День забвения

Новости Москвы 
0
355
Время на чтение 11 минут

Не празднуем «своих имен»


«Нижний Новгород не празднует своих имен... Мы очень равнодушны к предметам, напоминающим нашу славу» - с горечью писал мой земляк писатель П.И. Мельников-Печерский в середине ХIХ в. Что изменилось с тех пор? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмем имя Кузьмы Минина, другого моего земляка.
С одной стороны, всем, от мала до велика, известно, что Кузьма Минин - «спаситель Отечества», «гражданин России». И если бы не его легендарное воззвание к народу, не Народное ополчение, сформированное нижегородским земским старостой совместно с воеводой князем Дмитрием Пожарским, не было бы России в нынешнем ее виде, а может быть, и ни в каком виде вообще. В связи с чем в Н.Новгороде есть памятники герою, площадь и улица его имени, педагогический госуниверситет, переименованный в честь Кузьмы Минина недавно.
С другой стороны, в Н.Новгороде, родном городе народного героя - ни одной музейной экспозиции, посвященной его жизненному пути, нет, соответственно, и музея К.Минина или же сформированного им ополчения.
Экспозиция «Подвиг народного единства» в Ивановской башне Нижегородского кремля, спешно открытая к 4 ноября 2005 г., первому празднованию Дня народного единства, не в счет. Это, говоря современным языком, - презентация героических событий 400-летней давности с экспонатами-«новоделами», к героизму отношение имеющими самое отдаленное. Достаточно сказать, что немалое место в небольшом зале занимают аляповатые, выполненные в человеческий рост фигуры кузнеца у наковальни, стрельца у обозной телеги, а также за просторным столом писаря, без которого в ополчении опять же не обойтись. По свидетельству очевидцев, фигуры в полумраке башни выглядят жутковато. Кроме того, через Ивановскую башню в поход выходили отнюдь не писари и мастеровые, но хорошо вооруженные и обученные воины...
Впрочем, демонстрация усердной хозяйственной деятельности ополченцев была бы уместна, если бы служила дополнением к другим музейным залам, посвященным собственно непреходящему подвигу Народного ополчения 1611-1612 гг. Такой - полноценный музей нижегородская общественность неоднократно предлагала создать в Арсенале Нижегородского кремля (объект культурного наследия федерального значения), что было бы логично с любой, в том числе исторической, точки зрения. Однако в Арсенале размещен и за госсчет наращивает деятельность филиал московского Центра современного искусства, где западная «современность» и обнаженная натура доминируют.
Одним словом, с исторической памятью у нас, нижегородцев, ПОЛОВИНЧАТО. И что - в целом по России ситуация другая? Про корни свои, вроде бы, помним, да вот чего-то подзабыли, героев-предков, кажется, в меру сил почитаем, но это - только кажется...
В подтверждение данного тезиса - еще одна тема для дискуссии. Речь пойдет о 21 мая, Дне памяти гражданина Минина, празднестве, которое в Нижегородской области официально учреждено и совершено странным образом... не отмечается!

В 1616 году тело Козьмы Минина было захоронено
в Нижнем Новгороде на погосте приходской Похвалин-
ской церкви. Через некоторое времяпервый нижегород-
ский митрополит Филарет перенес его прах к кремлевско-
му Спасо-Преображенскому собору, позднее останки еще
несколько раз перезахоранивали, а в 1962 году они обрели
покой в кремлевском Михайло-Архангельском соборе -
храме-памятнике ополчению начала XVII в.


