itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Эмбрионы вне закона

0
404
Время на чтение 6 минут

В Госдуме активно обсуждают законопроект, который должен урегулировать условия применения биомедицинских клеточных технологий. Он может быть внесен в парламент только в июне, однако уже сейчас сама возможность появления документа, в котором впервые в России будут прописаны деликатные вопросы применения клеточной медицины, вызвала широкий общественный резонанс. 21 марта президент РФ Дмитрий Медведев поручил ускорить разработку законопроекта, который вот уже более двух не может выйти за стен Минсоцздравразвития.

Круглый стол с участием глав профильных думских комитетов, представителей научного сообщества и членов рабочей группы от Русской Православной Церкви, прошедший в Госдуме в четверг, собрал рекордное количество участников. Выступило более сорока экспертов, и все они свидетельствовали: несмотря на недостаток финансирования и прочие плачевные последствия эпохи перемен, клеточная медицина в России развивается весьма энергично, - как и везде в мире.

Председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев
Председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев
«Происходит формирование новой отрасли медицинской биотехнологии, основанной на создании препаратов для восстановления структуры и функции клеток, тканей и органов. Именно эта отрасль будет доминировать в научной и практической медицине в течение следующих десятилетий», - заявил председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев. Клеточные технологии, которые еще совсем недавно находились на уровне гипотез, сегодня - уже реальность.

«Если наши ожидания оправдаются, то уже в ближайшем будущем удастся сделать радикальный прорыв в науке, который можно было бы сравнить, например, с изобретением антибиотиков», - эта мысль звучала почти в каждом докладе выступавших ученых. Эксперты поясняли, что с помощью клеточных технологий будет возможно излечивать такие серьезные заболевания, как например, детский церебральный паралич, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, диабет или инфаркт миокарда. Сегодня в технологически развитых странах резко снижена летальность от критических ожогов за счет широкого применения технологий выращивания клеток кожи и использования живого эквивалента кожи. Уже через 5-10 лет, по мнению ученых, будут реально восстановление жизненно важных тканей и органов: сердечной мышцы, печени, инсулин-продуцирующих клеток поджелудочной железы, нервных клеток и др. Мировой рынок биомедицинских клеточных технологий сейчас оценивается в 2,5 млрд. долларов США и по прогнозам через 10-15 лет вырастет до 15-30 млрд.

Оптимизм выступавших на круглом столе ученых омрачало то, что они также единодушно констатировали полное отсутствие «правил игры» в этой области. В России нет нормативной базы и системной поддержки государством исследований в области клеточных технологий и продуктов, поэтому такие работы сегодня ведутся на средства инвесторов, нацеленных на коммерческое использование их результатов. Валерий Черешнев констатировал, что «в результате не проводится профессиональная экспертиза проектов, нет здоровой конкурентной среды и образцов успешно выполненных исследований в области клеточных технологий».

Так, сейчас в России действуют, например, патенты, которые предполагают использование эмбриональных клеток в медтехнологиях - в основном для омоложения кожи, в мезотерапии, при трансплантации фрагментов тканей и т.д. «Остается только догадываться, что вводят под видом "клеточных препаратов" женщинам в косметологических кабинетах и с каким количеством онкологических и других заболеваний мы можем столкнуться в ближайшем будущем в результате такого неконтролируемого экспериментирования», - отметил директор департамента инновационной политики и науки Минздравсоцразвития Николай Семенов.

«Отсутствие четкого правового регулирования с одной стороны, не позволяет обеспечить безопасность пациентов при применении клеточных продуктов, с другой стороны - тормозит развитие самих биомедицинских технологий, поскольку для добросовестных исследователей не понятен механизм перехода от лабораторного эксперимента к применению клеточных продуктов у человека, - считает замминистра здравоохранения и социального развития Вероника Скворцова. -При этом нечистоплотное использование этих технологий из-за их радикальности может быть действительно опасным». «Такой подход основан на учете мнения наших граждан, которые обращаются с большим количеством писем в Министерство, религиозных организаций, и полностью согласуется с международной практикой, в частности позицией Европейского Союза», - пояснила замминистра.

