itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

От Сеула до Владивостока

Приготовление к путешествию

0
195
Время на чтение 7 минут

Епископ Хрисанф (Щетковский) От Сеула до Владивостока. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. -352 с. : ил. - (Серия «Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях»)
Епископ Хрисанф (Щетковский) От Сеула до Владивостока. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. -352 с. : ил. - (Серия «Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях»)
В серии изданий "Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях" в издательстве Сретенского монастыря вышла книга "епископа Хрисанфа (Щетковского) "От Сеула до Владивостока".

Епископ Елизаветградский Хрисанф (Щетковский, 1869-1906), был викарием Херсонской епархии. Несколько лет, проведенных миссионером в Корее (1899-1904), стали временем активной проповеди Православия в этой стране, создания миссионерских станов, начала перевода Священного Писания на корейский язык. Его трудами был воздвигнут первый православный храм в Сеуле.

Описание путешествия от Сеула до Владивостока проникнуто, как писал сам автор, любовью к этому несчастному народу, надеждой на его светлое будущее и преисполнено ревностью к святому служению Христу.

Предлагаем вниманию наших читателей небольшой отрывок из этой книги.

***

Приготовление к путешествию

Желание возможно ближе познакомиться с корейцами, их нравами обычаями для целей чисто миссионерских побудило меня предпринять путешествие по Корее сухопутьем - от Сеула, столицы Корейского царства, до Владивостока. Расстояние, которое мне нужно было пройти по намеченному мною маршруту, исчислялось приблизительно в 1500 верст, или 3000 корейских ли (корейское ли = 1 /2 версты). Маршрут мой был таков: из Сеула я должен был отправиться на северо-восток в Кымгансан, или Алмазные горы, а затем, выйдя из горных хребтов Центральной Кореи на берег Японского моря, я должен был идти по густонаселенной береговой полосе - Гензан, Хамхын, Пунчон, Сонджон, Кёнсон, Кёнхын - в Приморскую область.

Решившись предпринять столь длинное путешествие, мне нужно было основательно ознакомиться и со способами путешествия по Корее, и с тем, что необходимо захватить в дорогу: ведь это не Европа, где под всяким кустиком можно найти и стол и дом. Если в самой столице Кореи всякому европейцу, пожелавшему хоть сколько-нибудь устроить свою жизнь на манер европейской, многое нужно выписывать из Европы, то о провинции и говорить нечего: спичек, напр., ни за какие деньги не найдете!

Вся Корея покрыта высокими горами, через которые приходится то и дело переваливать по узким, едва проходимым тропинкам. Большинство корейцев путешествуют пешком с небольшими котомками или просто связками на спине. Путешествие верхом на лошадях, ослах, быках и коровах совершается более зажиточными; путешествуют еще в носилках - особых закрытых ящиках; к низу их прикрепляются два шеста, на которых несут носильщики, впрягаясь по два, четыре и более человек; но этот способ передвижения самый дорогой и доступен только очень богатым мандаринам [1], европейским консулам да американским миссионерам. Первый способ путешествия мне казался не под силу, а последний не по карману, а потому пришлось избрать средний - верхом на лошади.

Путешествие «третьим классом» 1899-1900 гг.
Путешествие «третьим классом» 1899-1900 гг.
Корейские лошади очень малого роста - немного больше турецких пони, но они ужасно упрямы и злы. Если подходите к лошади садиться, то остерегайтесь - она может совершенно незаметно и укусить и лягнуть; если сидите на ней, то крепче держите повод узды и не опускайте его, ибо она тотчас же воспользуется вашею оплошностью и схватит зубами ногу. Для неопытного и непривычного к верховой езде - чистое мученье ездить на таких лошадях. Корейцы редко ездят в седлах, в большинстве случаев они садятся на вьюк, который привязывают на спину лошади.

Седла, которые употребляют корейцы для вьюка, ужасно варварское изобретение, которое способно ободрать, и действительно обдирает буквально до костей, спину всякого животного; на спину лошади кладутся две деревянные дуги, к которым и привязывают по бокам ящики с багажом; хотя под эти дуги и кладут на спину подстилку, но она не сберегает спину лошади от побоя, и нет ни одного вьючного животного в Корее, у которого была бы цела спина. Между вьюками в средине кладут матрас, одеяло и др. мягкие вещи, на которые и взбирается седок. Лошади так приучены к такому способу езды, что когда подходит к ней кореец, то она покорно нагибает свою шею, на которую он становится ногою, чтобы сесть на высокое седалище. Такой способ езды удобен только привычным корейцам, европейцу же нужен большой опыт, чтобы можно было безболезненно совершить на таком сиденье путешествие. Такими сиденьями пользуются и корейские женщины при переездах. Иногда вокруг такого сиденья прикрепляют решетку, на которую можно облокотиться спиною; такое сооружение получает форму кресла. Ноги седок или спускает по бокам шеи лошади, или подбирает под себя по восточному обычаю. Ящики с багажом для вьюков должны быть одинакового веса, чтобы не переваживали один другой. Если на вьюках устраивается сиденье для пассажира, то тяжесть двух ящиков на хорошую корейскую лошадку вобщем не должна превышать шести-семи пудов; если же не бывает седока, то тяжесть вьюков может быть доведена до 10-12 пудов.

