Архимандрит Плакида (Дизель) о Православии и Католицизме

0
140
Время на чтение 10 минут
Я узнал о французском православном монахе и духовном богослове, архимандритеПлакиде (Deseille), около семи лет назад при первом чтении его замечательного рассказа «Этапы странствования»1, о котором я уже имел случай упомянуть. Отец Плакида начал свою жизнь как монах траппист в униатском скиту во Франции, а завершил свой путь принятием крещения на Святой Горе Афон. Совсем недавно я ещё не знал французского языка, поэтому я был разочарован, узнав, что ничего из того, что он написал, не было на английском языке. Однако, во время поездки в Салоники, я, тем не менее, весной 2007 года, просматривая восхитительный книжный магазин «Армос» возле Святой Софии (меньшей), обнаружил одну из книг о. Плакиды на греческом языке о православии и католицизме: Ανατολική και Δυτική Χριστιανοσύνη [Восточный и Западный христианский мир], перевод. Сотирис Гунелеас (Афины: Армос, 2004).


Хотя работа еще не закончена, я всё ещё работаю над переводом лекции на тему «Римо-католическая духовность и Православная традиция».2 Я в данной части не останавливаюсь на известной римо-католической духовной практике, а на учениях признанных духовных писателей периода после Великой Схизмы (1054г.) - в частности на Иоанне Кресте (у меня нет возможности, но мне хотелось бы взглянуть на схожую лекцию, детально рассматривающую Бернарда Клервосского). Как монах обладающий глубоким опытом в обеих традициях, который оставил Римо-Католическую церковь, о. Плакида в своих выводах не является наивным экуменистом или синкретистом . Он не боится заявлять, что две традиции разошлись, и что он полностью является Православным, и вот почему. Действительно, многие из его личных наблюдений дают возможность понять и рассмотреть, в какой степени римо-католическая духовная традиция, которая, как он считает, в чем-то имеет одинаковое учение с Православным, осталась верной, либо уклонилась от святоотеческого наследия.
На одном примере того, что Отец Пласид хочет сказать, я был особенно приятно удивлён, почитав следующее эссе о влиянии Святого Дионисия на Римо-Католическую духовность как оппозицию схоластической традиции:


Несмотря на это, преподавание духовных отцов на Западе вызывает большой интерес, потому что он было вдохновлен в значительной степени Отцами Церкви. Среди основных источников учения об аскетике включены отцы-пустынники, прп. Иоанн Кассиан и несколько позже и прп. Иоанн Лествичник, вместе со свт. Григорием Великим (Двоесловом). Что касается мистического учения Запада, то оно было сформировано на основе учения блаженного Августина (который в действительности никогда не был полностью "принят" на православном Востоке), свт. Григория Великого и даже прп. Иоанн Кассиана, а также свмч. Дионисия Ареопагита. Последнего, который, согласно одному из преданий, отождествляется с обращнным к вере апостолом Павлом и первым епископом Парижа3, можно рассматривать как «катализатор великой католической мистической традиции» (PG ThéryDionysios in the Middle Ages: The Dawn of the "Dark Night"', in Carmelite Studies,

23rd yr., Vol. II, Oct. 1938, p. 69")... . . . В это время, эти писатели, в отличие от Фомы Аквинского, должны понимать Дионисия во многом согласно той интерпретации и истолкованию, которые были даны в греческом мире, прп. Максимом Исповедником и свт. Григорием Паламой.

Благодаря
этим постоянному воздействию святых Отцов... римско-католическая духовность оставалась относительно более однородной с древней традицией, нежели схоластичское богословие.

Но отец Плакида старается не этому обстоятельству не придавать чрезмерное, преувеличенное значение. Он немедленно далает добавление:

Несмотря на это, различия являются реальными и их не до́лжно сводить до минимума. Они являются не более не менее чем неизбежным отражением в плоскости духовной жизни тех догматических разногласий, которые отделяют Католицизм от Православия.

Я был особенно впечатлен тем, как о. Плакида откровенно, и в тоже время тактично изложил различия и относительно сущности и энергии в Боге:


Тем не менее, отсутствие на Западе уччение о различении между непричастной божественной сущности и несозданными энергиями, энергиями, которые представляют собой вечное сияние этой сущности и божественной жизни, которая связана с творениями, всегда будет оставлять у Православия чувство, что западное христианство постоянно находится в некоем подвешенном состоянии между пантеистической путаницой между Богом и человеком, с одной стороны, а с другой - чисто метафорическим толкованием обожения, которое лишает его реального содержания и сводит духовную жизни в жизнь к высокой нравственности, этике.

Во всяком случае, я надеюсь, что смогу закончить этот перевод в определенный момент в ближайшем будущем. У меня только осталась пара страниц, чтобы перейти, но я очень нуждаюсь в серьезной помощи в переводе нескольких слов и фраз, которые продолжают ставить меня в тупик!

© Перевод Максима Павлова специально для «Православного Апологета», 2012г.

Источник: http://logismoitouaaron.blogspot.com/2008/12/archimandrite-placide-deseille-on.html

1'Stages of a Pilgrimage

2‘Roman Catholic Spirituality and Orthodox Tradition'

3Он был обращен апостолом Павлом во время проповеди Апостола Павла в Афинском Ареопаге. Свмч. Дионисий был прежде всего первым епископом г. Афин, о чем сохраняется устойчивое предание.

http://apologet.spb.ru/ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/38-%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC/798-arkhimandrit-plakida-dizel-o-pravoslavii-i-katolitsizme

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30