Но не все участники круглого стола считают принятие федерального закона необходимым, часть из них находят достаточным принятие подзаконных актов, как более гибкого инструмента - ведь закон ограничит исследовательские программы, и без того скромные, и во многом опирающиеся на доперестроечные разработки российской фундаментальной науки.

Эксперты рабочей группы, представляющей Русскую Православную Церковь, считают, что в сегодняшних условиях разработка законодательной базы необходима. Ведь среди особенно важных пунктов нового законопроекта - запрет на использование тканей эмбриона (плода) человека для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов. Это означает официальное признание того, что эмбрион является человеком уже с момента зачатия. «Это принципиальная позиция, которая может положить начало реформированию всего российского законодательства», - считает заместитель сопредседателей Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии Ирина Силуянова.

«При этом далеко не все участники обсуждения новых законодательных норм разделяют эту точку зрения. Например, академик РАМН, директор Института материнства и детства Г.Т.Сухих, под руководством которого уже много лет проводятся подобные исследования с абортированными эмбрионами человека, выступил против запрета на использование эмбрионов человека для получения клеточных препаратов и продуктов на сегодняшнем обсуждении», - рассказала эксперт.

«Ситуация с разработкой и использованием клеточных технологий сегодня хаотична и неуправляема. Кто-то экспериментирует на животных, а кто-то уже применяет технологии и на людях, без каких-либо официальных разрешений на клинические испытания, что с точки зрения международных стандартов недопустимо», - считает Ирина Силуянова.

Еще один из важных пунктов законопроекта - это запрет на терапевтическое клонирование. Сейчас в России действует временный запрет на репродуктивное клонирование человека, то есть на создание человека методом клонирования и его рождение. А вот отношение к терапевтическому клонированию, то есть на искусственное создание эмбрионов человека с целью изготовления из них клеточных продуктов - законодательно размыто. «Признание терапевтического клонирования недопустимым чрезвычайно важно. С точки зрения этики использование эмбрионов, созданных с помощью терапевтического клонирования еще более безнравственно, чем использование абортированных эмбрионов», - поясняет Ирина Силуянова. «Биомедицинские клеточные технологии должны основываться на уважении к человеческой жизни и к человеческому достоинству. И если этого не будет, то научное сообщество просто рискует утратить социальное доверие к себе. Ведь всем известен основной закон этики: цель, как бы прекрасна она не была, не оправдывает безнравственные средства ее достижения», - добавила она.

Церковь не выступает против развития клеточных технологий как таковых. Но о том, что такие революционно инновационные методы необходимо обсуждать и оценивать с точки зрении биоэтики, представители Русской Православной Церкви говорят постоянно. Рабочая группа Русской Православной Церкви, куда входят не только священники и общественные деятели, но и ученые-биологи, которые сами работают в сфере клеточных технологий, считает самым важным сохранить в законопроекте право считать человека живым с момента зачатия. Также среди предложенных поправок - введение четкого определения понятия «эмбрион» и включение в состав экспертного совета, который должен будет решать вопросы о допустимости той или иной биомедицинской технологии, представителей религиозных организаций. Однако в целом положительно оцененный Церковью законопроект еще даже не внесен в Госдуму, поэтому сложно предполагать, насколько сбудутся надежды защитников жизни.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/53189.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Леонтьев
Толерантная Франция против однополых браков
Беседа со священником Антонием Одайским
17.01.2013
Святость как урок истории
На выставке «Православная Русь» выбрали облик будущего памятника патриарху Ермогену
10.11.2012
«Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования
Беседа с профессором Михаилом Шаховым, членом экспертного совета при комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
05.10.2012
Все статьи Антон Леонтьев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30