Путешествие аристократа. Фото 1910 г.
Путешествие аристократа. Фото 1910 г.
Нужно было запастись в дорогу и пищею, ибо корейским способом можно питаться только в крайней нужде. На весь путь, конечно, трудно было сделать запас, ибо тогда пришлось бы нанимать несколько лошадей специально для провизии, а потому я взял разных консервов, хлеба, чаю и сахару по крайней мере на первое время, предполагая постепенно приучать себя к корейскому столу. Случилось со мною одно прискорбнейшее обстоятельство, о котором не раз пришлось вспомянуть в дороге. Дело в том, что снабдить меня провизией обещало одно очень опытное в этом деле русское семейство, и действительно все было в достаточном количестве заготовлено, но, к великому сожалению, не попало в мои руки: в этот же день из Русской дипломатической миссии выезжал консул на запад Кореи; ему-то по ошибке слуга-кореец все и снес; а он по неведению принял с великою благодарностью... Часто, очень часто пришлось вспоминать об этом неприятном случае, особенно когда весь наскоро захваченный нами запас истощился. Кроме провизии нужно было взять с собою свечей, мыла, спичек, антипаразитного порошка и мн. др.

Лошадей для путешествия здесь нанимают двояко: или поденно, или за каждые 10 ли; для путешествия первый способ наемки выгоднее и удобнее, ибо мафу (конюхи) в этом случае не торопятся и путешественнику есть возможность осмотреть все, что ему желательно, делая остановки где угодно и на сколько угодно времени, причем день простоя оплачивается стоимостью суточного продовольствия лошадей и мафу; если же нанять от ли, тогда мафу из своих личных выгод и расчетов будут всегда торопиться, ибо чем больше ли он пройдет в день, тем больше заработает денег. Наем лошадей, как и всякая коммерческая сделка в Корее, производится через маклера, с которым приходится заключать условие и который является ответственным лицом; за свои хлопоты он берет известный процент. Нанял я трех лошадей - двух для вьюков и одну для себя под европейское седло. Для трех лошадей было два мафу; затем в качестве переводчика ехал со мною учитель нашей миссийской школы кореец Моисей Лян и еще один знакомый корейский чиновник - Ким-Чуса, который ехал на север навестить свою мать-старуху, - он не видел ее более шестнадцати лет. Таким образом, вся наша экспедиция состояла из пяти человек и трех лошадей. Лошадей мы осмотрели за несколько дней до отъезда и нашли их вполне надежными для столь длинного путешествия. Поденная плата за каждую лошадь 1 дол. 80 цен. корейскою монетою, а день простоя 80 цен. на каждую лошадь. Плата сравнительно недорогая, хотя потом пришлось набавить.

Прогулка знатной кореянки. Фото 1910 г.
Прогулка знатной кореянки. Фото 1910 г.
Я уже упомянул, что в этот же день выезжал на запад Кореи в официальную командировку русский консул; нашу экспедицию, конечно, и сравнивать с консульской невозможно: там дело шло по-богатому, ибо ему нужно было ехать с помпою: в носилках, с поваром, с массою слуг, так что у него в свите состоял 21 человек; зато и стоимость этого путешествия превосходит наше более чем в десять раз: он проехал 100 ли и израсходовал 3000 руб., а мы прошли 1500 верст и израсходовали 350 руб.

Много хлопот причиняют путешественнику корейские деньги. Корейская монета, которая имеет повсеместное в стране обращение, - это кеши или чохи = 1/5 коп., если нужно взять в дорогу, допустим, 100 руб., то получится на чохи 50 000 медных монет, а при современном курсе корейских денег 75000 кеш; такое количество медяков поместить даже в традиционный поповский карман невозможно. В Сеуле и вокруг Сеула верст на 200 употребляются кроме кеш еще никелевые пятачки, эти все же несколько удобнее; другой монеты в Корее нет. В портовых городах имеются в обращении японская серебряная и бумажная монета. До Гензана мы дошли с никелем, хотя кое-где приходилось менять его на кеши со скидкою нескольких процентов; в Гензане же пришлось на никель купить серебряных японских долларов и их по мере нужды менять на чохи: корейцы Хамненской провинции серебро охотно покупают для выделки из него колец и других принадлежностей дамского туалета. При продаже долларов мы несколько теряли, но зато много выгадывали в том, что нам не пришлось нанимать отдельной лошади исключительно для перевозки денег.

Итак, приготовления к путешествию все окончены, и наутро 17 апреля решено было выступить в путь.

Епископ Хрисанф (Щетковский)
31 мая 2012 года
[1] Мандарин (порт. mandarim - министр, чиновник, от санскр. «мантрин» - советник) - португальское название чиновников в имперском феодальном Китае, позднее также в Корее и Вьетнаме. (Все примечания, кроме оговоренных, сделаны издательством)

http://www.pravoslavie.ru/sm/53903.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Хрисанф (Щетковский)
Православная корейская духовная миссия в Сеуле
Из книги От Сеула до Владивостока, изданной Сретенским монастырем в 2012 г.
25.06.2012
Все статьи Епископ Хрисанф (Щетковский)
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40