Веселья час и боль разлуки…

0
386
Время на чтение 12 минут

Оглядываясь назад, на свое детство, я понимаю, что родилась в семье, которую сегодня отнесли бы к прагматичному «среднему классу» - с принципом разумности во всем и благоустроенным жильем в кредит. Родители как раз к моему появлению на свет приобрели, вступив в кооператив, просторную трехкомнатную квартиру. Мама - перспективный инженер-конструктор, отец - молодой и столь же перспективный врач - были выходцами из села и создали семью ближе к тридцати годам, посвятив юность учебе, борьбе за существование в городе и обретению почвы под ногами. Была ли между ними взаимная влюбленность или просто хотелось семейного уюта, мне сказать сложно, однако результатом этого стала вполне благополучная «ячейка общества». Я появилась на свет, как и положено, спустя год после свадьбы - рождение ребенка, наряду с приобретением жилья, было для моего отца в числе первых и главных приоритетов.

Так жили тогда многие советские семьи, добропорядочные, но не знавшие Бога: копили на телевизор, потом на гарнитур, обзаводились «Жигулями», обустраивали крохотный домик на столь же крохотном садовом участке и плавно вступали в законную и предсказуемую старость. Нянча меня в коляске, мама заранее знала, что «как только, так сразу» с хорошим окладом выйдет на работу, знала, в какой детский сад я пойду и в какую школу затем и даже кто приблизительно будет моими одноклассниками. Однако во все ее планы вмешалось вдруг непредсказуемое «но». Ребенком я, вопреки генетическим задаткам родителей, оказалась совершенно «не ясельным»: задыхалась в аллергических приступах от запахов, фруктов и любой неспецифической еды, хрипела по месяцу после любых сквозняков, до паники боялась темноты, незнакомых людей и еще Бог весть чего. Мне требовались постоянные массажи и редкий барсучий жир, минимум стресса и мягкая, постоянная закалка иммунитета. После нескольких месяцев постоянных больничных кто-то сказал маме, что единственный выход для нее - уволиться и сидеть с ребенком дома самой, лет до семи, а может и больше. В стране начиналась перестройка, наступало нестабильное время перемен, на нас висел существенный долг жилищному кооперативу, а где-то, контейнером, уже была заказана немыслимыми путями чешская стенка и диван с двумя мягкими креслами, за которые тоже нужно было заплатить...

Сейчас, спустя тридцать лет, я понимаю, что принятое обо мне решение было действительно «конструкторским» и позволило всем нам хотя бы не полететь в долговую пропасть. И вместе с тем, оно стало тем выбором, который почти роковым образом сказался на судьбе всей нашей семьи - тем сложнее и горше видеть, как легко молодые, увлеченные обустройством своей жизни матери и отцы делают что-то подобное сейчас. Меня «отдали». Не насовсем, конечно, и не совсем уж в чужой дом - только до тех «семи лет, а может и больше». Мама увезла меня на дальнюю железнодорожную станцию к своим родителям, и бабушке, совершенно не желавшей уходить на пенсию, пришлось на четыре года впрячься в то, что она в минуты раздражения называла «каторгой»: мыть, поить, кормить, лечить, заваривать целебные травы, сидеть у постели ночами, поскольку засыпала я, только намертво вцепившись в ее заскорузлую ладонь. Впрочем, при воспоминании о ней всякий раз приходят на память строки Высоцкого: «пусть он хмур был и зол, но шел». Будучи человеком сталинской дисциплинированности, она подняла меня на ноги. И до сих пор, поминая имена бабушки и деда в молитвах, я прибавляю перед этим - «воспитавших мя», как поминают порой приемных родителей и опекунов.

