itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Дети - наше всё?

0
279
Время на чтение 7 минут

К Международному дню защиты детей

Сколько бы государство ни прилагало усилий, но рождение и воспитание ребенка остаются все же прерогативой институтов более древних – семьи, общества.

На первый взгляд, все у нас обстоит достаточно благополучно – согласно результатам социологических исследований, семья является одной из наиболее значимых ценностей, но те же опросы показывают, что само понятие семьи в массовом сознании не менее размыто, чем в юридических документах. Возьмем, например, представления наших сограждан о желаемом количестве детей в семье. Согласно результатам проведенного в 2002 году центром РОМИР социологического опроса по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (от 18 лет и старше), половина россиян (50 процентов) считают, что в обычной российской семье должно быть два ребенка. Троих детей хотели бы иметь 21,8 процента, а одного - 13,7 процента. По мнению 6 процентов опрошенных, в семье должно быть больше трех детей. Следует принципу "сколько Бог даст" лишь 4,1 процента.

С точки зрения демографической науки, полноценной считается семья, в которой есть трое и более детей. Семья с одним и даже двумя детьми рассматривается учеными как неполная, а бездетная, по их мнению, может считаться семьей лишь условно. Таким образом, результаты социологического исследования показывают очень тревожную картину – то, что больше половины жителей нашей страны считают нормой, на самом деле – серьезное от нее отклонение.

С другой стороны, признавая семью одной из наиболее важных ценностей, современное русское общество поразительно легко относится к такому явлению как развод, т.е. уничтожение семьи.

В 2010 году в России было заключено 1215,1 тыс. браков, а разрушено – 639,3 тыс. (53% от числа браков). Простота официальной процедуры расторжения брака (для нее, по сути, достаточно желания лишь одного из супругов) усиливается равнодушием к этому процессу со стороны общества. Фактически, в обществе отсутствует моральная и этическая оценка развода. Человек, оставивший жену и ребенка, не осуждается обществом, друзьями, коллегами и т.д. Разрушение семьи считается одной из форм нормы современного общества. Юридическая и моральная простота развода приводят к ослаблению семейных связей. Женщина не может более спокойно играть роль хозяйки дома, посвящающей свое время воспитанию детей и укреплению семейного очага. Она вынуждена беспокоиться о своем будущем, так как в любую минуту может быть поставлена перед фактом ухода мужа из семьи, которому ей совершенно нечего противопоставить. Но когда семейные связи ослабляются, то и вероятность разрушения семьи становится выше – порочный круг замыкается.

Такая же двойственность наблюдается в российском массовом сознании и по отношении к детям. С одной стороны, тезис «все лучшее детям» не только выдвигается на государственном уровне, но и поддерживается обществом. В теории. На практике все много хуже. Российское общество является одним из наиболее нетерпимых и, говоря современным языком, нетолерантным к детям. За ними вовсе не признается никаких прав. В интернетовских форумах открыто обсуждается вопрос, не следует ли запретить маленьким детям летать на самолетах, так как они своим криком мешают летать «нормальным людям». На сайтах туристических агентств очень востребованной услугой является «отель без детей» для тех, кто хочет «отдохнуть без мамских и детских криков». И такое поведение свойственно не только молодежи – «ишь, понарожала», «мамаша, уйми своих детей» - вот что часто слышит на прогулке в спину или в лицо молодая мать от прохожих старшего или даже пожилого возраста.

Общепризнанной проблемой в России считается слабость инфраструктуры для инвалидов, но не менее острой проблемой является и слабость детской инфраструктуры.

Попробуйте войти с коляской в троллейбус или трамвай (особенно в московский, оснащенный турникетом), попробуйте найти детские места в кафе, семейные (т.е. рассчитанные на родителей с детьми) номера в гостиницах и т.д. Даже в детской поликлинике, казалось бы, специализированном детском учреждении, часто отсутствует охраняемое помещение и пространство для колясок. Мелочи? Но из таких мелочей складываются постоянные мелкие неудобства, затрудняющие жизнь ребенка и его родителей.

Ужас положения в том, что общество эту проблему не видит. И привыкает относиться к собственным детям с пренебрежением, которое, в свою очередь, оказывает влияние и на детскую психику. Общество научилось наживаться на детях. Все федеральные сотовые операторы предлагают специальные детские тарифы, которые пользуются спросом – кто сейчас видел школьника без сотового телефона? Но на эти детские телефоны обрушивается целая волна СМС-сообщения с разного рода коммерческими и развлекательными предложениями и навязанными услугами. Детям предлагают «согласиться поиграть в игру», подписаться на музыку, подключить канал связи, принять участие в лотерее и т.д. Ребенок, в отличие от взрослого, не всегда способен отсечь этот поток спама, а родители потом удивляются, как быстро исчезают деньги с детского телефона. Сравнивая рассылки такого рода, приходящие на свой телефон и телефон своего ребенка, невольно приходишь к выводу, что дети являются приоритетной целевой аудиторией «разводил». Но почему сотовые операторы не защищают детские тарифы от таких рассылок? Вопрос риторический.

Другой аспект отношения к детям и к семьям, имеющим детей, – стойкое убеждение, что рождение ребенка подрывает уровень материального благосостояния родителей и семьи в целом.

На одном из блогов приводится случай, когда кандидатка на роль домработницы заявила своей будущей нанимательнице - «Зачем плодить нищету?»

