На праздник Святой Троицы ключарь подворья Русской Духовной Миссии в Хевроне совершает литургию у самого Мамврийского дуба, ставшего в 1868 году первым приобретением архимандрита Антонина (Капустина), незадолго перед этим назначенного начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Время не властно над такими местами - напротив, перед их величием оно словно отступает. Об этом хорошо знает ключарь подворья в Хевроне, иеромонах Арсений (Елисеев), два года назад Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла направленный для служения на Святую Землю.
- Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, об истории этого русского участка Святой Земли.Иеромонах Алексий (Елисеев)
- История участка очень интересна. Это самое первое приобретение начальника Русской духовной миссии последней трети XIX века архимандрита Антонина (Капустина), к которому он очень стремился. Вместе с тем, к сожалению, это единственный русский участок, оформление которого в собственность миссии до сих пор не завершено.
Первое православное богослужение на этом участке - под открытым небом, близ дуба Мамврийского, - состоялось 140 лет назад: 22 мая 1872 года. Два года спустя отец Антонин воздвиг на участке для приема паломников двухэтажное здание, которое и сейчас нами используется, но уже как келейный корпус для насельников монастыря.
Исторически сложилось так, что на русском участке в Хевроне всегда жила братия. В других местах, например на Елеоне, мужской монастырь не получился, как архимандрит Антонин ни пытался его создать. Здесь же монашествующие прижились. Создание в Хевроне мужского монастыря - последний, завершающий труд жизни начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова) и любимое детище его преемника в этой должности архимандрита Мелетия (Розова). Отец Мелетий считал своей обязанностью закончить дело отца Леонида, которое они вместе начинали. С 1914 года отец Мелетий курировал хевронский участок, и в ряде записей об этом упоминается.
В истории монастыря, на мой взгляд, просматриваются три этапа: первый - приобретение и обустройство участка, второй - собирание братии из числа монашествующих Русской Зарубежной Церкви, третий - становление и развитие обители под омофором Московского Патриарха. Мы, живущие здесь ныне, фактически являемся участниками этого процесса. Когда меня направляли сюда, в указе Святейшего Патриарха значилось, что я направлен не на подворье, а в Свято-Троицкий монастырь святых праотец Авраама и Сарры.
- Почему Свято-Троицкий монастырь в Хевроне стал называться монастырем святых праотцев Авраама и Сарры?
- Одно время он именовался монастырем Живоначальной Троицы, затем Свято-Троицким у Мамврийского дуба. В 1925 году при архимандрите Мелетии центральный придел храма на участке был освящен во имя святых праотцев. С этого же года за монастырем окончательно закрепилось его нынешнее название.
Уникальность русского участка в Хевроне в том, что это единственное принадлежащее Русской Православной Церкви место, которое связано с ветхозаветной историей, с явлением Бога человеку. Почему Господь является именно здесь? Почему именно Аврааму, а не кому-либо другому? На первый вопрос ответ нам дают строки из книги Бытия. Господь говорит Адаму: земля, из которой сотворен, в нее же отыдеши. Адам погребен в Хевроне в пещере Махпела, значит, и сотворен из красной глины этой земли; как нам всем известно, одно из переводов имени Адама означает «красный человек». Именно поэтому первый жертвенник, сооруженный Адамом, ставится в Хевроне. Именно поэтому позже сюда Господь призывает Авраама. Почему явление Троицы происходит под дубом, точнее - в тени дуба? Потому что в этот момент у человечества осталась только тень почитания Бога. Люди отошли от Бога, забыли о Нем, и единственный на земле, кто ищет Творца и общения с Ним, - это Аврам. И Господь с ним говорит, как говорил потом с Моисеем. Если внимательно почитать Священное Писание, то можно заметить очень интересную параллель: как Бог говорит с Авраамом, так Он говорит и с Моисеем. Это две личности, которые связываются с третьей личностью - Сыном Божиим Иисусом Христом.
Мамврийский дуб |
К сожалению, в сознании многих современных людей имеется определенный перекос, и они сюда приходят поклоняться дубу, забывая, что основной участник события - это человек, Авраам, а не дуб. Господь является человеку, а не дубу. Почему в Священном Писании упоминается дуб? Потому же, почему упоминается гора Мориа или иные конкретные географические места, которые являются физическими свидетелями данного события, свидетельствуют о точности места. Ставить во главу угла дуб - это идолопоклонство! А от дуба до сих пор пытаются что-то отломать. Во время службы в прошлом году под дубом один маститый протоиерей (не буду называть его имени) пытался отломать кусок от дуба, а его сын «втихую» пытался использовать пилочку. Зачем? - Это же святыня. Но ложное стяжание святыни есть один из грехов. Зачем кусочек этого дерева хранить? Чтоб было?