Жизнь в поселке была неплохой, но идолом моей детской жизни на долгие годы стал поезд. Мама, немыслимо уставая от постоянной езды и тратя кучу денег на билеты, мчалась ко мне при каждом удобном случае. Там, в городе, ей удавалось все, что она хотела, но то, что мучало при этом ее душу, было сильнее. Часы общения и парадно-выходных развлечений в такие праздники не могли восполнить пребывания в семье, и детское сознание, в конце концов, нашло единственную приемлемую защиту - перестать желать этих приездов всем своим существом. А летом меня и вовсе было не застать в бабушкином доме - мы часто гостили в соседнем селе у тети Л., нашей родственницы, снабжавшей бабушку с дедом домашним сыром, молоком и яйцами. Тетя Л. и ее муж были учителями и жили в неказистом домике напротив школы. Но сколько прекрасного обретала там моя душа... По щербатым крашеным полам бегали солнечные зайчики, в дальней комнате висели таинственные старые иконы, и я, в какие-то мгновения, ощущала в своей душе тот строгий, всепроникающий взгляд Спасителя, который чувствуется так пронзительно только в детстве. Тетя брала меня с собой всюду, куда бы ни ступала ее нога. Мы кормили с ней овец в пахнущем хлебом тепляке, встречали по вечерам корову, а однажды даже ходили куда-то в гости почти за село и возвращались домой совершенно черной, бархатной ночью... Она давала мне в шесть лет Ахматову и Есенина, совершенно не опасаясь, что я чего-то не пойму. Тогда же я выучила по ее просьбе «Отче наш», с вырезанного неизвестно когда, откуда и кем тонкого печатного листочка - отнюдь не потому, что считала себя верующей, скорее, просто понимая то, что ни о чем совершенно ненужном, лишнем она меня не попросит. Впрочем, моя молитва тогда имела совершенно противоположный смысл: читая слова «якоже и мы оставляем должником нашим», я понимала их буквально, по-русски - что мы почему-то оставляем Бога своим должником. Муж тети Л., которого я почтительно звала Владимиром Ивановичем, брал меня прокатиться в кабине самосвала и рассеивал непогодную скуку, раздобывая в каких-то полузабытых чуланных коробках подборки журнала «Советский экран». Глядя на его отношения с женой, сложно было не удивиться: связало же что-то так крепко хрестоматийную сельскую учительницу физики - подтянутую, строгую, с длинной русой косой - и богатырского, молодцеватого склада военрука. Уже будучи взрослой, я узнала, что их любовь немало претерпела от людской молвы - ведь «она» была старше, чем «он», более чем на десять лет. И поняла секрет простого учительского счастья: не помню, чтобы в этом доме кто-то повысил голос, по крайней мере при мне. Даже в напряженных ситуациях, даже когда я, забыв закрыть калитку на скотном дворе, пустила на приусадебный участок корову, и та вытоптала там все, что можно... А ведь была я им, по сути, «никем», седьмой водой на киселе.

По вечерам, на сырой стеклянной веранде с неизменным кислым запахом блинов, мы наваривали с тетей Л. горячий домашний творог и напевали, для разнообразия, какую-нибудь из лирических советских песен. Тогда, для той жизни, это было совершенно естественно, я и представить себе не могла, как общаются между собой люди, если они никогда не поют. Под ненавязчивый мотив быстрее исчезала на столе груда неперебранной смородины, под него же становилось объединяющим и таинственным застолье, не Бог весть чем украшенное в те перестроечные годы. Потом эти мотивы забылись, стали забываться и слова. Но одна из песен, которую мы с тетей Л. очень любили, не выветрилась из памяти даже в отчаянное время моих подростковых мытарств. Теперь я понимаю, что ее словами отвечал Господь мне, ребенку, на внутреннюю потребность моей души. Вернее, Он утешал меня - прикосновением к настоящему, к подлинным человеческим отношениям - к тому, чего не искать в своей жизни впоследствии уже не сможешь. Я и сейчас помню этот ровный неустанный голос, подпевающий мне:

Мы так близки, что слов не нужно,
Чтоб повторять друг другу вновь,
Что наша нежность и наша дружба
Сильнее страсти, больше, чем любовь.

Веселья час и боль разлуки
Готов делить с тобой всегда,
Давай пожмем друг другу руки
И в дальний путь, на долгие года...

Родители привезли меня домой перед поступлением в первый класс, за несколько дней до первого сентября. По их словам, накануне я рыдала так, что мама готова была бросить все свои продуманные решения и оставить ребенка на год-другой в сельской школе. Но память этого почему-то не сохранила - так удивительно стираются из нее порой сильные потрясения. Помню лишь то, что встретило меня на новом месте: запах свежего линолеума, глянцевый кафель на кухне, новенький вишневый телефон - звони сколько хочешь, прямо из дома, хоть в Москву. Несколько месяцев я просто озиралась в пространстве, как неуклюжий щенок, выпущенный на первую самостоятельную прогулку. А потом, вытеснив прежние впечатления новыми, занялась всем тем, чем живут обычные городские дети: общением с подружками, учебой, чтением интересных книг. Хотя иногда, прожив в этом доме уже несколько лет, я нечаянно задавала маме какой-нибудь пустяковый вопрос, что-то вроде: «А где у вас полотенца?». И она, в отчаянном недоумении, принималась снова и снова растолковывать мне: не «у вас» - а «у нас». А еще - оправдываться почему-то, что не бросила ведь она меня, ведь приезжала...

