Готовность призывников к прохождению воинской службы имеет большое значение для эффективной работы тех воинских подразделений и формирований, в которые они попадут по распределению, а также для успешного формирования у юношей качеств корпоративного духа в армейском коллективе и воспитания воина. В то же время, на сегодняшний день наблюдается негативная тенденция по ухудшению «качества» призывников (нужны казино онлайн отзывы? Заходите!).
Для современных призывников характерно падение образовательного уровня. Только четверть из них имеют оконченное среднее образование, менее половины – среднее специальное. Каждый пятый – выходец из неполной или неблагополучной семьи. Большое количество молодых людей, подлежащих призыву, употребляют алкоголь, причем регулярно, часть пробовала наркотики, а еще часть – состояла на учете в милиции за мелкие правонарушения. Многие из них до призыва нигде не учились и не работали. Практически каждый второй требует постоянного медицинского наблюдения, поскольку имеет слабое здоровье или хронические заболевания.
Наблюдается также общее снижение психической и физической готовности призывников к службе. К тому же, очень немногие хотят служить. Объясняется это падением престижности воинской службы. Помимо этого, юноши, призваны из сельских местностей, к концу прохождения службы, перестают воспринимать службу в армии как почетную обязанность. Такие изменения вызваны, в первую очередь, тем, что они начинают осознавать, что многие их одногодки «откосили» от армии, и им за это ничего не было.
Что касается ценностных ориентаций, то и здесь наблюдаются существенные изменения. Все большее количество призывников рассматривают воинскую службу, как способ испытать себя в трудных условиях, шанс увидеть мир (в частности, это касается участия в различных миротворческих операциях и участие в международных учениях).
Не способствуют повышению престижа армейской службы и такие факторы, как привлечение к хозяйственным работам, плохое отношение к военнослужащим со стороны государства, проблемы взаимоотношений внутри армейского коллектива, а также физические перегрузки, которые связаны с недостатком укомплектования солдатских и сержантских должностей.
Возникает вопрос: как же в таких условиях достичь повышения качества призывного контингента? Что необходимо предпринять, чтобы в армии оказались те, кто действительно пригоден к службе? Это задача крайне сложная. Ведь согласно законодательству России в большинстве случаев предоставляется отсрочка от воинской службы для студентов дневного отделения высших учебных заведений, а иногда и средне-специальных заведений. Таким образом, на службу в армию призываются представители тех социальных слоев, которые имеют более низкий доход и более низкий образовательный уровень. А ведь общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой развитие психических расстройств чаще встречается в низких социальных слоях. Поэтому и уровень психической стабильности призывников крайне низок. Основными причинами возникновения этих расстройств, по мнению специалистов, заключается в низком образовательном уровне, воспитании в неполных семьях или социально-воспитательных учреждениях и алкогольной зависимости родителей.
В то же время, в ходе медицинского освидетельствования призывников на психиатрический осмотр выделяется не более 10 минут, и для многих – это первая в жизни оценка психического здоровья. Ранее, в общеобразовательных заведениях в ходе профилактических осмотров участие психиатра не допускается (эта норма прописана российским законодательством), поэтому выявить какие-либо расстройства на ранних стадиях практически невозможно. При освидетельствовании же допризывников оценка их психического здоровья дается с учетом сведений, имеющихся в личном деле каждого. А если принимать во внимание, что полнота этих данных далеко не высокого качества, становится понятным, почему в армии столько суицидов и гибелей призывников.
Все сведения на призывника, которые даются с места учебы, составляются в основном формально, без привлечения школьных психологов. В это же время сотрудники военкоматов не проверяют в полной мере эти данные и, таким образом, не могут составить объективный портрет призывника.
Специалисты, которые работают над профессиональным отбором призывников, работают отдельно от призывной комиссии, а те результаты, которые они получают в ходе проведения тестов на интеллект и эмоциональную сферу, не могут служить достаточным основанием для решения психиатра о готовности или неготовности молодого человека к армейской службе.
В современном мире наблюдается и еще одна печальная тенденция. Наличие документа о среднем образовании не может быть свидетельством того, что призывник имеет достаточный уровень интеллектуального развития и удовлетворительную социальную адаптацию. Опять же, российское законодательство предусматривает, что перевод ребенка в специальное образовательное учреждение возможен только с согласия родителей. Если же его нет, то ребенок продолжает обучаться вместе со всеми по общей программе с формальным переводом из класса в класс. Но и незаконченное среднее образование не может быть доказательством того, что призывник умственно отсталый – дело в том, что особенно в сельских местностях низкий уровень доходов семьи вынуждает подростков идти работать с 13-14 лет, совмещая это с учебой.
Поэтому освидетельствование призывников должно сопровождаться не только документами из личных дел, но и результатами общепринятых психодиагностик на изучение эмоционально-волевой сферы и интеллекта. Но и в этом плане возникают определенные трудности. Включение медицинского психолога в состав призывной комиссии проходит под грифом «иной специалист», что также может поставить под вопрос все его заключения.
Кроме проблем с психическим здоровьем, существуют также проблемы с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и кровообращения, а также несоответствие массы тела и роста.
Таким образом, современные призывники абсолютно не готовы к воинской службе, не только в психологическом, но и физическом плане. Поэтому и неудивительно, что в результате происходит все большее количество несчастных случаев и смертей солдат. Так, к примеру, в Свердловской области погиб солдат-срочник, который по приказу офицера должен был поменять колесо в автомобиле ГАЗ-66. Но солдат не имел никаких навыков автомеханики, и не был ознакомлен с правилами техники безопасности, в результате чего получил травму головы и через полтора месяца умер. Капитану Максиму Бочарникову, который отдал приказ, было назначено наказание в идее двух лет лишения свободы условно (испытательный срок составил также 2 года) по статье «халатность, повлекшая за собой смерть по неосторожности». В итоге «крайним» оказался непосредственный командир. И никто не задался вопросом, как, где и чему учили солдата, почему ему определили именно эту ВУС (военно-учетную специальность), и если у него не было соответствующих знаний, почему его вообще допустили к автомобильной технике?
И этот случай не единичный. Но до тех пор, пока государство не будет заинтересовано в высоком уровне призывного контингента, а не только стремиться «добрать» необходимое количество солдат, ситуация не изменится. И дело не только в достаточно высоком уровне медицинского освидетельствования, но и в самом отношении к призывникам.
http://pravoslav-voin.info/publikacii/1883-rossijskie-prizyvniki-kolichestvo-ili-kachestvo.html