Россия в сердце моем: О творческом наследии русского художника Виктора Титова

Новости Москвы 
0
394
Время на чтение 9 минут


Творчество такого художника, как Виктор Александрович Титов (1922-2003) нуждается в серьезных, подробных исследованиях. Таких, как он, мастеров реалистической школы живописи, наследовавших культуру советского и русского искусства, остается с каждым годом все меньше и меньше.
Мне нравится 2

Художник Виктор Титов, прошедший войну, трудные послевоенные годы и суровые советские будни, передал в своем творчестве всю романтику этих этапов. Он остро чувствовал социальную специфику во всех ее жизненных проявлениях и сумел донести до нас картины больших человеческих чувств, пафос русского мировоззрения, глубину человеческого отношения к понятию искусства, концепцию социализма в ее идеалистическом варианте. Его искусство смело можно назвать светлым и проникновенным, ведь за ним - годы тяжелого, вдохновенного труда, поиска истины и стремление донести до зрителя идеи высокие, вдохновленные его личным, далеким от стяжательства, потребительского кретинизма и обывательского равнодушия.

Крестный ход в 1941 году
Крестный ход в 1941 году

Перед нами - художественный опыт человека, прошедшего свой жизненный путь с открытыми глазами, вооруженного сначала винтовкой, а потом - кистью и словом, то есть - человека высокоинтеллектуального и стойкого.

Художник родился в самом центре, можно сказать, в сердце России, в русском селе Мышкино Можайского района Московской губернии, и - с Россией в сердце своем. Иначе как объяснить, что будучи студентом МВХПУ им.1905 года, в 19 лет он оставляет учебу в престижном вузе и в числе передовой части Советской армии в 1941 году отправляется на фронт. Владимир Титов воевал на Центральном, 1-, 2-, 3-м Белорусских фронтах командиром пулеметного взвода. Был дважды ранен. Освобождал Белоруссию, Польшу. Участвовал в боях на территории Австрии и Германии.

Судя по количеству наград (ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени и другие; всего - 17), художник, не щадя себя, самоотверженно выполнял свой духовный и гражданский долг. Его смелая, честная душа, его необыкновенная жизненная энергия, находили свое воплощение и в страшнейших условиях военной жизни. Один из немногих, оставляет он свой автограф на стене побежденного Рейхстага. Это не только свидетельство его чрезвычайной доблести и храбрости, но и удивительной воли к жизни, к победе. Фронтовые зарисовки тех лет - уникальный памятник времени, и, безусловно, художественного дарования молодого человека. Они - свидетельство о времени человека еще юного, полного сил и естественного в этом возрасте живого познавательного интереса к жизни, к житейским ситуациям. В общем, как в картине Ярошенко «Всюду жизнь».

Встреча
Встреча

Его юношеские фронтовые зарисовки полны очарования жизнелюбивого оптимизма, наблюдательности, цепкости пытливого и восприимчивого ума. Это ряд автопортретов, а также портретов однополчан молодого бойца, выполненные в путевых блокнотах карандашом, и работы, сделанные тушью: «Танковая атака» (1944) и две работы «Без названия», изображающие картины боя (1944). В его многочисленных карандашных зарисовках, тем не менее, ощущается и трагизм переживаемой ситуации, и, в то же время, природный юмор и оптимизм русского солдата, привыкшего переносить тяготы войны и фронтовых будней стойко, даже с шуткой. Недаром впоследствии, будучи уже маститым художником, пишет он замечательный образ настоящего «Кутузова» фронтов Великой Отечественной - маршала Жукова. Неслучайно и то, что создавая образ своего великого современника, художник изображает его на фоне икон с изображенными на них святыми покровителями русского воинства.

В душе русского человека всегда жил и живет Бог. Человек, прошедший испытание войной, особенно чуток в этом отношении. Работы В.Титова «Крестный ход в Москве в 1941», «

Художник Виктор Титов, прошедший войну, трудные послевоенные годы и суровые советские будни, передал в своем творчестве всю романтику этих этапов. Он остро чувствовал социальную специфику во всех ее жизненных проявлениях и сумел донести до нас картины больших человеческих чувств, пафос русского мировоззрения, глубину человеческого отношения к понятию искусства, концепцию социализма в ее идеалистическом варианте. Его искусство смело можно назвать светлым и проникновенным, ведь за ним - годы тяжелого, вдохновенного труда, поиска истины и стремление донести до зрителя идеи высокие, вдохновленные его личным, далеким от стяжательства, потребительского кретинизма и обывательского равнодушия.

