Праздник Святой Троицы, который в этом году православная Русь отмечает 3 июня, впервые появился в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора как чествование иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева. Икона эта - одна из самых прославленных на Руси, она создана знаменитым изографом под сильным духовным влиянием и по слову преподобного Сергия Радонежского для иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря, впоследствии ставшего лаврой.
Русским мыслителем сказано: прекраснейшее из зданий русской архитектуры - собор Троицкий и прекраснейшее из изображений русской иконописи - Рублевская Троица значительны вовсе не только как красивое творчество, но своею глубочайшею художественною правдивостью, то есть полным тождеством, покрывающих друг друга первообраза русского духа и творческого его воплощения.
Даже в названии прославленной обители, Троице-Сергиевой лавры, они соединены в вечности: Святая Троица и возлюбивший Ее преподобный Сергий. «Дом Живоначальныя Троицы сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский - Ангел Хранитель России, - написал богослов о. Павел Флоренский. - Не в сравнительных с другими святыми размерах исторического величия тут дело, а в особой творческой связанности Преподобного Сергия с душою русского народа...»
Обратим внимание на памятный знак преподобному Сергию Радонежскому, установленный в «сергиевых» местах, в селе Радонеж в 1988 г.
В.М. Клыков (архитектор Р.И. Семержиев) построил композицию так, что фигура монаха словно укрывает собой, содержит в себе фигурку мальчика, отрока Варфоломея (образ с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»), с иконкой Святой Троицы в руках, из которого и вырастет знаменитый русский святитель. Образ ярко демонстрирует тезис «два суть одно» (если говорить о персонах) и одновременно - «три суть одно» (если говорить о наличии также духовной составляющей, представленной визуально-предметно в виде иконы). Эта композиция даже похожа на космический корабль, стартующий в Небо. «Ракетоноситель» здесь, даже визуально, - устремленный духом ввысь, хоть и глядящий в себя и на землю монах, а «корабль», выводимый им на орбиту, - удивительный мальчик Варфоломей, которому Господь вручил икону Святой Троицы как послание Русскому Миру.
Это преподобный Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву с монголо-татарами князя Дмитрия Иоанновича Донского, объяснил Руси учение о Святой Троице, создал обитель, просиявшую впоследствии как Троице-Сергиева лавра, воспитал подвижников-учеников, в частности преподобного Никона.
Первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой родился в селе Варницы (близ Ростова Великого) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Русская Церковь считает днем рождения святого 3 мая 1314 г. Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г., а через 30 лет, 18 июля 1422 г, были обретены нетленными его святые мощи, как свидетельствует Пахомий Логофет.
В 1422 г. над гробом Сергия Радонежского, на месте деревянного собора 1412 г., был сооружен Свято-Троицкий собор. В 1425-1427 гг. он расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью. С юго-восточной стороны в 1548 г. над гробом игумена Никона Радонежского сооружен Никоновский придел (в 1623 г. перестроен).
Кроме Троице-Сергиева монастыря преп. Сергий основал еще несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий в Серпухове, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими как Стефан Пермский.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к святому для исцеления.
Святая Троицкая лавра являлась не только духовным центром и даже символом Русского православия, но и стала неприступной крепостью для иноземных захватчиков, например, в годы великой смуты. Истории известна «Троицкая осада» войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти 16 месяцев - с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г. Она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.
Хотя русская иконопись связана с именами многих великих мастеров - Феофаном Греком, Дионисием и другими, преподобный Андрей Рублев остается для нас, пожалуй, самым выдающимся иконописцем Святой Руси.
Вот что написал о. Павел Флоренский о великом иконописце Андрее, точной даты рождения которого мы не знаем (около 1340/1350), почившем 17 октября 1428 г. и канонизированном в лике преподобного поместным собором РПЦ в 1988 г., и о рублевской «Троице»: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы, - а то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь - более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность - мы считаем творческим содержанием Троицы».
