Есть ли в начале лета событие радостнее, красивее, чем Божественная Литургия в День Святой Троицы?!
В каждый храм заходят берёзовые рощи, лесные поляны и прибрежные заросли осоки; яркая пахучая зелень – повсюду, на полах, заминая движение, - ковёр многотравный - жгутами и волнами; у киотов и вдоль стен – нежно-трепетная листва берёзок. В руках прихожан – букеты из изумрудных трав, полевых и лесных цветов: люд благодарный поздравляет Церковь со святым днём рождения. Троица! Церковь наша – именинница. И священство в изумрудно-зелёном облачении.
В церкви Божественная служба, но и светоносный тихий восторг благодатного лета.
1.
«Всех вас, возлюбленная паства моя, - говорил в этот день незабвенной памяти схиархимандрит Зосима (Сокур), - приветствую с праздником Святой Троицы, с Пятидесятницей… Сегодня пятидесятый день по святой Пасхе – день Святой Троицы, день сошествия Святаго Духа на святых апостолов, день рождения Святой нашей Православной Церкви…»
Троица для русского сознания, помимо праздничного звучания, – символ единства нашей Церкви, наших православных земель.
В ХIV веке преподобный Сергий Радонежский основал в Подмосковье монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы. Эта обитель стала духовным и культурным центром московских земель. А через сорок лет после освящения Троицкой церкви, в 1380 году, отец Сергий благословил войско князя Димитрия Ивановича идти на битву с Мамаем, темником Золотой Орды. В ряды славного воинства тогда Сергием были поставлены Александр Пересвет и Родион Ослябя – монахи-богатыри Троицкой обители.
И с тех пор всякий Троицкий храм на Руси – воин и за веру православную, и за святое единство русских пространств.
Четыре века назад, в грозное Смутное время, Троице-Сергиева обитель, выдержав 16-месячную осаду захватчиков-иноземцев, стала одним из мощных оплотов ополчения Минина и Пожарского: архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын внесли свой вклад в дело освобождения Москвы – и словом, и золотом.
2.
Первый храм в Киеве, возведённый после безбожных десятилетий, – это Свято-Троицкий собор на Троещине. Собор возведён по благословению и при попечении митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира в начальные годы новой смуты, в 1991-1997 годы, когда ненавистники православия учинили на Украине новый церковный раскол. Центральный предел Троицкого собора освящен во имя Живоначальной Троицы, северный – в честь преподобного Серафима Саровского, чьи мощи и чудотворная икона пребывают в этом пределе. Южный – посвящён святому великомученику Георгию Победоносцу, нижний – великомученику Димитрию Солунскому.
Село Троещина с древних времён принадлежало Свято-Троицкому больничному монастырю при Киево-Печерской лавре.
Троицкий (надвратный) храм в лавре на свои средства в начале ХII века построил преподобный Николай Святоша, правнук Ярослава Мудрого, сын князя Черниговского. При храме он устроил больничный монастырь. Преподобный (в миру – князь Святослав Давидович) известен также и тем, что, лишившись в междоусобных войнах наследственного удела, не стал за него воевать, но первым из русских князей постригся в монахи. А в 1142 году по просьбе великого князя преподобный Николай отлучался из монастыря для участия в переговорах по примирению черниговских князей с их братьями…
Единство и братство освещено святыми именами, завещано древностью. Нарушение же братского единства, как мы понимаем, это вовсе не «закон жизни» и не благостная риторика, но попросту нарушение Божественного закона; это грех гордыни, который и карается, случается, жестоко.
В ХХI веке угроз не становится меньше. И совсем не случайно в канун Троицы мы вспомнили схиархимндрита Зосиму. Батюшка, которого многие почитают святым, почил в 2002 году. В своём духовном завещании основатель двух монастырей отец Зосима заповедал: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная» — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским… В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…»
3.
Оплоты верности и стойкости, как и встарь, - Киевские монастыри.
