Советы молодым

Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу)

0
314
Время на чтение 7 минут

Архимандрит Софиан (Богиу; 1912-2002), 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году, был одним из самых почитаемых румынских духовников. Знаменитый иконописец, он писал Божественные образа не только на холсте, но и восстанавливал, возрождал образ Божий в душах людей, покрытых мраком суеты и задетых червем греха. Предлагаем читателям ответы архимандрита Софиана на вопросы молодежной студенческой аудитории, касающиеся молитвы и молитвенного делания.

Архимандрит Софиан (Богиу)
Архимандрит Софиан (Богиу)
- Когда человек молится, Бог слышит его?

- Это верно, что человек, когда молится, чего-то ждет от Бога - помощи, которую никто ему оказать не может, кроме Него. Часто связи с людьми оказываются бесполезными. А когда он начинает молиться и на деле следовать советам Божиим, тогда ощущает сильную помощь. Бог никогда не учит нас плохому, Он всегда учит тому, что полезно для нас.

- Что вы можете сказать о силе молитвы, которой обладали церковные люди во времена гонений?

- В тюрьмах за нами так сильно следили и так притесняли, что мы не могли обращаться никуда - только вверх, по вертикали, к Богу. Человек сильнее всего молится в напастях. А в тюрьме действительно были великие напасти!

Молитвы узников принимались Богом, узники были угодны Богу, и потому Он их укреплял. Так что при всех ужасах, при всей злобе, которые обрушивались на несчастных заключенных, они все-таки сохраняли в душе безмятежность и радость, которой неоткуда было прийти, кроме как свыше, от Бога. Молитвы узников были, наверное, сродни молитвам святых пустынников и мучеников, сжигаемых на костре: под ними пылал костер, а они были веселы, они служили Богу и благодарили Его за эту свою жертву, которую они приносят Ему, пред Ним.

Примерно такими же были и эти молитвы в тюрьмах для очень многих узников. А нам, внешним, их молитвы и пережитое внушают мысль, что нужно смиряться, браться за труды, нести подвиги, насколько это возможно: посты и молитвы, поклоны, терпение оскорблений, наносимых нам в жизни, терпение безропотное. И тогда наши молитвы принимаются Богом, как молитвы узников.

<...>

- Как можно в условиях современной жизни стяжать дар молитвы Иисусовой, когда, как известно, ум нынешних христиан намного рассеяннее, чем у христиан былых времен, а ритм нашей жизни очень мешает сосредоточить свой ум и глубоко исследовать себя?

- Это правда - то, о чем вы говорите. Таков ритм современной жизни - это жизнь в спешке, жизнь в суете, жизнь, полная движения. Но и молитва эта очень краткая. А моления пустынников продолжались весь день и всю ночь. Так, один святой в «Добротолюбии» говорит, что он молился с утра до вечера, а когда уставал молиться, прочитывал все Священное Писание; таким образом, его жизнь постоянно находилась на связи с Богом. Как он творил молитву - преклонив колени или стоя, воздевал ли он руки или складывал их на груди - мы не знаем! У разных людей движения разные. Но его молитва удерживала на одном месте - в его молитвенном уголочке.

Бог будто специально для этой нашей современной жизни установил молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы: «Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой нашей повседневной жизни - на лекциях ли мы сидим или на семинарах в университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь, - мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить: «Иисусе, помилуй мя!»

Эти слова - суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни - Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» - это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего.

Она очень короткая. И эту молитву нужно произносить как можно чаще, как бы мы ни были заняты. Я знал одного делателя сердечной молитвы, который, я это точно знаю, молился непрестанно. Когда он рассказывал очень серьезные вещи из своей страдальческой жизни времен русской революции, я положил ему руку на плечо и спросил: «Отец Иоанн[1], вы теперь молитесь?» Он захватывающе рассказывал, а сердце его молилось. Молитва вошла в его сердце, а когда эта молитва входит в сердце, мы молимся, как дышим.

Так что в современной жизни со всей ее спешкой, с ее скоростями, при всей нашей суете мы можем питаться от этой молитвы вполне достаточным образом.

- Отец архимандрит, каким должно быть повседневное молитвенное правило студента?

- Некогда в Афинах учились двое студентов, производивших сильное впечатление на своих современников. Их звали Григорий и Василий. Одного все христианство сегодня поминает как святого Василия Великого, а другого - как Григория Богослова. Это была счастливая двоица афинских студентов, которые, помимо своих занятий, изучали и Евангелие. Две тропинки были в жизни этих студентов, как говорит святой Григорий, товарищ святого Василия: одна вела в школу, а другая - в церковь.

Так должны слагать свою жизнь и наши нынешние студенты - между занятиями и молитвой. Не знаю, как им удается справляться с современной программой, но кроме телесной пищи, которую мы волей-неволей ищем и усваиваем, нам необходима душевная пища, без которой мы умираем. Да, умираем, хоть и живы! Умираем душевно. Становимся бесплодными, окамененными, черствыми, бесчувственными, злыми, завистливыми, гордыми и так далее - без этой душевной пищи. И поэтому хорошо было бы, чтобы мы питались и той, и другой пищей. Как говорит Спаситель Христос: ищите прежде Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится вам![2]

- Почему говорят, что молитва - это разговор с Богом, когда в действительности говорим только мы?

