя сразу заметят. Это, прежде всего, темы политические и те, где «развенчивается» или возводится на очередной пьедестал какая-нибудь одиозная личность.

Естественно, в рейтинге всегда обсуждается событие, вызывающее нездоровый (греховный) интерес. Будешь в них участвовать - популярность обеспечена. Вот только вера здесь причем? Церковь, которую ты своим саном представляешь, какое имеет отношение к очередному растиражированному греху?

Стать популярным просто, но к тебе тогда будут относиться уже не как к священнику, а как к обыкновенному обывателю или, того хуже, как к представителю одного из политических течений или пристрастий.

Как не может священник исповедовать в Интернете, так и не должен он участвовать в обсуждениях заведомо скандальных, провокационных темах, где унижается образ Божий в человеке.

Будь терпеливым

Одно из главных достоинств священника в Интернете - терпеливость. Знай, что даже тогда, когда ты высказываешь сугубо личное мнение, тебе будут предъявлять претензии как Патриарху.

Будь современным

В своих материалах, выступлениях и публикациях необходимо уходить от менторства и постоянного чтения нравоучений. Нас перестанут читать или выключат телевизор, если в каждом предложении будет присутствовать требовательное «должен».

Собеседник или зритель ждет сейчас от священника ответа именно на насущные проблемы и вопросы. Нас с удовольствием будут читать и слушать, если мы будем рассуждать о духовной составляющей наших нынешних забот и преткновений, но через 4-5 минут уйдут с твоего блога или переключат канал, если кроме нравоучений от тебя ничего не услышат.

По-моему, пора заканчивать заниматься катехизацией на уровне «Закона Божьего» Слободского и в который раз рассказывать о смысле очередного праздника. Соедините церковное годовое событие с днем сегодняшним, не говорите церковнославянизмами, когда надобно и не надобно, уберите «благочестивый елейный» язык и лишний пафос - и вы будете востребованы.

Священник на экране - это прекрасно, но еще лучше, если он там в прямом эфире и отвечает на вопросы, не заранее приготовленные и отшлифованные. Несомненно, тему передачи или обсуждения знать надобно, как и сформулировать свою позицию в ней необходимо, но шаблонность и отвержение неудобных вопросов и обсуждений быть не должно.

Давайте признаемся, что до дня нынешнего имеют место быть передачи, где не только уже отработаны вопросы и ответы, но и заранее обговорен «дежурный звонок», который обязательно подтвердит именно твою позицию, твое мнение и твое видение проблемы, если она вообще существует в подобной программе. Эти передачи не смотрят.

Будь камнем преткновения

Очень часто священник на ТВ или в блогах подвергается несправедливым наветам, а то и откровенным оскорблениям. Передергиваются и подтасовываются факты, выводы и утверждения делаются по вырванным из контекста фразам, обращения носят уничижительный характер. Бояться и страдать от этого не надо. Вспомните заповеди блаженства: «Блаженные егда поносят вас и женут имени Моего ради». Это как раз тот случай.

«Ругатели» были, есть и будут. Наш крест, наша вера и сегодня смущают многих. Надо быть готовым стать камнем преткновения и всегда оставаться спокойным.

http://orthodoxy.org.ua/content/bud-kamnem-pretknoveniya-o-pravilakh-povedeniya-svyashchennika-v-internete-50887

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Авдюгин
Матушка и батюшка
Рассказ
26.03.2021
Новости «народного православия»
О суевериях нашего времени
30.08.2017
Петров пост: очередная четверть в школе любви
Протоиерей Александр Авдюгин о важности воздержания
12.06.2017
Все статьи Протоиерей Александр Авдюгин
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11