Долгое время в Киеве самым молодым, даже юным монастырём называли Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Православные знают: это место на Зверенецкой горе посещала Сама Богородица.
Основан монастырь был в 1860 году, накануне крестьянской реформы. Преподобный Иона Киевский, основатель монастыря, говорил о своей обители: «Свято-Троицкая обитель – юная обитель, Богом посланная с небес; живущая в ней братия, Богом собранная, простодушна, сердечна. Каждый из них имеет одну только мысль: служить Господу нашему Иисусу Христу, хранить заповеди Его и оставаться верным Ему до смерти. Много требуется труда и времени, чтобы во всем измениться: из мертвого стать живым, из порочного — чистым, из омраченного — ясным и умозрительным, страстный должен прийти в бесстрастие. И если мы будем держаться в мирном устроении, то никогда не будут нарушены тишина, мир и спокойствие сердца, духа, ума и совести нашей».
Да что же ещё человеку нужно? Всё прочее-то – вражье искушение. Оранжевый хвост будоражит Украину, как заводь с омутом, вертит, мутит.
Но не будем сегодня о них.
Лишь о верных Богу в этот день!
Километрах в восьмидесяти от Киева, окружённый могучими лесами, стоит над Днепром старинный городок Ржищев. В том же упомянутом 1860 году здесь был освящён храм во славу Святой Троицы, украшен им город.
Настоятелем в храме с 1977 года (35 лет!) протоирей отец Михаил Афонин. Мы, группа паломников, входим в храм – и сразу в глаза фреска – святые Царственные мученики. Светом наполнен храм, хоть попали мы в него и в тёмное время суток. Видно, расписан храм недавно, а росписи так хороши, что в подходящий момент расспрашиваем батюшку. «Храм расписал болгарин!» - говорит отец Михаил. «Как болгарин? Где ж вы его нашли?» - «Нашёл, - улыбается о. Михаил. – Нашёл и пригласил. Он преподаватель, зовут его Иван Иванович Шишман»… Отличные росписи.
Отец Михаил – яркий человек. На Украине он один из немногих священников, которых «зазвали во власть». Жители сумели получить благословение митрополита Владимира, чтобы отец Михаил стал депутатом городского совета.
«Я сижу на заседаниях молча, не вмешиваюсь. Слушаю. А потом говорю о своём отношении, православного священника, к той или иной проблеме…»
Год назад постигло отца Михаила несчастье: сгорел дом, выстроенный собственными руками, в котором он с семьей прожил 28 лет. Когда случилось замыкание и полыхнуло пламя, в доме была лишь беспомощная дочь. Она, бедная, наглоталась дыма, но пожарные подоспели, спасли. Сгорело всё – в том числе и драгоценная библиотека. Батюшка мужественно переносит выпавшее на его долю испытание. «Слава Богу, - говорит он, - никто серьёзно не пострадал. Ничего. Строю новый дом… Приезжайте в гости…»
Мы обещали.
Схиархимедрит Зосима говорил в этот праздничный день: «Все прошла Мать-Церковь, претерпела и сохранила эту благодатность даже до сего дня. И мы в сегодняшний день, день рождения нашей Церкви, благодарим Господа, собравшись под своды храма, что мы являемся членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, что мы не заблудшие какие-то овцы, а принадлежим к истинной вере, спасающей и освящающей нас. Дух Святый в храмах святых почивает, Дух Святый в сердцах наших почивает от дня крещения. Дух Святый сопровождает нас все дни жизни нашей во святых таинствах».
И вспоминаются другие его слова, прощальные: «Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение».
Это век ХХI.
Как не следовать таким словам и отламываться от Церкви, в которой столько святых!?
Преподобный Феодор Студит, чей Устав монастырской жизни в ХI веке приняла Русь, в своём «Поучении на день Пятидесятницы» учит: «Будем ежедневно каяться, и Бог простит нам грехи, утешит нас и дарует нам Жизнь Вечную, которую да сподобимся получить о Самом Христе Господе нашем, Ему же подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».
http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2424.html