Практические вопросы о десятине

0
422
Время на чтение 7 минут

Обсуждают вопрос о десятине - как-то вдруг и широко. Никаких сомнений по поводу того, что десятину платить надо, у меня нет. Но есть вопросы, которые надо разъяснить нам, прихожанам.

С чего платить и кому?

Родион Юрьев
Родион Николаевич Юрьев

Во-первых, с чего надлежит платить десятину. С доходами наёмных работников всё ясно - есть зарплата, - с неё и плати. Но вопрос всё равно остаётся - платить ли с «чистой» суммы - то есть после уплаты всех налогов или с «грязной» (до уплаты)? Сложнее с самозанятыми и предпринимателями. У них формально общая сумма доходов может быть большой, но значительно больше и расходы (на выплату зарплат, прочих вознаграждений, расходы на закупку, аренду, налоги). Следует ли их вычитать из суммы облагаемого десятиной дохода или нет? Ещё момент, касающийся «десятинооблагаемой базы» - имущество. Облагается оно отдельно или нет? Если у меня есть квартира, которая сколько-то стоит, - требуется ли её облагать также? Это не столько к квартирам имеет отношение, сколько к разного рода акциям. Ведь многие миллионеры и миллиардеры не являются таковыми в смысле наличия у них денег, - они только владеют соответствующими пакетами акций, которые лишь оцениваются на рынке в какую-то цену.

Во-вторых, что считается десятиной? Этот вопрос нужно осветить с нескольких сторон - с точки зрения субъекта: кто может быть получателем десятины: приход, благотворительное церковное учреждение, конкретный священник или нуждающийся человек? С точки зрения наличия встречного предоставления - можно ли считать пожертвованием в смысле десятины, если оно предоставляется в обмен на: свечи, поминание, молебен? Или десятина - это только абсолютно безвозмездный платёж (не связанный, например, с поминанием на проскомидии)? Можно ли десятину сдавать не только в один приход, но в разные, - будет ли она складываться или нет?

Десятина и управление приходом

Почему-то к вопросу о десятине пытаются привязать вопрос об управлении приходом. По-моему, это попытка внедрить в Церкви лживое выражение «деньги налогоплательщиков». Никаких «денег налогоплательщиков» не существует. Есть деньги, принадлежащие частным лицам, а есть деньги, принадлежащие государству. Государство (как и Церковь) является самостоятельным субъектом, и не обязано ни отчитываться перед своими гражданами (прихожанами), ни вообще связывать себя какими-либо обязательствами, в том числе финансовыми иначе, как по собственному усмотрению. Если наше государство решило когда-то в 1905-м году, что будет публиковать бюджет и утверждать его при участии некоей общественности, то это не значит, что оно не может передумать и это право у общественности отобрать. Никаких дополнительных прав уплата налога гражданину не даёт и давать не может. Наоборот, не уплата приведёт его в тюрьму. То же касается и уплаты десятины. Платишь десятину - молодец, откладываешь капитал в Царствии Небесном. Ни малейших дополнительных прав по этому поводу у тебя не возникает, никаких, например, прав «голоса в жизни прихода». То, что за рубежом платящие прихожане контролируют расходы своих приходов - лично для меня - такое же извращение, как сама демократия. Как это, интересно, я буду задавать вопрос батюшке: «Вот кружечного сбора в этом месяце было 100 000 рублей, 20000 я вижу, потрачены на электричество и отопление, а где ещё 80000?» И что же, батюшка, настоятель, какой-нибудь маститый протоиерей, например, о. Димитрий Смирнов, будет должен мне давать отчёт в этом? Да это будет просто хамство с моей стороны даже думать о таких вопросах. Это, опять же повторюсь, не мои деньги, и не деньги прихожан, а деньги прихода, а глава этого прихода - настоятель и никто из прихожан не вправе ему задавать подобных вопросов. Если «у них там» на Западе что-то по-другому, - это их проблемы, а не наши.

О приходской жизни

Много сейчас беспокойных высказываний об отсутствии привязанности прихожан к конкретному приходу. Мне не кажется это проблемой вообще. Миряне участвуют в Литургии, во Всенощной, в прочих Богослужениях. Какая разница - в каком храме? Разве от того, что мирянин сегодня пришёл в один храм, а завтра - в другой, Литургия стала для него другой?

Другое дело - хорошо, когда в приходе есть община, которая как-то вне Литургии ещё составляет общение между прихожанами. Многим людям это нужно, ценно, и для них важно объединяться, ездить вместе в паломничества, делать благие дела совместно с другими. Но это не значит, что это единственно верный путь к спасению, даже, по моему личному мнению, это вообще не имеет прямого отношения к спасению, - есть общинная жизнь на приходе или нет и является конкретный мирянин членом такой общины или нет. И не всем нужна эта общинная жизнь. Ведь существуют общежительные монастыри, а есть скитский устав, есть монастыри, в которых всё общее (сейчас такие более распространены в России), а есть - своекоштные (Пюхтицкий, например). В хозяйственном, бытовом отношении, в общежительном сейчас легче, в своекоштном - тяжелее, но к святости можно идти и там, и там.