Дата кончины Кузьмы Минина


Точная дата кончины Кузьмы Минина неизвестна.
Из дошедших до нас документов следует, что по поручению государя, ориентировочно, в январе 1616 г К.Минин вместе с боярином Григорием Ромодановским и дьяком Марком Поздеевым выехали из Москвы в Казань для выяснения причин волнений местного населения. В Казань комиссия прибыла 13 февраля 1616 г., предприняла следствие, отчего «черемиса заворовала», то есть поволжские финно-угорские племена взбунтовались. Завершив, «сдав дела», комиссия поворачивает на Москву: случилось это, по-видимому, в конце марта - начале апреля 1616 г. Столяровский (иначе - Карамзинский) хронограф гласит: «А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало».
В то же время среди нижегородских православных верующих - земляков героя, мирян и священнослужителей, издавна и по сей день бытует традиция поминать Кузьму Минина 8 мая, по старому стилю, или 21 мая - по новому.
Этой же даты, следуя традиции, придерживалась Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК), которая под председательством А.Я.Садовского в начале XX в., в канун 300-летия победы Народного ополчения и позже, вела скрупулезные архивные изыскания, касаемые биографии, родовых корней К.Минина.
В дореволюционные времена торжества на 8 (21) мая ограничивались поминаниями героя в православных храмах. Вплоть до 1916 г., когда Россия отметила 300-летие кончины народного героя.

Торжества 1916 года


Торжествам 1916 г., в условиях Первой мировой войны, на высшем государственном уровне был придан общегражданский размах.
Иллюстрированный литературно-художественный журнал «Искры» (приложение к столичной газете «Русское Слово», №17 за 1916 г.), например, писал: «8 мая в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся... Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина - в Нижнем Новгороде и в Москве. Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы». Процессия вышла на Благовещенскую пл. Н.Новгорода (ныне пл. Минина и Пожарского): «При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение "вечной памяти" Козьме Минину»...
Как отмечали «Искры», торжества в Н.Новгороде, в Москве, по всей России в этот день носили ярко выраженный «церковный характер». Однако было немало и светских мероприятий. Так, в Н.Новгороде состоялся парад войск и воспитанников местных учебных заведений, звучали «слава» Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, прошло торжественное заседание городской думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны, и т.д., и т.п.
В связи с последующими социальными катаклизмами, с установлением большевистской власти традиция была прервана.

Инициатива Фонда Минина и Пожарского


Общественный Фонд Минина и Пожарского в Н.Новгороде был создан в декабре 1998 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в целях увековечивания памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг.
Первым шагом Фонда стала инициатива по учреждению в Нижегородской области двух новых областных праздников - это День славы Нижегородского ополчения на 4 ноября и День памяти гражданина Минина на 21 мая (предполагаемый день кончины героя). Итогом инициативы стало Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. №109 «Об установлении в Нижегородской области праздника "День славы Нижегородского ополчения" и памятного дня "День памяти гражданина Минина"».

День памяти гражданина Минина


К проведению нового областного праздника - первого Дня гражданина Минина 21 мая 1999 г. актив Фонда Минина и Пожарского и региональные власти отнеслись ответственно.
Профессор ННГУ им. Н.Н. Лобачевского, доктор исторических наук В.П. Макарихин составил методичку «День памяти гражданина Минина» для педагогов-историков, заблаговременно изданную Фондом и распространенную через областной департамент образования по нижегородским средним учебным заведениям, среди их учащихся был проведен конкурс сочинений. Автором этих строк был написан Марш ополченцев, который вошел в репертуар Нижегородского губернского оркестра и на многие годы стал своеобразной музыкальной визиткой региона. Скульптор Л.Т. Ядринцев подготовил гипсовую модель барельефа, посвященного Нижегородскому ополчению и годом позже установленного на Ивановской башне Нижегородского кремля.
Мероприятия того дня широко освещались местными печатными и электронными СМИ. Они сообщали, что День памяти гражданина Минина начался панихидой в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля, на которой, наряду с представителями православно-патриотической общественности, присутствовали «первые лица» области. Затем при большом стечении народа, в том числе молодежи, перед кремлевским обелиском Минину и Пожарскому состоялся торжественный митинг. Звучал духовой оркестр, к обелиску были возложены цветы. Цветы в тот день легли также к памятнику Минину на пл. Минина и Пожарского, к бюсту Минина и к бронепоезду «Козьма Минин» перед Домом культуры железнодорожников в Канавинском районе. По окончании митинга здесь же, в кремле, Леонард Ядринцев провел презентацию барельефа...
В 2000 г. День гражданина Минина был отмечен в Н.Новгороде с еще большим размахом, учитывая возросший интерес нижегородцев к истории родного края.
На следующий год, 21 мая 2001 г., после панихиды в Михайло-Архангельском соборе и митинга от стен Нижегородского кремля впервые стартовала культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества», инициированная Фондом Минина и Пожарского, - автопробег по маршруту Народного ополчения с комплексом мероприятий на завершающем этапе в Москве.

