Кощунство — от чувства собственной ущербности

Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
449
Время на чтение 5 минут

Последнее время мы наблюдаем не только рост напряжения между Церковью и миром, не только агрессию мира (скажем иначе, принципиально нехристианской части общества) по отношению к Церкви, но и такое проявление этой агрессии, как кощунство. Кощунство отнюдь не началось нашумевшим перформансом панк-группы в Храме Христа Спасителя и не ограничивается этим действом. Достаточно заглянуть в интернет, чтобы увидеть просто океан кощунства - совершенно сознательного и упоенного. Людям нравится богохульствовать, нравится оскорблять чувства верующих. Тот же Невзоров делает это с таким жаром, с таким агрессивным удовольствием, что ведущие гиперлиберальных телешоу, использующие его в качестве «керосина», сами же потом не могут это пламя загасить. Происходящее заставляет вспомнить двадцатые и тридцатые годы: тогда ведь тоже была сделана ставка на кощунство как на главную деструктивную силу, как на тяжелую артиллерию, призванную разрушить «старый мир». Но если заглянуть внутрь человека - что заставляет его кощунствовать? Что это за потребность такая, о чем она говорит? Не посмотреть ли на это глазами психолога, а может быть, и психиатра? Особенно интересно, если этот специалист - человек верующий и видит духовные основы личностных проблем... За консультацией мы обратились к Федору Кондратьеву - психиатру, доктору медицинских наук, профессору, заслуженному врачу РФ, судебному эксперту высшей квалификационной категории.

- Федор Викторович, скажите, что заставляет человека совершать намеренно кощунственные действия: скрытая агрессия, ненависть к обществу, желание мстить ему, попирая его ценности? Самоутверждение: я такой, что ничего не боюсь, ничто мне не свято? Желание быть циничным, то есть защищенным? Наконец, желание привлекать к себе всеобщее внимание?

- Намерение совершать кощунственные действия как осознанная поведенческая мотивация формируется на базе исходного чувства собственной ущербности, которое является сущностью этого намерения. Фактически все перечисленные вами варианты причин кощунственных действий - детали одной этой сущности. Именно от нее идет ненависть к обществу, что проявляется в действиях, попирающих его ценности и направленных на самоутверждение путем привлечения к себе всеобщего внимания. На основе такой подсознательности формируются сознательные поведенческие мотивации. При сложившемся атеистическом деструктивном мировоззрении они предопределяют намеренные кощунственные действия. Последние особенно наглядно проявляются в группах единомышленников (например, сатанистов), а также при воплощении в реальную жизнь более широких идеологических замыслов врагов духовной гармонии в обществе. В частности, при создании таких групп, как Pussy Riot, и организации публичных выступлений в их защиту.

- Как бы Вы определили кощунство? Хулиганство - это ведь тоже своего рода кощунство; но разбить витрину в магазине или повалить крест на кладбище - разные все же вещи...

- Конечно, кощунство - это не простое хулиганство. Последнее обычно выражает попытки самоутверждения в сфере понятных, обыденных социально-психологических отношений. Кощунство же направлено на самоутверждение в сфере духовных позиций - это утверждение конфронтационных ориентаций в отношении традиционных основополагающих ценностей общества.

- Какие процессы в обществе могут привести к эпидемии кощунства? Можно ли видеть в этом некое восстание против устаревших ценностей?

- К эпидемии кощунства может привести только потеря религиозного чувства, которое изначально является нормативным для каждого психически здорового человека, но которое усиленно нейтрализуется атеистическим культивированием примата мамоны. Религиозность как мировоззренческая ценность в принципе не может устареть; те же, кто заглушил в себе религиозное чувство, рано или поздно (не исключено, что только с приходом смерти) переживут глубокую духовную трагедию.

- Значит, быть религиозным, верующим человеком - это норма, а не иметь веры - патология? Но почему тогда столько неверующих и в каком случае неверующий человек становится агрессивным в отношении веры и Церкви?