Лично я стараюсь держаться на некотором расстоянии от приходской жизни в городах. Подойдёшь ближе - неизбежно будешь вовлечен в водоворот местных событий, будешь терпеть искушения, - для этого нужно много терпения и умения не слышать и не видеть грехов своего брата, а этому мне - учиться и учиться. Да это и не нужно никому. Реально костяк обычного городского прихода - это батюшка и его помощники: свещницы, алтарники, хористы, уборщицы. На мой взгляд - это очень правильная организация, потому что настоятель такого прихода - и начальник, и отец, и пастырь. Это значит, что никто ему не имеет права перечить, и отчитываться он должен не перед уборщицей или мной (а чем я лучше этой уборщицы?), а перед епископом. Именно епископ имеет право спрашивать с настоятеля и в финансовом, и в духовном отношении. Есть какие-то претензии у прихожан - обличите его лично, обличите публично, а потом - пишите правильный донос в епархию, епископ разберётся. Но вообще-то писать доносы епископу, опять же, по моему мнению, возможно только в том случае - если священник отвергает Православие (то есть уходит в какой-нибудь раскол, проповедует ересь или совершает какое-то страшное личное преступление, совершенно выходящее из ряда вон). Во всех остальных случаях - не нравится, - иди на Литургию в соседний храм. Лично меня вообще не интересуют слухи, так сильно волнующие интернет-аудиторию (подозреваю, что в большинстве - неверующую) - часы, квартиры, «жирные попы на мерседесах». И даже если представить, что настоятель храма, куда мы обыкновенно ходим, будет тратить деньги храма на некоторые излишества, - покупать автомобили и вообще роскошествовать, - я не осмелюсь поставить ему это в вину. Для меня - это его личное дело, не касающееся меня ни в коей мере, и даже переходить из-за этого в другой храм я не буду и исповедоваться ему же и буду.

Вообще-то случаи заимствования из церковной кассы мне кажутся фантастическими плодами больного воображения людей, далёких от Церкви. Объясню, почему. Начну с того, что я в храм хожу с младенчества, и за 30 с лишним лет посещения множества церквей в разных городах России и за рубежом ни разу нигде не видел ни одного «жирного попа на мерседесе» . Могу это засвидетельствовать под присягой. Толстых батюшек видел, иномарки видел, но чтобы вот какую-то роскошь - не видел нигде и никогда. Может быть, где-то они и есть, эти «жирные попы», дай им Бог здоровья и спасения, но видели их, в основном, досужие пользователи «живого журнала», а им я не верю. Правда, некоторые и церковные люди мне говорят, что есть такие, ну, может быть, может быть. Подаждь им, Господи, здоровья и спасения!

Но даже если представить себе такого «жирного попа на мерседесе», - как он может приобрести этот мерседес из церковной кассы? Ни в какой церковной кассе не может найтись таких денег. Любой, кто хоть как-то знаком с экономикой приходов, это подтвердит. Если и есть у него мерседес, то это кто-то из прихожан ему подарил. То есть, по-другому сказать, я - подарил батюшке машину, таково было моё собственное решение, а тут кто-то из интернета мне же за это упрекает. Да это моё личное дело, кому и что я дарю, - жене ли своей шубу, детям ли конфеты, священнику ли машину. Если кто-то ставит это моей жене в вину, - это хамство не столько даже по отношению к жене, сколько ко мне. И если батюшку попрекают моим подарком, - то это оскорбление в мой адрес, а не в его. Впрочем, это уже мои теоретические рассуждения, поскольку никаких машин я никому не дарил и сам не имею.

Недавно читал где-то статью, в которой автор критически выражался по поводу своего знакомого батюшки, что у него в контактах забиты телефоны прихожан по признаку их пожертвований - «Мария, колбаса» или что-то в этом роде. По мнению автора, это как-то нехорошо. Но на самом деле об этом надо спросить не автора, а рабу Божию Марию. Мне вот не только не обидно, но, напротив, даже повод некий для гордыни появляется, если мой телефон батюшка запишет как «юрист» и будет позванивать по некоторым вопросам. Если бы я колбасой торговал, - я бы ему с удовольствием колбасу отправлял, а если он и имя моё запишет, - это и вовсе для меня удача, - значит, поминать будет, - а что мне ещё нужно? Даже, между прочим, экономическая выгода мне от этого бы была, потому как у меня, по причина большого количества накопленных предков с 1408-го года в записочках уже давно за 400 имён, это каждая подача на проскомидию 1000-1500 рублей в зависимости от храма, а иные ещё и хотят, чтобы не более 10 имён было на записке (меня поэтому и интересует вопрос о том, входит ли в десятину пожертвование на поминовение). И ежели я такому батюшке эти записочки вручу, и он моих родственников поминать будет, так я уж и вовсе рад буду, пусть хоть по ночам звонит, консультируется.

На селе ситуация другая, - там батюшка один на село, да и весь приход - 3 бабушки, некого в регистрационные документы записать. Страсти, конечно, и среди трёх бабушек разгораются нешуточные, но тут уже деваться некуда, - больше некому. Там поневоле приходится быть членом общины.

Я постарался написать весь текст от первого лица, чтобы не было ощущения, что я присваиваю себе какое-то право говорить от чьего-то имени. Это лишь мои собственные ощущения, возможно, неправильные. А вопросы по поводу десятины - никакие не риторические и не подковыристые, а действительно требующие лично для меня ответа, поэтому я надеюсь, что какой-нибудь уважаемый батюшка их разъяснит популярно, а лучше бы, во избежание разночтений, чтобы было какое-то соборное решение.

http://rusk.ru/st.php?idar=55030

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Родион Юрьев
Кто ответит за страшную ковид-смертность в России?
Об итогах 2021 года и прогнозах на год 2022-й
31.01.2022
Очевидные ответы на обывательские рекомендации
Мысли после прочтения текста Сергея Глазьева
11.01.2022
Почему я против введения QR-кодов?
Нужна всеобщая принудительная вакцинация!
07.12.2021
Ковид: что делать?
Россия — вымирает, пора это понять, и вымирает прямо сейчас
06.11.2021
Идёт четвёртая волна ковида
Может быть она, наконец, вразумит антипрививочников
29.10.2021
Все статьи Родион Юрьев
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15