У подножия засохшего Мамврийского дуба выросло два молодых дубка. Один из них является корневой порослью древнего дуба, второй вырос из желудя. Один наш гость-ученый предложил мне разрыть землю и доказать всем, что молодой дубок действительно растет из корней старого. Но это - стержневые корни. Представьте себе, что я буду их раскапывать и доказывать всем, что оба дерева связаны? Растение погибнет. И, главное, какова цель? Да, человек во все времена ищет физически осязаемых признаков духовных явлений. Вот видят, что дуб засох: все, скоро конец света! Говоришь им: вот же два ростка - от корней! В ответ: но сам-то дуб засох! Если человек чего-то не желает видеть, не желает что-то принять - ничем его не убедишь. Обратите внимание: в каждом ли доме есть икона Святой Троицы? Не в каждом, так же как и не в каждом доме есть крест. А ведь это очень важно. Намного важнее собирания эсхатологических слухов и домыслов. Это, увы, отличительная черта многих наших паломников. В прошлом году я был буквально в шоке: богослужение в праздник Преображения Господня на Фаворе, идет евхаристический канон, и вдруг весь народ начал кричать: «Смотрите: облачко сошло!» Неважно, что идет евхаристический канон, - главное, что облачко появилось! Неважно, что Господь присутствует в Дарах, - нам облачко нужно!
- Наверное, непросто сочетать миссионерскую работу и монашескую жизнь?
- Хочу напомнить, что, начиная со времен императрицы Елисаветы Петровны, в духовные миссии нашей Церкви начали направлять в основном благонадежных монашествующих. В Русской духовной миссии это наиболее заметно проявилось. Когда направляли сюда протоиереев, как-то так получалось, что все равно они потом постригались, принимали монашество или же возвращались домой окончательно.
Башня, служившая жилищем архимандриту Антонину |
В здании паломнического приюта - портрет шейха Ибрагима Шелуди - владельца участка с Мамврийским дубом, продавшего чрез посредника землю Русской Духовной Миссии. Вскоре после продажи он был убит единоверцами |
Я считаю, что мы храним преемство с тем монастырем, который здесь был при РПЦЗ. Из двух его насельников, которые тогда остались здесь, один и сейчас подвизается в братии монастыря - это инок Авраам (Евсеев), - так что живая связь сохраняется. То, что произошло здесь в 1997 году, - передача участка и храма Московской Патриархии, произошедшая при активной помощи Палестинской Автономии, - исторический факт. Ему давались разные оценки; можно, конечно, сказать, что это произошло благодаря дружеским отношениям Ясира Арафата со Святейшим Патриархом Алексием, но считать именно эти обстоятельства решающими будет неправдой. Когда я слышу такие рассуждения, то невольно напрашивается вопрос: а Бог-то где? Если ничего не может произойти без воли Божией, значит, Ему было так угодно.
Многие спрашивают: как же вы молитесь, вокруг вас мусульмане, мечети? Мне вспоминается история про одного послушника, который пришел к старцу и спросил: «Как же Вы можете молиться? У Вас часы, они так громко тикают... Они же мешают. Как же можно Иисусовой молитвой заниматься?» Очень примечателен ответ старца: «Время скоротечно». Тикание часов этому святому мужу помогало хранить память смертную и настраивало на молитву. Если что-то извне тебя раздражает, значит, это непорядок в тебе. Если раздражает человек, который не так встал в храме на твоих глазах, не так молится, то есть повод задуматься о своем духовном состоянии. Какое тебе дело до этого человека? Так же и с мечетями. Призыв к намазу, звучащий пять раз в день, меня обличает, побуждает молиться самому. Мусульмане поклоняются Богу так, как они понимают. Это можно использовать в миссионерской работе.
- Русская духовная миссия сегодня живет в совершенно иных реалиях, чем полтора столетия назад. Изменились ли ее цели и задачи?
- Главное наше призвание остается прежним: помогать принимать паломников, приезжающих из России. Современные паломники, к сожалению, очень часто на деле праздношатающиеся. Они не осознают, зачем сюда приехали, и в отношении к миссии руководствуются потребительской позицией, воспринимая ее как организацию, долженствующую обеспечивать сервис и комфорт.
Крестный ход на Светлой седмице |
Паломник должен понимать, зачем ему паломничество. Какова цель? Будучи на горе Фавор, преобразился ли он нравственно? Оказавшись на Елеоне, вознесся ли он духовными очами к Богу? Если нет, был ли он тогда поклонником и посланником? Стал ли он свидетелем? Изменился ли его образ жизни?