- С античных времен, от учения апостола Павла, через прекрасные труды священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), через труды современных корифеев психологии и социологии (в первую очередь В. Франкла, чьи книги опубликованы многомиллионными тиражами) к нам пришло целостное учение о человеке. Человек - это взаимоединство трех уровней измерения: телесного, душевного и духовного. Слово «патология» (учение о болезнях) может относиться только к телесному и душевному уровням измерения человека: они могут быть здоровыми и могут болеть, дух же болеть не может. Отсутствие религиозности - это не болезнь, а ущерб в целостности человека: у него нет духовности. Духовность человека предполагает его событие с Богом. Упомянутую мной исходную религиозность, данную нам при рождении, можно потерять, и тогда, говоря каламбурно, интересы брюха подавят интересы духа. Отсюда и агрессивность в отношении веры и Церкви.

- Почему социальные революции непременно сопровождались кощунством? Почему большевикам недостаточно было просто закрыть церковь, изъять священные предметы, почему непременно нужно было устроить некое святотатство напоказ?

- Далеко не все революции сопровождались кощунством. Кощунство характерно для тех социальных революций, когда навязывались новые мировоззренческие смыслы жизни человека в обществе, и для их утверждения надо было публично унизить прежние духовные ценности.

- Кроме сознательного, намеренного, есть ведь еще и бессознательное кощунство. Бригада рабочих делает ремонт в храме и не желает при этом отказаться от привычного сквернословия. Замечания их раздражают. О чем это говорит? Только о низкой культуре, дурной привычке или о запрограммированной потребности кощунствовать, защищая себя от святыни, подчеркивая свою независимость от нее?

- Сквернословие упомянутых вами рабочих вряд ли можно назвать «запрограммированной потребностью кощунства», это скорее низкая культура, дурная привычка без тех умыслов самоутверждения, которые исходят из чувства своей ущербности, что характерно для подлинного кощунства. Это просто вульгарные стереотипы межличностного общения, которые проявляются и во время работы, и в домашней среде, и в других бытовых ситуациях. Раздражение этих рабочих в ответ на замечание - свидетельство примитивной гордыни, оно было бы и при замечаниях по другому поводу, и при иных обстоятельствах. Но, конечно, нельзя исключить, что у кого-либо из них такое сквернословие отражало те причины, о которых мы говорили, отвечая на вопрос о сущности кощунства.

* * *

На сайте радикальной оппозиционной газеты - десятки материалов в защиту Pussy Riot. Участниц перформанса почему-то сравнивают с юродивыми, которые, дескать, тоже «безобразничали» в храмах, но их никто не трогал. Хочется напомнить, что юродивые в истории Церкви - это, прежде всего, люди святой жизни. Маститый юрист доказывает, что преступление, совершенное в Храме Христа Спасителя «не несет угрозы ни жизни, ни здоровью, ни имуществу граждан даже при условии его повторения». Как не ждать повторения после таких слов? Безрелигиозное, но при этом политизированное сознание видит в произошедшем только политический, но никак не иной смысл. Большая, и при том образованная часть общества явно утрачивает чувствительность к кощунству - а значит, и чувствительность к святому. Вот что пугает...

Подготовила Марина Бирюкова
Газета «Православная вера» № 6 (458)

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60055&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Кондратьев
Прошу защиты
Знаменитый психиатр Фёдор Викторович Кондратьев едва не стал жертвой аферистки
07.07.2020
Религиозное чудо в наше время и его последствия
Странички из автобиографической книги «Перед уходом. Уроки жизни»
15.11.2019
Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния
Суждения православного психиатра
16.10.2019
Все статьи Федор Кондратьев
Кощунство в Храме Христа Спасителя
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Циничный плевок в лицо гражданам России
Международный Фонд славянской письменности и культуры требует расследовать провокацию «Pussy Riot»
08.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28