Подспудно я понимала, что родители ждут от моего возвращения в семью очень многого. Между ними что-то происходило, и уже раздавались тогда первые, едва ощутимые звоночки будущего запойного алкоголизма отца. В наличии были все общечеловеческие блага: достойная работа, обустроенный дом, круг знакомых... Даже нехватка насущного хлеба на рубеже 80-90-х нас, благодаря поддержке из деревни, не столь ощутимо коснулась. А счастья не было. Училась я на одни пятерки - и мама с папой, лишенные необходимости проверять уроки и разбираться с чадом по поводу троек и двоек, и вовсе потеряли ориентир: что им со мной делать? Сложившаяся ситуация давала замечательную возможность наконец-то «пожить для себя»: в нашей гостиной смотрелись по ночам более чем смелые зарубежные фильмы, занимали место на полке все новые и новые тома эпопеи об «Анжелике - маркизе ангелов», жадно обсуждалась политика. Но каждый из нас, словно инстинктивно прячась от чего-то, постепенно погружался в свою отдельную жизнь - в своей комнате. Из этой комнаты я и вылетела потом, как из душного, надоевшего гнезда, в тринадцать лет - в подъезды, полночные шатания, песенный ор под окнами благочестивых граждан, сомнительный флирт. Многим в этом возрасте за все это еще крепко попадало ремнем. Меня же никто не наказывал - будто дома и не было никого. Осыпался и старел, словно в каком-то постапокалиптическом фильме, наш трехкомнатный мир: облуплялась краска на дверях, желтела чешская стенка, пылились вожделенные некогда книги. Мои собаки - единственное во всем этом утешение - радостно прыгали по некогда неприкасаемым креслам. Мама купила себе Библию. За несколько месяцев она досконально, от корки до корки, прочла весь Ветхий Завет - после чего решила для себя, что дальше читать не станет. Наверное, мне повезло больше - я открыла сразу «продолжение», то есть второй, новозаветный, том...

Тетя Л. умерла тихо, в своем родном доме у школы, вскоре после не принесшей облегчения онкологической операции. Она совсем ненадолго пережила покойного мужа, разбившегося в одну из поездок в город в страшной автокатастрофе: с ним, на бешеной скорости, столкнулась в лобовом ударе машина возвращавшегося откуда-то по трассе высокопоставленного чиновника. В аварии обвинили, конечно же, неотесанного сельского мужика, скончавшегося на месте. Его жене, многие десятилетия прививавшей ученикам уважение к понятию «доброе имя», пришлось принять на себя груду летящих камней, визиты следователей, нездоровое любопытство корреспондентов, приезжавших за тридевять земель ради того, чтобы выкопать из памяти сельчан какие-нибудь «сенсационные детали». Неудивительно, что «сгорела» она после этого быстро и легко. Впрочем, возвращаясь впоследствии к этой вопиюще несправедливой, трагической истории, я вдруг увидела в ней прикосновение Божественной руки. Не знавшая, не видевшая церковных богослужений - действующего храма даже в постсоветские годы не было ни в селе, ни на десятки километров вокруг - эта простая учительница, тем не менее, была для Господа человеком глубоко «своим». Он и дал ей - Свое, дал ощутить сполна то поругание и одиночество, в котором один лишь Господь может быть защитой. Быть может, для того, чтобы принять очищенную страданием душу в Свои Небесные обители - по молитвам священнического рода, из которого она была.

На похороны тети родители меня не взяли - не было места в машинах, заполненных родственниками и городскими деликатесами для поминок. Впоследствии, на ее могиле, я тоже никогда не была. Завертели дела - институт, работа - и тащиться куда-то в глухой край области казалось невозможным и нелепым. Словно забыла, как обещала когда-то делить «веселья час и боль разлуки» - и так недопустимо буднично, легко нарушила свой детский обет... Однако в душе моей, именно в связи с теми событиями, начали происходить странные и поворотные вещи. Я просыпалась ночами от всхлипываний и вспоминала, что опять, в длинном-длинном сне, пасла овец на нагретом солнцем лугу и ступала босиком по доскам теплого щербатого пола. Я была там очень любима - теми, кого уже не было на этой земле. Это сейчас я понимаю, что то была тоска по невечернему свету, которой, через воспоминания, призывал мою душу Господь. А тогда - лежала до утра в недоумении от себя самой: зачем, ради чего так вожделеет прошлого неразумное сердце? Ведь в него совершенно невозможно вернуться...

Но это «возвращение» началось - во вторую осознанную Пасху в моей жизни. Началось с совершенно ясного, пришедшего вдруг, понимания того, что у Господа мертвых нет. Как нет в океане милости Его и ничего разрушенного, по-настоящему переставшего существовать. И так же как мы порой бережно храним первые рисунки своих детей, с нацарапанным на них словом «мама», Господь слагает у Себя, в какие-то неведомые кладовые, лучшие опыты нашего сердца. А значит, для того, чтобы вернуться к истокам чего-то утраченного, не нужно возвращаться в опустевший, развалившийся дом, растепливать там очаг или выискивать какие-то артефакты - не нужно как-то искусственно разворачивать вспять свою жизнь. Творец, знающий все наши пути, Сам вернет нас к чему-то «на круги своя». Или не вернет, если это нам уже не понадобится.