Необходимо, чтобы люди осознали себя подлинными поклонниками, чтобы они - каждый на своем месте - могли стать свидетелями, благовестниками евангельских событий, происходивших в этих местах. Тогда это будет действительно паломничеством. Наши предки в большинстве своем совершали такое паломничество раз в жизни. Когда читаешь их записки, то видишь, что их жизнь была разделена своеобразной границей: до Иерусалима и после. Им важно было, что их жизнь преобразилась, они в сердце впустили Иерусалим, уже не позволяя вытеснить его оттуда ничему иному.
Кроме того, забывается, что паломничество - это подвиг, сопряженный с жертвой. В XIX столетии в России ежегодно проводился в Неделю ваий так называемый вербный сбор для Русской духовной миссии в Иерусалиме. Все здания и храмы Русской миссии в Палестине строились не на деньги владельцев крупных капиталов - их в действительности было не так уж много, - а на средства паломников. Отцу Антонину помогали самые простые люди, среди жертвователей очень редки представителя именитых, гремевших на всю Россию купцов-миллионщиков. Люди собирали по копеечке, ехали в Святую Землю, по дороге питаясь сухарями и кипятком: кипяток на пароходах был бесплатным, а все до копейки привозили и жертвовали в миссию, отдавали отцу Антонину. Почитайте его дневники, там так и написано: сегодня раба Божия такая-то принесла пять рублей, другая - три. Для нее это, возможно, было целое состояние, но она отдавала его миссии. Сегодня приезжающие паломники готовы отдавать сопоставимые суммы? Утрачено понятие благотворительности, стремления к жертве, а ведь оно должно проистекать из чувства благодарности Богу.
- Каким вам видится будущее русского участка в Хевроне?
- Только в создании полноценного мужского монастыря. Здесь могло бы жить, исходя из возможностей здания и участка, минимум восемь-двенадцать, максимум - пятнадцать-двадцать человек. Тогда можно будет наладить нормальную уставную монашескую жизнь, с ежедневным правилом, с келейным чтением и т.д. Это было бы самым лучшим. Количество земли позволяет: 9 гектаров все-таки сохранилось из прежних 11. Реально наладить полноценную хозяйственную деятельность, с тем чтобы в дальнейшем существовать за счет своих собственных ресурсов. Посадить оливы, виноград; может быть, со временем, можно будет делать свое вино.
Другое дерево, которое, как известно, первым покрыло послепотопную землю, - это олива, поэтому вокруг дуба будут расти оливковые деревья. На участке древесных растений будут также помещены сосна, ливанский кедр, кипарис.
Второй участок, с виноградником, будет расположен чуть выше по склону горы, рядом со зданием, которое мы называем винодельня. От него переход на третий участок - суккулентов. Там у нас должна произрастать иерихонская роза и другие подобные растения. Возле келейного корпуса предполагается разбить цветник, включающий лилии, розы и другие цветы, упоминаемые в Библии. Оттуда тропа паломника ведет к гробницам, где предполагается посадить растения, связанные со временем пророков и Исхода евреев из Египта. В основном там будут расти кустарники, потому что именно они упоминаются в этот период в Священном Писании чаще всего. Это будет целый ландшафтный проект, а растения распределены по зонам и частоте упоминания в Библии. Рядом с храмом я хочу посадить ячмень, пшеницу и рожь и устроить еще один виноградник. Это сочетание растений воплощает тему Евхаристии, совершаемой в храме. Там же будут растения, которые употреблялись при богослужении в ветхозаветном храме. Рядом будет расти дерево «ситтим», из которого был сделан ковчег Завета. Всего предполагается высадить более 120 наименований растений.
Современный Хеврон |
Когда я был насельником Валаамского монастыря, то начал там разводить китайскую стелющуюся розу. Многие не понимали: зачем мне это нужно? Представляете, Валаам с его климатом - и китайская роза. У нас был один монах, высокий крепкий человек, несколько грубоватый. Я думал, что он-то к моим занятиям относится снисходительно: мол, делать нечего, вот цветочками и занимается. Но как-то раз подхожу я к цветнику, а он рядом стоит, смотрит. Увидел меня и говорит: «Отче, я тебе такую хочу выразить благодарность! Каждый день смотрю на эти цветы и думаю о хрупкости нашей жизни, а она так красива».
Хеврон - место, где можно погрузиться в живую ветхозаветную историю, обращаясь к состоянию человека, когда он ходит пред Богом, и напомнить, что происходит с человеком, когда он оставляет Бога и отвергает Его. В этом миссионерство, в этом возможность побудить паломника задуматься, подвести его к тому, чтобы он начал духовно меняться, а это - самое важное.
С иеромонахом Алексием (Елисеевым) беседовала Ольга Кирьянова5 июня 2012 года
http://www.pravoslavie.ru/guest/54034.htm