Впрочем, это мнение разделяют не только домработницы. Во многих публикациях подчеркивается тезис – рождение детей приводит к снижению уровня жизни родителей. Подтверждается это банальным рассуждением – зарабатывают родители не больше прежнего (а то и меньше), а тратят больше – не на двоих, а на троих. На первый взгляд, все верно. Но в реальности этот тезис не находит подтверждения – семьи, в которых рождаются дети, не становятся беднее. Дело в том, что с рождением ребенка в семье происходят не столько количественные, сколько качественные изменения. Образ жизни и, соответственно, структура бюджета меняются настолько, что само сравнение становится некорректным. Изменяется и мотивация человека. Чувство ответственности не только за себя, но и за потомство заставляет совсем по-другому относиться к работе.

Европейские исследования подтверждают – семейные работники гораздо более надежны и профессиональны, чем холостые, и в Европе работодатели учитывают этот фактор, как один из значимых.

Острее и нагляднее всего отношение общества к проблеме детства проявляется в отношении к многодетным семьям. Напомним, что в России порог многодетности начинается с трех детей (любопытно, что в Российской империи семья с тремя и менее детьми, напротив, считалась малодетной). Данные социологического опроса, проведенного компанией «Баширова и партнеры» в 2010 году по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения, говорят о том, что для 20% граждан России нежелательными соседями являются многодетные семьи (наряду с наркоманами, алкоголиками и людьми с преступным прошлым).

Будущие многодетные родители сталкиваются с проблемами уже на стадии ожидания третьего малыша. Первая реакция со стороны родственников – не одобрение и поддержка, а осуждение. «О чем вы думаете? Вы уже побывали на всех курортах? Как вы будете кормить такую ораву?» - вот что выслушивают будущие родители в ожидании третьего.

В обществе укрепился стереотип многодетных, как неуспешных, перебивающихся с хлеба на квас и слегка ненормальных людей. «Их семеро и все в обносках» - как говорил герой советского фильма. В действительности среди многодетных есть как обеспеченные, так и нуждающиеся и соотношение между ними примерно соответствует таковому в обществе в целом. Другое дело, что многодетные семьи действительно находятся в сфере риска – их материальное положение в случае потери работы или кормильца падает очень быстро, так как государственные пособия и льготы очень невелики и никак не соотносятся с прожиточным минимумом.

Двойственная позиция общества по отношению к семье начинает сказываться и на действиях государства. Все меньше доверяя институту семьи, государство стремится получить все больший контроль над воспитанием детей. Разрабатываемые в настоящее время законодательные акты о расширении полномочий органов опеки и попечительства и введении норм ювенальной юстиции, с одной стороны, могут помочь защитить детей из действительно неблагополучных семей, но, с другой стороны, вызывают серьезные опасения у семей благополучных. Отсутствие четких критериев «благополучности» семьи открывает для чиновников широкие возможности для коррупции и произвола.

Излишнее вмешательство государства в семейную сферу не позволит добиться тех целей, которые ставят перед собой разработчики законов о ювенальной юстиции.

Можно вспомнить один из забытых ныне уроков истории: в начале XIX века в России по повелению императора Александра I создавалась система военных поселений. Государь поручил организацию поселений своему верному помощнику, известному педанту А.А. Аракчееву. Тот, разрабатывая регламент для поселенцев, поставил своего рода «социальный эксперимент» на крестьянах своей вотчины в Грузино, разработав для них целый свод разного рода предписаний и инструкций, в число которых были включены «Правило о свадьбах» и «Краткие правила для матерей крестьянок Грузинской вотчины». Последние были разработаны на основе достижений тогдашней медицинской науки и досконально регламентировали процесс ухода за ребенком. Так один из пунктов инструкции гласил: «Каждая мать и при занятии своем сельскими работами должна младенца своего кормить, по крайней мере, три раза в день, ибо от редкого кормления молоко у матери может испортиться и вредить младенцу. Для сего необходимо матери брать его с собой в поле или приходить с работы для него домой». Результат столь тщательной регламентации оказался совсем не таким, каким ожидал граф – крестьяне стали холодно и пренебрежительно относиться к своим детям, в этом отношении стала проявляться бюрократическое бездушие, а главное – стали избегать рождений детей, чтобы не подпадать под действие, казалось бы, разумной и правильной инструкции…. В общем, эксперимент графа Аракчеева окончился полной неудачей. Стоит ли повторять его сейчас в куда больших масштабах?

Переломить отрицательные демографические тенденции и кризис института семьи невозможно государственными мерами. Они могут только помочь, но главную работу должно сделать само общество.

И, прежде всего, изменить свое отношение к семье и детям. Здесь может помочь как обращение к опыту прошлого, возврат к нормам большой, традиционной русской семьи, так и понимание того, что без изменения этого отношения общество обречено на вымирание. Чиновник может рассуждать, что демографические проблемы страны можно решить за счет миграции, общество должно понимать, что речь идет о его выживании, а не уподобляться свинье из басни И.А. Крылова, которая усиленно подрывали корни дуба, дававшего ей жизнь….

http://www.stoletie.ru/vzglyad/deti--nashe_vso_954.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Музафаров
Западный рубеж Империи
На Аландских островах хранят память о России
27.08.2013
Он первым взял Берлин
Размышления у заброшенной могилы генерал-фельдмаршала З.Г. Чернышева
22.02.2013
Уроки «Норд-Оста»
С момента одного из самых крупных терактов в истории России прошло ровно десять лет
26.10.2012
«Мы - не ветви сухие России...»
О встрече с Т.В. Муромцевой-Саарбековой, внучкой первого председателя I Государственной Думы
23.10.2012
Все статьи Александр Музафаров
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59