К вопросу о модернизации отечественного социологического образования на основе социокультурного потенциала древнерусской литературы

Интервью с С.И. Григорьевым - автором оригинальной научно-педагогической публикации «Древнерусская литература в изучении и преподавании современной социологии», д.с.н., проф., чл.-корр. РАО, вице-президентом Российской социологической ассоциации, научным руководителем научно-образовательным центром «Культура - основа качества образования, жизненных сил русского человека и общества» Международного фонда славянской письменности и культуры.

- Святослав Иванович, вы в последние 2-3 годы, о чем свидетельствуют ваши публикации, активно работаете над проблемой организации эффективного использовании в социологическом образовании, в социологических исследованиях... русской художественной литературы. Для среднестатического гражданина нашей страны и даже для социологов такие исследования, конечно, представляются как нонсенс, причуда социолога-патриота... Что вы скажите в принципе по этому поводу? Может быть, это так или иначе, но все-таки индивидуальное, частное видение путей «оживления», вооружения социологии средствами познания художественной литературы, ваша «изюминка» как человека, имеющего филологическое и социологическое образование, кандидатскую диссертацию по социологии студенчества, социологии образования, опыт исследований под эгидой научных программ Отделения профессионального образования, а также Отделения образования и культуры РАО?.. Или - нет?
  
- Думаю, что нет, хотя известную роль, конечно, характер моего высшего образования и научно-педагогической деятельности сыграл в поисках путей к обеспечению качества социального (не только социологического) и гуманитарного образования в русском социокультурном пространстве... Главное же все-таки, думаю, в этих поисках не мои оригинальные достижения на ниве отечественного социологического образования, преподавания социальных и гуманитарных наук в целом, а требование времени и уже имеющийся позитивный опыт отечественной педагогики высшей школы. Напомню, в частности, о таких публикациях, как: Голубицкий Ю. «Социология и литературный процесс» - М.: Вече, 2010; Каменец А. «Социальная педагогика русского сказочного фольклора». Учебное пособие. - М.: РГСУ, 2010; Канторович В. «Литература и социология» - М.: Советский писатель, 1984; «Художественная литература в преподавании научного коммунизма». Ред. Е. Ануфриев и Р. Мартанус. - М.: Изд-во МГУ им. М. Ломоносова, 1976. Мои учебные пособия по использованию в преподавании социологии, культурологии и социальной педагогики творчества С. Есенина, В. Шукшина, произведений древнерусской литературы, «Слова о полку Игореве» - лишь продолжение отечественной традиции применения художественной литературы, народного фольклора в системе образования, в изучении социальных и гуманитарных наук...
   
- Но почему тогда сегодня этой педагогической практике отечественного образования, ставшей почти традиционной, вы придаете статус явления, которое выступает как требование, особо значимое веление времени?
  
- По нескольким причинам. Во-первых, потому, что в вузах современной России на фоне отрицательных последствий ослабления национального самосознания в советской период истории нашей страны в последние 20 лет произошло новое глобалисткое разрушение духовности социокультурных основ русской культуры под давлением прозападного экономоцентризма и вульгарно-рыночных практик, идеологии потребительства стихийно-экплуататорского общества, где частная собственность представляется основой свободы и справедливости. В такой ситуации стали масштабно сокращаться объемы учебного времени, выделяемые в вузах современной России на социогуманитарные дисциплины, в том числе - на социологию и преподавание художественной литературы.
  
Во-вторых, потому что в вузах явно обострились проблемы воспитания, которые с помощью художественной литературы могут быть если не полностью решены, то существенно ослаблены.
  
В-третьих, по той причине, что информатизация, информационно-коммуникационная революция и у нас в стране масштабно сократила долю читающего и творчески думающего населения, что сохраняет чтение отечественной художественной литературы.
  
В-четвертых, нельзя не сказать о позитивной роли использования художественных образов русской культуры в связи с экспансией Запада.
  
В-пятых, потому, что это помогает реализовать культуроцентричность образования, его противодействие Болонскому процессу с его базовым компетентностным подходом, академической мобильностью и толерантностью...
   
- Говорят еще, что на базе Болонского процесса и ГОС ВПО третьего поколения в современной России идет масштабная вульгарно-рыночная прагматизация, дегуманизация образования, сокращение теоретико-методологических и философско-социологических дисциплин, социогуманитарного знания, в том числе художественной литературы. Такое развитие событий было серьезно осложнено еще и масштабными отрицательными последствиями введения ЕГЭ - единого государственного экзамена...
 
 - Да, к сожалению, это так. И мы сегодня вынуждены думать о том, как исправить качество обучения и воспитания на всех уровнях организации образования, как сохранить национальную идентичность коренных народов России, в том числе - русских, среди которых сегодня довольно много «Иванов, не помнящих родства», лишенных корневых оснований социокультурной генетики, уважительного отношения к своему народу, к народам других национально-культурных сообществ...
   
- Святослав Иванович, а верно ли то, что вы уже завершили работу над учебным пособием «Культурология русского мира»?
 
 - Да, эта работа уже опубликована. Мы подготовили ее к публикации вместе с Ю.Г. Марченко, известным ученым и общественным деятелем, музыкантом, живущим и работающим сегодня в Новосибирске. Это - также очень важная сегодня тематика в условиях, когда в России провозглашается программа замены национальной дифференциации одной национально-этнической общностью - некоей российской нацией...
   
- Может быть, это все-таки было заявлено по глупости, в суете поиска предвыборных новаций?
  
- Не думаю. Это - часть новой информационно-психологической войны против коренных народов России XXI века. Этому нам придется противостоять... Всеми возможными средствами, в том числе и через использование русской художественной литературы в преподавании социальных и гуманитарных наук.

http://www.rv.ru/content.php3?id=9444

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Святослав Григорьев:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Жириновский и Кремль: вечные партнеры
Новый комментарий от Ортодоксос
13.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019