- Это все-таки разговор, потому что Бог внимает нашим молитвам. Когда мы говорим с кем-нибудь, то тот, другой, слушающий, сочувствует, одобряет то, о чем мы говорим. Или - время от времени, как придется - Бог не внимает нашей молитве. Это ответ со стороны Бога. Или же Он слышит нашу молитву, и тогда это все-таки диалог, общение, тесное единение с Ним.

- Иногда сердце хочет петь славу или благодарение Богу своими словами. И можно ли молиться вдвоем или небольшой группой и как?

- Здесь на самом деле не один, а несколько вопросов. Во-первых, эта молитва, возносимая совместно, очень угодна Богу. Я уже говорил вам об этом, что в тот момент, когда святой Петр был арестован и, закованный в цепи, брошен в темницу, где-то, в каком-то доме всего несколько людей возносили молитвы о нем. Однако эти несколько людей были, как стрелы - если позволительно так будет сказать, - обращены умом к небу, к Богу. У всех было одно желание, одно чаяние, одна молитва. Все молились об одном - чтобы святой Петр был избавлен от смерти, ибо на следующий день его должны были вывести и казнить на глазах у всех иерусалимлян, и апостол должен был умереть. Тогда христиане молились, чтобы он был избавлен от тюрьмы, а фактически - чтобы он был избавлен от смерти. И поскольку все молились в одном желании, с одной мыслью, Бог услышал их молитву[3].

Так что когда несколько человек молятся вместе утром или вечером - как мы молились, например, в интернатах (или в других местах, где я был), когда нас выводили из спален на монастырский или школьный двор, и один читал молитву, а остальные слушали, - это прекрасное дело, однако при том обязательном условии, что все должны быть внимательны к словам молитвы.

Молитва индивидуальная лучше, как мне кажется, потому что, когда я начинаю блуждать умом и становлюсь невнимателен к тому, что произнес, я возвращаюсь назад и повторяю молитву. Я внимаю, каюсь и задерживаюсь на некоторых местах или фрагментах молитвы. Я совершаю ее сам, один. А когда со мной несколько человек, я не могу всех остановить, чтобы заново начать молитву с того самого места, где я начал блуждать умом. Поэтому я и говорю, что групповая молитва очень хороша, когда все единомысленны в молитве и внимательны к тому, что говорится. А если происходит так, как я сейчас сказал, тогда лучше, чтобы молитва была индивидуальной, чтобы каждый молился отдельно, в тайне жизни своей.

- Некоторые батюшки говорят, что единственная общая молитва, которая допускается Церковью, - это молитва во время богослужений, в противном случае мы рискуем стать пиетистами. Что вы можете сказать об этом? И что такое пиетизм?

- Пиетизм - это формальная молитва. Однако общая молитва крайне необходима в храме: богослужение вечерни, утрени, святой литургии не может совершать каждый человек по отдельности. Оно должно совершаться в каком-то особом доме - в доме Божием - публично. Один служит, а остальные внимают тому, что говорится в алтаре, на солее или клиросе. И тогда тоже необходимо внимание, потому что и во время богослужения в церкви находятся такие люди, которые мешают другим. Они могут задавать вопросы, даже когда в святом алтаре поют: «Тебе поем, Тебе благословим...», то есть в самый священный момент святой литургии, - вопросы, ну, например, о том, как надо... варить варенье, или о чем-нибудь еще из области быта, из домоводства. И прерывают молящегося, потому что он слушает, о чем его спрашивает ближний, и лишается благодати молитвы, этой стрелы, которая всегда должна быть нацелена к Богу, присутствующему на святом престоле. А тогда ведь освящаются святые тайны, дары, приносимые верующими, прелагаются в Тело и Кровь Спасителя - это самый священный момент святой литургии. Бывает, что и в другие моменты службы тоже задевают тебя, спрашивают о чем-то или рассказывают такие вещи, о которых ты мог бы и попозже узнать или не знать вообще. Если бы не узнал об этом, ты нисколько не пострадал бы, тебя только отвлекают от молитвы.


[1] Отец Софиан говорит, по всей видимости, о протоиерее Иоанне Кулигине, воспитаннике Оптиной пустыни с 1911 г. В 1945 г. отец Иоанн оказался в Бухаресте, где вокруг него и создалось знаменитое румынское движение ревнителей молитвы Иисусовой - «Неопалимая Купина» («Rugul Aprins»). [2] Ср.: Мф. 6: 33. [3] См.: Деян. 12.

http://www.pravoslavie.ru/put/52653.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Софиан (Богиу)
Об уме и сердце, молитве и искушениях
Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу; 1912-2002), одним из самых почитаемых румынских духовников, 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году
02.05.2012
Об умной молитве, йоге, богатстве и браке
Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу)
19.04.2012
Все статьи Архимандрит Софиан (Богиу)
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28