Перед нами - художественный опыт человека, прошедшего свой жизненный путь с открытыми глазами, вооруженного сначала винтовкой, а потом - кистью и словом, то есть - человека высокоинтеллектуального и стойкого.

Художник родился в самом центре, можно сказать, в сердце России, в русском селе Мышкино Можайского района Московской губернии, и - с Россией в сердце своем. Иначе как объяснить, что будучи студентом МВХПУ им.1905 года, в 19 лет он оставляет учебу в престижном вузе и в числе передовой части Советской армии в 1941 году отправляется на фронт. Владимир Титов воевал на Центральном, 1-, 2-, 3-м Белорусских фронтах командиром пулеметного взвода. Был дважды ранен. Освобождал Белоруссию, Польшу. Участвовал в боях на территории Австрии и Германии.

Судя по количеству наград (ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени и другие; всего - 17), художник, не щадя себя, самоотверженно выполнял свой духовный и гражданский долг. Его смелая, честная душа, его необыкновенная жизненная энергия, находили свое воплощение и в страшнейших условиях военной жизни. Один из немногих, оставляет он свой автограф на стене побежденного Рейхстага. Это не только свидетельство его чрезвычайной доблести и храбрости, но и удивительной воли к жизни, к победе. Фронтовые зарисовки тех лет - уникальный памятник времени, и, безусловно, художественного дарования молодого человека. Они - свидетельство о времени человека еще юного, полного сил и естественного в этом возрасте живого познавательного интереса к жизни, к житейским ситуациям. В общем, как в картине Ярошенко «Всюду жизнь».

Его юношеские фронтовые зарисовки полны очарования жизнелюбивого оптимизма, наблюдательности, цепкости пытливого и восприимчивого ума. Это ряд автопортретов, а также портретов однополчан молодого бойца, выполненные в путевых блокнотах карандашом, и работы, сделанные тушью: «Танковая атака» (1944) и две работы «Без названия», изображающие картины боя (1944). В его многочисленных карандашных зарисовках, тем не менее, ощущается и трагизм переживаемой ситуации, и, в то же время, природный юмор и оптимизм русского солдата, привыкшего переносить тяготы войны и фронтовых будней стойко, даже с шуткой. Недаром впоследствии, будучи уже маститым художником, пишет он замечательный образ настоящего «Кутузова» фронтов Великой Отечественной - маршала Жукова. Неслучайно и то, что создавая образ своего великого современника, художник изображает его на фоне икон с изображенными на них святыми покровителями русского воинства.

В душе русского человека всегда жил и живет Бог. Человек, прошедший испытание войной, особенно чуток в этом отношении. Работы В.Титова «Крестный ход в Москве в 1941», «Молебен о победе русского воинства у Храма Сергия Радонежского в Москве в 1941-м году» (1995) и другие работы на эту тему как нельзя лучше говорят об этом. В этом - и связь времен, и уважение к традициям великой русской культуры. Художник, воспитанный своими учителями (П. Петровичев, Н. Крымов, А. Дейнека, П. Соколов-Скаля, В. Козлинский), как никто другой понимал ее - это видно по его творчеству. Его лучшие произведения в области станковой живописи и графики обладают всей мерой многообразия и сложности, выстроенностью композиционной и колористической структуры и художественной выразительностью. Художник умело компонует сложнейшие большие тематические полотна. Его произведения полны живописной образности и выразительности. Чувство натуры, с ее неисчерпаемой для реализма глубиной и многообразием, помогают ему создавать произведения яркие, сложные, эмоциональные. Среди его основных работ - тематические и исторические работы - «1905 год», «Михаил Кутузов» (1947), «Безмолвие» (1991), цикл работ, посвященных Красной площади и старой Москве («Церковь Мартина Исповедника» (1950)), пейзажи средней полосы России, портреты современников, выполненные в разных техниках («Кузнец» (1953), «Дружинник» (1960), «Незнакомка» (1960)), жанровые работы («Развод» (1982), «Встреча» (1947)), светлые, лирические натюрморты («Георгины» (1980), «Лилии»).

