Интервью с С.И. Григорьевым - автором оригинальной научно-педагогической публикации «Древнерусская литература в изучении и преподавании современной социологии», д.с.н., проф., чл.-корр. РАО, вице-президентом Российской социологической ассоциации, научным руководителем научно-образовательным центром «Культура - основа качества образования, жизненных сил русского человека и общества» Международного фонда славянской письменности и культуры.
- Святослав Иванович, вы в последние 2-3 годы, о чем
свидетельствуют ваши публикации, активно работаете над проблемой
организации эффективного использовании в социологическом образовании, в
социологических исследованиях... русской художественной литературы. Для
среднестатического гражданина нашей страны и даже для социологов такие
исследования, конечно, представляются как нонсенс, причуда
социолога-патриота... Что вы скажите в принципе по этому поводу? Может
быть, это так или иначе, но все-таки индивидуальное, частное видение
путей «оживления», вооружения социологии средствами познания
художественной литературы, ваша «изюминка» как человека, имеющего
филологическое и социологическое образование, кандидатскую диссертацию
по социологии студенчества, социологии образования, опыт исследований
под эгидой научных программ Отделения профессионального образования, а
также Отделения образования и культуры РАО?.. Или - нет?
- Думаю, что нет, хотя известную роль, конечно, характер моего
высшего образования и научно-педагогической деятельности сыграл в
поисках путей к обеспечению качества социального (не только
социологического) и гуманитарного образования в русском социокультурном
пространстве... Главное же все-таки, думаю, в этих поисках не мои
оригинальные достижения на ниве отечественного социологического
образования, преподавания социальных и гуманитарных наук в целом, а
требование времени и уже имеющийся позитивный опыт отечественной
педагогики высшей школы. Напомню, в частности, о таких публикациях, как:
Голубицкий Ю. «Социология и литературный процесс» - М.: Вече, 2010;
Каменец А. «Социальная педагогика русского сказочного фольклора».
Учебное пособие. - М.: РГСУ, 2010; Канторович В. «Литература и
социология» - М.: Советский писатель, 1984; «Художественная литература в
преподавании научного коммунизма». Ред. Е. Ануфриев и Р. Мартанус. -
М.: Изд-во МГУ им. М. Ломоносова, 1976. Мои учебные пособия по
использованию в преподавании социологии, культурологии и социальной
педагогики творчества С. Есенина, В. Шукшина, произведений древнерусской
литературы, «Слова о полку Игореве» - лишь продолжение отечественной
традиции применения художественной литературы, народного фольклора в
системе образования, в изучении социальных и гуманитарных наук...
- Но почему тогда сегодня этой педагогической практике
отечественного образования, ставшей почти традиционной, вы придаете
статус явления, которое выступает как требование, особо значимое веление
времени?
- По нескольким причинам. Во-первых, потому, что в вузах
современной России на фоне отрицательных последствий ослабления
национального самосознания в советской период истории нашей страны в
последние 20 лет произошло новое глобалисткое разрушение духовности
социокультурных основ русской культуры под давлением прозападного
экономоцентризма и вульгарно-рыночных практик, идеологии потребительства
стихийно-экплуататорского общества, где частная собственность
представляется основой свободы и справедливости. В такой ситуации стали
масштабно сокращаться объемы учебного времени, выделяемые в вузах
современной России на социогуманитарные дисциплины, в том числе - на
социологию и преподавание художественной литературы.
Во-вторых, потому что в вузах явно обострились проблемы
воспитания, которые с помощью художественной литературы могут быть если
не полностью решены, то существенно ослаблены.
В-третьих, по той причине, что информатизация,
информационно-коммуникационная революция и у нас в стране масштабно
сократила долю читающего и творчески думающего населения, что сохраняет
чтение отечественной художественной литературы.
В-четвертых, нельзя не сказать о позитивной роли использования
художественных образов русской культуры в связи с экспансией Запада.
В-пятых, потому, что это помогает реализовать
культуроцентричность образования, его противодействие Болонскому
процессу с его базовым компетентностным подходом, академической
мобильностью и толерантностью...
- Говорят еще, что на базе Болонского процесса и ГОС ВПО
третьего поколения в современной России идет масштабная
вульгарно-рыночная прагматизация, дегуманизация образования, сокращение
теоретико-методологических и философско-социологических дисциплин,
социогуманитарного знания, в том числе художественной литературы. Такое
развитие событий было серьезно осложнено еще и масштабными
отрицательными последствиями введения ЕГЭ - единого государственного
экзамена...
- Да, к сожалению, это так. И мы сегодня вынуждены думать о том,
как исправить качество обучения и воспитания на всех уровнях организации
образования, как сохранить национальную идентичность коренных народов
России, в том числе - русских, среди которых сегодня довольно много
«Иванов, не помнящих родства», лишенных корневых оснований
социокультурной генетики, уважительного отношения к своему народу, к
народам других национально-культурных сообществ...
- Святослав Иванович, а верно ли то, что вы уже завершили работу над учебным пособием «Культурология русского мира»?
- Да, эта работа уже опубликована. Мы подготовили ее к публикации
вместе с Ю.Г. Марченко, известным ученым и общественным деятелем,
музыкантом, живущим и работающим сегодня в Новосибирске. Это - также
очень важная сегодня тематика в условиях, когда в России провозглашается
программа замены национальной дифференциации одной
национально-этнической общностью - некоей российской нацией...
- Может быть, это все-таки было заявлено по глупости, в суете поиска предвыборных новаций?
- Не думаю. Это - часть новой информационно-психологической войны
против коренных народов России XXI века. Этому нам придется
противостоять... Всеми возможными средствами, в том числе и через
использование русской художественной литературы в преподавании
социальных и гуманитарных наук.
http://www.rv.ru/content.php3?id=9444