Традиция вновь прервана


День гражданина Минина в Н.Новгороде в 2002 г. не проводился, если не считать традиционной панихиды в Михайло-Архангельском соборе. При этом проведение празднества регулировалось отдельным Распоряжением вновь избранного губернатора Нижегородской области «О подготовке и проведении Дня памяти гражданина Минина и Дней Славянской письменности и культуры». Однако данное Распоряжение датировано 22 мая 2002 г. (№ 521-Р), то есть днем позже самого празднества. Это говорило об отношении к исторической памяти, к нашему духовному наследию пришедшей к руководству области новой «команды».
С тех пор традиция празднования Дня памяти гражданина Минина в Н.Новгороде - в очередной раз - стала утрачиваться, хотя Постановление областного Заксобрания от 1999 г. «Об установлении (...) памятного дня "День памяти гражданина Минина"» никто не отменял.
С середины 2000-х торжества на День гражданина Минина всецело переместились в Балахну, на родину, как с определенного времени стало считаться, Кузьмы Минина. В этот день здесь проводятся митинги, торжественные собрания, концерты, чествования ветеранов, награждение победителей разнообразных фестивалей, конкурсов патриотической тематики для молодежи и т.п. - опыт за прошедшее десятилетие накоплен немалый. За этот опыт, за проделанную работу балахнинцам нужно сказать огромное спасибо!
Парадокс, однако, заключается в том, что к Балахне народный герой, члены его семьи отношения не имеют.

Ошибочность «балахнинской версии»


На это указывал еще П.И. Мельников-Печерский в «Исторических заметках» («Отечественные записки», №№ 7-8 за 1842 г.): «В городе Балахне есть купеческая фамилия Мининых; ГОВОРЯТ, она происходит от одного из братьев Козьмы... утвердительно сказать этого нельзя, потому что у нас, на Руси, всякий имевший отца Мина назывался и называется МИНИНЫМ». Другими словами, писатель считал балахнинских Мининых однофамильцами героя. Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК) под председательством А.Я. Садовского в начале XX в. после кропотливых изысканий пришла к аналогичному выводу.
Однако в 60-х годах прошлого столетия в защиту балахнинских «разговоров» выступил нижегородской историк И.А.Кирьянов (О Кузьме Минине (Новые материалы к биографии) // История СССР. М., 1965. № 1). В нижегородских синодиках и в «Писцовой книге» г. Балахны 1674-1676 гг., до нас не дошедших, но выдержки из которых в свое время опубликовала вышеназванная НГУАК, исследователь обнаружил совпадения двух имен балахнинских Мининых из «Писцовой книги» с именами в поминальных записях нижегородских синодиков - Михаила и Григория. Этих двух аналогий показалось достаточно, чтобы говорить «о тесной связи сведений о семействе балахнинских Мининых с имеющимися данными о Кузьме Минине и его роде». Затем ученый в архивах «вышел» на балахнинского Федора Минина, именовавшегося также «Федором Мининым сыном Анкудиновым». Затем, указав на еще один источник кон. XVI в., упоминающий «Миню Анкудинова», сделал очередной вывод: «В последнем нетрудно увидеть родоначальника рода балахнинских Мининых и вероятного отца Кузьмы Минина».
Данную точку зрения критиковали в прошлом веке, например, такой авторитетный ученый, как В.И. Буганов («Выборный человек всею землею» Кузьма Минин // Вопросы истории. 1980. № 2). Однако, выйдя за рамки «предания», «версии», «гипотезы», она все же приобрела статус научной.
В середине 2000-х «балахнинскую версию» основательной критике подверг нижегородский архивист Б.М.Пудалов (К биографии Кузьмы Миина / Мининские чтения. Труды научной конференции. ННГУ им. Н.И.Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007). Обратившись к первоисточникам, он обнаружил не два, а «целых» три совпадения между балахнинскими Миниными и поминаемыми в Н.Новгороде по роду Кузьмы Минин. И - все равно: «очень мало (...) Из двадцати одного мужского имени (...). Но гораздо существеннее, что в поминании семьи К.Минина не нашлось места имени «Анкудин» (в любом из произносительных вариантов - «Анкидин», «Киндин», «Кудим» и т.п.), - а ведь этого человека сторонники «балахнинской» версии считают дедом Кузьмы Минина». В общем, не помянуть дедушку, основателя рода, - у православных это невозможно. Следовательно, дедушкой был кто-то другой.
Окончательно крест на «балахнинской версии» ставит С.В. Сироткин, сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА) (Братья и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд. Труды участников международной научной конференции. ННГУ им. Н.И. Лобачевского (24-25 октября 2008 г.). - Н.Новгород, 2010). Автор проанализировал данные из писцовых, дозорных, переписных книг, купчих, списков гостей гостиной и суконной сотен, касаемых Балахны XVII в., изыскивая возможных родственников Кузьмы Минина. И родственников не нашел. Кроме того, «в XVII в., ни в первой половине XVIII в. балахонцы Минины не ссылались на свое родство с нижегородским старостой, чтобы добиться каких-либо привилегий, хотя, если бы они были потомками братьев Кузьмы Минина, то могли бы рассчитывать на особое отношение к себе» - также отметил автор.
Таким образом, придерживаться следует исторической правды, убедительно доказанной нижегородским исследователем Б.М.Пудаловым: «Кузьма Минин - нижегородец, посадский человек Нижнего Новгорода, как он и именуется в сохранившихся документах своего времени».