Художник оставил большое живописное наследие. Его работы находятся в Полтавском краеведческом музее, в музее истории Мещанского района г. Москвы, в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.

Хотя жизнь художника сложилась успешно - он окончил два престижных художественных вуза, имел массу наград, участвовал с 1969 года в многочисленных выставках, создал ряд великолепных монументальных работ (мозаика «Н.Э. Бауман» в МВТУ им. Н.Э.Баумана, роспись трапезной Богоявленского собора и др.), то есть стал вполне известным представителем официального искусства, душа его осталась верна образу духовного борца, ратника, готового в трудный момент пожертвовать всем ради великой цели победы правды и благополучия Родины.

Виктор Александрович Титов занимался и литературным творчеством. Он - автор книги «Сын русского воинства (Записки художника-фронтовика)». Это сборник фронтовых рассказов, созданный по материалам семейного архива сыном художника Вадимом Титовым, уникальный срез событий, происходивших в период Великой Отечественной войны и показанных глазами очевидца. Книга интересна и с исторической, и с художественной точки зрения.

Выставка художника Виктора Титова, включающая в свою экспозицию и его фронтовое творчество, сейчас работает в выставочном зале Московского Союза Художников на Кузнецком мосту. Учитывая ее непродолжительность (до 10 мая) советуем не откладывать ее посещение и познакомиться с творчеством хорошего художника и хорошего человека.

» (1995) и другие работы на эту тему как нельзя лучше говорят об этом. В этом - и связь времен, и уважение к традициям великой русской культуры. Художник, воспитанный своими учителями (П. Петровичев, Н. Крымов, А. Дейнека, П. Соколов-Скаля, В. Козлинский), как никто другой понимал ее - это видно по его творчеству. Его лучшие произведения в области станковой живописи и графики обладают всей мерой многообразия и сложности, выстроенностью композиционной и колористической структуры и художественной выразительностью. Художник умело компонует сложнейшие большие тематические полотна. Его произведения полны живописной образности и выразительности. Чувство натуры, с ее неисчерпаемой для реализма глубиной и многообразием, помогают ему создавать произведения яркие, сложные, эмоциональные. Среди его основных работ - тематические и исторические работы - «1905 год», «Михаил Кутузов» (1947), «Безмолвие» (1991), цикл работ, посвященных Красной площади и старой Москве («Церковь Мартина Исповедника» (1950)), пейзажи средней полосы России, портреты современников, выполненные в разных техниках («Кузнец» (1953), «Дружинник» (1960), «Незнакомка» (1960)), жанровые работы («Развод» (1982), «Встреча» (1947)), светлые, лирические натюрморты («Георгины» (1980), «Лилии»).

Художник оставил большое живописное наследие. Его работы находятся в Полтавском краеведческом музее, в музее истории Мещанского района г. Москвы, в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.

Хотя жизнь художника сложилась успешно - он окончил два престижных художественных вуза, имел массу наград, участвовал с 1969 года в многочисленных выставках, создал ряд великолепных монументальных работ (мозаика «Н.Э. Бауман» в МВТУ им. Баумана, роспись трапезной Богоявленского собора и др.), то есть стал вполне известным представителем официального искусства, душа его осталась верна образу духовного борца, ратника, готового в трудный момент пожертвовать всем ради великой цели победы правды и благополучия Родины.

Молебен о победе русского воинства в 1941 году
Молебен о победе русского воинства в 1941 году

Виктор Александрович Титов занимался и литературным творчеством. Он - автор книги «Сын русского воинства (Записки художника-фронтовика)». Это сборник фронтовых рассказов, созданный по материалам семейного архива сыном художника Вадимом Титовым, уникальный срез событий, происходивших в период Великой Отечественной войны и показанных глазами очевидца. Книга интересна и с исторической, и с художественной точки зрения.

Выставка художника Виктора Титова, включающая в свою экспозицию и его фронтовое творчество, сейчас работает в выставочном зале Московского Союза Художников на Кузнецком мосту, 20. Учитывая ее непродолжительность (до 10 мая) советуем не откладывать ее посещение и познакомиться с творчеством хорошего художника и хорошего человека.

http://www.taday.ru/text/1604227.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24