Я разрешила себе плакать не во сне, а наяву - не ностальгически, не потерянно, скорее, светло. А еще полюбила, совершенно неожиданно для себя, многие вещи, которых никогда не делала раньше. Прикасаться к теплым чужим рукам и пожимать их в дружеском разговоре. Гладить, готовя сельский репортаж, бархатные морды жующих сено коров и лошадей. Жалеть на работе тех, кто приболел или устал, заваривая им какую-нибудь на все случаи жизни траву. Бродить, отстав от шумной компании, по безлюдному берегу озера. И благоговейно молчать, вслушиваясь в каждый звук, в родном полусумраке храма, без дополнительных толкований понимая слова: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя... Мама, увидев, как всерьез я «удаляюсь» от нее в религию, предприняла отчаянную попытку стать мне душевной подругой. Почти каждый вечер, ища подробностей, она забрасывала меня вопросами: о чем я думаю, что чувствую, заводила разговор о моих внешних успехах, пыталась сплетничать «про это»... А я все никак не могла ответить не натянуто, из души: ведь за всю прошедшую жизнь мы ни разу не плакали вместе, обнявшись, не преодолевали плечом к плечу жизненные трудности и боль. Даже о двух историях любви, случившихся в моей жизни, первой - к человеку очень сложному, второй - к человеку тяжело больному, мама ничего не знала и не подозревала. Не веря в жизнь после смерти и мистическое происхождение Церкви, она задавала мне горький, недоуменный вопрос: «Откуда в тебе это? Разве ты не часть меня?». Церковность все более виделась ей темной разрушительной силой, грозящей подмять под себя эталонную для нее европейскую, продуманную модель бытия. «Разве не устроили мы тебе жизнь на блюдечке - только кушай, разве не дали все тебе одной, отказавшись от возможности иметь других детей. И все для чего - чтоб ты свечками пошла торговать?». Сердце разрывалось, но я все чаще уходила от ответов. Хотя и была в этом, очевидно, тоже виновна и неблагодарна: такую жертву тоже нужно было постараться вместить и принять. Но вместе с тем именно во время этих тяжелых разговоров я твердо поняла, как не хочу и никогда не буду жить и как не буду воспитывать своих детей. И, как ни удивительно, именно это четкое разделение плоскостей и положило начало какому-то нашему примирению.

А Господь между тем готов был открыть для меня одну потаенную, драгоценную шкатулку. По стечению обстоятельств я познакомилась с родным братом тети Л., о котором знала всю свою жизнь только понаслышке. Заслуженный учитель, историк, с тем же ровным голосом и взглядом, он сразу полюбил меня и пригласил к себе. Сидя за столом в уютной столичной квартирке, мы рассматривали старый фотоальбом - все те же лица, но на неизвестных мне фотографиях. Это было настоящее чудо, та самая невозможная «возможность вернуться», которой, казалось бы, вообще не бывает в жизни. Мне довелось услышать несколько поучительных эпизодов и даже допытаться чуть-чуть о храме моих прапрадедов, который 80-летний хозяин дома помнил еще не закрытым. А еще я очень запомнила оброненную им фразу, сказанную от опыта воспитания троих достойных сыновей, шестерых внуков и многих поколений учеников: детей нужно везде брать с собой.

Пожалуй только он - «дедушка», хоть и не родной - поддержал меня добрым словом, когда я уехала из родительского дома практически в никуда, да и стала, не оправдав семейных ожиданий, по сути, «никем» - прихожанкой, женой и матерью. Поскольку поняла для себя: ничто не сравнится с возможностью быть для Бога и близких «вспомогательным ресурсом» времени и сил, не занятым кучей собственных планов. В нашем бревенчатом доме нет новой мебели и реквизита для кукол Барби - но моя дочка просыпается по утрам, уткнувшись в теплое отцовское плечо. Порой, на том же единственном широком диване, мы пытаемся смастерить какой-нибудь библейский сюжет - к примеру, Ноев ковчег из коробки для стирального порошка. А летним золотистым вечером гуляем в полях, рассматривая травинки и колоски. Смотрю на свое чадо со стороны и вижу главную, но очень благую нашу непохожесть: она совершенно не боится людей и беспрепятственно жалеет, угощая печенюшкой, хоть бабушку, хоть батюшку, хоть соседскую козу. А еще - недоумеваю порой: почему из всех почти уже «старинных» песен, под которые я разделываю на кухне рыбу или строгаю картошку, ребенку больше всего нравится «Старый клен»: Отчего, отчего, отчего мне так светло - // Оттого, что ты идешь по переулку... Но «Веселья час и боль разлуки» тоже, надеюсь, займет когда-то свое «историческое» место...

Елена Н.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60343&Itemid=65

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33