Искусствовед Вячеслав Щепкин в статье «Душа русского народа в его искусстве» (1920) дал нам поэтичные пояснения содержания этой святой иконы и ее духовной задачи: «Это Троица ветхозаветная, то есть изображение трех ангелов в шатре Авраама. Это прообраз христианской Троицы. В росписи храмов этот библейский эпизод занимает свое место среди других библейских событий и теряется в великом живописном эпосе общей росписи. Рублев создавал, «в похвалу св. Сергию», главную местную икону Сергиевой обители, то есть не библейское событие и не прообраз, а прямое воплощение главного догмата христианства. То была, следовательно, самая высшая задача, какую мог себе поставить религиозный художник. Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события и сосредоточил внимание зрителя на трех спокойно-прекрасных крылатых существах, сблизив их пространством, типом и тремя венцами, которые мыслятся как единый венец божества; линия, проводимая глазом по их верхам, деликатна, проста, но совершенно необычна; такой арки не дает архитектура. То же впечатление деликатно-простого и необычного следует за нами куда бы мы ни обратились: таковы все линии, все детали, все краски; среди них голубая очень глубока, она сияет как полупрозрачный драгоценный камень. Просто деликатны и необычны позы, наклоны голов, близость и все же различие возраста, фамильное сходство и индивидуальные черты, прекрасные руки и юные крылья, движимые мерным дыханием. Наклоны голов и выражения ликов невыразимо просто объясняют отношение трех лиц Троицы. Говорить об этом словами почти невозможно, они сразу выводят тайну из сферы непосредственного созерцания. Поэтичная дума о догмате разлита в иконе повсюду. Зритель не испытывает ни одной из приманок западной живописи: ни силы, ни остроты, ни сладости, ни упоения, ни экстаза, ни грации, ни вкрадчивого аромата, словом - ни одного из тех волнений, какими владеют порознь старые западные мастера. Перед иконой Рублева мы вскоре чувствуем, что все прекрасное, испытанное нами в жизни, несется к нам назад каким-то цельным дуновением».
Воистину глубина, тонкость и поэзия религиозной мысли, достигнутые Рублевым в иконе Троицы, никогда больше не повторялись, хотя появлялись и появляются иконы, говорящие об искренности и деликатности религиозного чувства.
Православные просветители поясняют, что преп. Сергий видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троицы единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви. Святая Троица - это не количественная характеристика, а качество Господа, непостижимое для человека, но данное ему в Откровении. Ведь еще Св. Василий Великий писал: «Господь, передавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал их; ибо не сказал: в первое, второе и третье, или - в одно, два и три; но в святых Именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению...»
Подчеркнем это важное наблюдение: впервые в русской религиозно-философской мысли преп. Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности.
Образ Святой Троицы, проповедуемый преп. Сергием Радонежским и как символ единства небесного и земного, и как символ единства земной жизни, и как символ единства Церкви, и как символ единства Ветхого и Нового заветов, закрепленный в русском национальном сознании творением Андрея Рублева иконой «Святая Троица», был и остается путеводной звездой для многих русских книжников.
По сути дела, образ Святой Троицы показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. В религиозно-философском смысле этот образ как идеал земного бытия открывал и открывает путь для снятия самой дилеммы - национальное или вселенское. Следовательно, Святая Троица, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, стала символом единства Руси. Как показала история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили словно от Самого Господа. А икона «Троица», написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преподобного Сергия, почиталась не как произведение искусства, а как воплощенный символ Божественного единения.
Преп. Сергий Радонежский дал преп. иконописцу Андрею творческий замысел и основную композицию богодухновенной иконы «Троица», «дабы, - как сказано в житии чудотворца, - воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Непреходящи актуальность и современность этих слов.
http://rusedin.ru/2012/06/03/svyatoj-troicej-pobezhdaya-strax-nenavistnoj-rozni-mira-sego/