Мир без Бога – мир господства страстей и эгоизма

0
128
Время на чтение 3 минуты

30 и 31 мая этого года в Астане состоялся IV съезд лидеров мировых традиционных религий. В нем приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил, представители Константинопольской, Грузинской, Румынской, Чешских земель и Словакии, Американской Православных Церквей.

Уже в четвертый раз Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев собирает представителей традиционных религиозных общин из разных стран мира, в первую очередь с постсоветского пространства - из исторической Руси, - чтобы поднять такие непростые темы, как псевдорелигиозный экстремизм и терроризм, межнациональные конфликты, отношение к преподаванию в школах и вузах знаний о религии, участие в жизни религиозных объединений и общества женщин и молодежи.

Эти съезды не имеют ничего общего с попытками создать некую единую всемирную религию, поэкспериментировать с сомнительными обрядовыми действами.

Представители разных религиозных традиций встречаются для того, чтобы ответить на общие вызовы, главным из которых на сегодня является вызов агрессивного секуляризма.
Выступая на съезде, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели. Она дает личности потенциал самореализации, но в то же время показывает человеку тот предел, за которым утрачивается смысл жизни человека, его достоинство, да и само понятие «человек».
Сохранение настоящей свободы личности, свободы от порабощения пороками, и реализация вечного предназначения человека - вот каков долг религии в нынешнем мире.

Атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями ХХ века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества - значит, удалить и мораль, удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально «светским», если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. Вот почему опрометчивыми, даже нереалистичными в сегодняшнем мире выглядят аналогичные попытки. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма».

В 1970-1980-е годы прошлого столетия некоторые либеральные богословы, общественные деятели и даже бизнесмены на Западе пытались пропагандировать отказ религий от претензий на истину, объединение их вокруг чисто утилитарных ценностей: идеологии потребительства, унификации людей, народов и культур, обслуживания обывательской трактовки социальной гармонии.

Но такое объединение, как мы хорошо знаем, ведет лишь к еще большему разделению. По-настоящему верующие люди не приняли его. Поддерживая диалог с представителями других вер и убеждений, мы не отказываемся от утверждения истинности Православия, от того, что сказал Господь о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6).
Мы не считаем, что все пути ведут к истинному Богу. Мы убеждены, что учение о Боге может быть правильным, а может быть ложным. Тем не менее, мы живем в мире, в котором присутствуют люди разных вер. Гомогенных в религиозном отношении обществ в мире практически не осталось.

Поэтому нам нужно выстраивать отношения с верующими других религий хотя бы ради того, чтобы противники любого присутствия религии в жизни общества не стравливали бы нас друг с другом, а потом не начали бы «мирить», предлагая опять же отказаться от истины и прийти к идеям толерантности и политкорректности, практически исключающим полноценное исповедание православной веры, которое предполагает учение о единственности истины.

Религия включает в себя не только молитвенную практику, ритуалы и вероучительные тексты. Она предполагает и определенный социальный идеал, определенную модель устройства жизни человека, семьи, общества.

Секулярный идеал также имеет свою социальную модель, но она не может быть монопольной. Все большее число людей это понимает. И значит, нам предстоят подчас непростые, но неизбежные диалоги с инаковерующими и неверующими, в том числе по вопросам общественного устройства, развития экономики, международных отношений - всех тех сфер, в которых Бог с дьяволом борются за сердце человека, говоря словами нашего великого писателя.
Среди тем, которые обсуждались, была тема религиозного вакуума, который порождает уход людей в псевдорелигиозный экстремизм. Единственным путем преодоления этой проблемы является обеспечение свободного и максимально активного изучения людьми собственной религиозной традиции, которая по определению всегда включает в себя опыт совместной жизни с представителями других вер и убеждений.

Об этом в итоговом обращении съезда по предложению Русской православной Церкви сказано следующее: «Современная молодежь с ранних лет должна иметь право приобретать основательные знания о своей собственной религиозной традиции, так же как они учат родной язык, историю, культуру. При этом мы убеждены, что человек, знающий свою религию, никогда не будет пренебрежительно относиться к вере других людей».

Вакуум в духовной сфере опасен и губителен. Будем надеяться, что его не будут ни искусственно поддерживать, ни заполнять деструктивными влияниями. Верующим людям нужно мощно, во всеуслышание вновь и вновь говорить о том, что воспитание юных поколений - это органичная часть жизни религиозных общин.

http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=599

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Всеволод Чаплин
Все статьи Протоиерей Всеволод Чаплин
Последние комментарии