Велопробегом... по истории?


Ситуация с Днем памяти гражданина Минина опять-таки парадоксальна: в Н.Новгороде этот светский законодательно учрежденный праздник не отмечается - ни на областном, ни на городском уровнях. Не проводится рядового митинга, и это в городе, где Кузьма Минин, по всей вероятности, родился и - что абсолютно точно! - прожил большую часть своей жизни. Хотя документально о Кузьме Минине до осени 1611 г. ничего не известно, согласитесь: не мог случайный человек быть удостоен чести и доверия земляков, которые в нелегкий для России, Смутный период избрали его земским старостой, а потом последовали призыву сплотиться, формировать ополчение!
Аналогична ситуация и для других районов Нижегородской области (исключая, как уже говорилось, Балахну): их руководство в повседневной деятельности «равняется» на областной центр, который на 21 мая никого ничем «не напрягает».
Единственное «плановое» событие праздничного дня - это велопробег «Дорогой Минина» от пл. Минина и Пожарского Н.Новгорода до Балахны, проводимый в последние годы одним из нижегородских фондов. Велопробегом, понимаете ли, по истории! Идеологически данное спортивно-туристическое действо может быть оправданно лишь в контексте других, более значимых событий празднества, которых, к превеликому сожалению, на 21 мая в Н.Новгороде не случается.

+ + +


Обращаюсь к нижегородцам, ко всем гражданам России, кому дорога родная история: давайте придадим Дню памяти Кузьмы Минина должный, Всероссийский статус!
Сделать это необходимо хотя бы потому, что не за горами 400-летие кончины народного героя. А во-вторых, нелепо, несправедливо День его памяти сводить к неким рядовым местечковым мероприятиям.

Сергей СКАТОВ,
зам. директора Фонда памяти
митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая,
координатор Движения «Народный Собор»

http://www.rv.ru/content.php3?id=9598

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Скатов
Купно заедино!
Размышления в связи со 100-летием Союза писателей Чувашской Республики
23.11.2023
На праведном пути!
Обращение Нижегородского отделения «Русского Собрания» к властным структурам Чувашской Республики
20.10.2023
Русские своих не бросают!
«Дело» патриота Михаила Щеглова продолжим
07.09.2023
Доброволец – это Добро и Воля!
К 30-летию легендарной обороны русскими добровольцами высоты Заглавок в Республике Сербской
12.04.2023
Все статьи Сергей Скатов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
24.04.2024 09:24
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 09:05
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Александр Волков
24.04.2024 08:54