itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Революция без героев

0
419
Время на чтение 6 минут

Накануне Февральской революции вряд ли кто-либо мог предположить, что она будет не просто успешной, но и приведет к столь колоссальным последствиям. Война, как казалось, близилась к концу - без Февраля, возможно, она и закончилась бы к концу 1917 года. Департамент полиции знал о революционных партиях больше, чем сами революционеры. Да и само подполье было слишком раздробленно и слабо. Революцию делали не революционеры, а в первую очередь «белые воротнички» - те, кто на словах был против всяческих потрясений. И против такой революции полиция была бессильна - она просто шла через ее голову.

В силе была легальная оппозиция, концентрировавшаяся в государственных учреждениях (Дума) и организациях, существовавших на казенные субсидии (Земгор, военно-промышленные комитеты). Давняя традиция противостояния власти и общественности дала себя знать в годы трудной войны. Власть, оказавшаяся перед лицом колоссальных военных трудностей, рассчитывала на «внутренний мир» и шла общественности на уступки - настолько, насколько они были возможны в военное время. Однако они воспринимались то как провокация, то как слабость. Миф о «темных силах» становился невероятно популярен: чем более шокирующими были слухи, тем охотнее им верили.

Либеральное большинство Государственной Думы (Прогрессивный блок) усиливало антиправительственную пропаганду, доведя ее до предела и бросив власти упрек в государственной измене. Ни ослабить словесный накал, ни, тем более, войти в соглашение с правительством, уже объявленным изменническим, думские оппозиционеры теперь не могли. В противном случае блок бы распался, а входившие в него силы потеряли свою популярность. Однако и держать долго высокую ноту было крайне сложно. Власть могла пойти на роспуск Думы. Страна могла потерять первоначальный интерес к словесным залпам. К концу февраля думское большинство оказалось на распутье: все слова были сказаны, надо было переходить к делу. Иначе - полный провал.

Социалистические силы в России были слишком слабы для организации массовых акций, их влияние на рабочих было скорее символическим и идейным, чем организационным. Столичные социалисты начали активную агитацию только после начавшегося в Думе «штурма власти». Социалисты не могли позволить либералам быть более активными. Однако после ареста рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета в конце января 1917 года социалисты лишились основного центра по подготовке политических акций. Теперь они ждали дальнейшего развития событий от Думы.

Рабочие забастовки сами по себе не означали начала революции. Петроград давно привык не только к стачкам, но и к периодически происходившим столкновениям их участников с полицией. Перевернутые трамваи на столичных проспектах также новостью не были. Пик движения пришелся на 23-25 февраля, после чего начался его спад.

Ключевое значение имел мятеж петроградского гарнизона - но он был бы невозможен без политической пропаганды последних месяцев, центром которой была Дума. Кадровые части еще в 1914 году оказались на фронте, а тыловые части состояли из новобранцев, еще только готовившихся к отправке на театр боевых действий. Большого желания воевать не было. Именно невывод частей из столицы на фронт и станет главным требованием солдат в ходе революции. Во главе подразделений, как правило, стояли офицеры, наспех подготовленные и набранные из интеллигентской среды. Ее либеральные и социалистические настроения ни для кого не были секретом. Тем не менее именно на тыловые части были возложены функции по охранению безопасности в столице. Полиция в период войны была слишком ослаблена в материальном и кадровом смысле (молодежь призывали в армию, а не в полицию). Военное начальство понятия не имело о том, как в случае необходимости давать отпор революции. В течение двух суток солдаты стояли на мостовых и могли общаться с демонстрантами. Когда был отдан приказ применить оружие, его уже не собирались исполнять.

Восставшие солдаты двинулись к Государственной Думе. Никакого героизма в этом не было. У мятежников просто не было иных вариантов. Лишь у нее, как органа власти, они могли искать защиты и оправдания в случае прибытия с фронта верных правительству частей. Думу обязательно нужно было превратить в центр восставшей улицы. Депутаты, еще накануне столь активные и боевитые, неожиданно стали лидерами солдатского бунта. Их слова наконец воплотились в жизнь - но теперь предстояло действовать, а это не было сильной стороной думских трибунов.

Создание Временного комитета Государственной Думы 27 февраля изначально революционной акцией не являлось. Необходимо было оперативно реагировать на скоротечные события, а общее собрание Думы (к тому же официально распущенной утром того же дня) для этого не годилось. Комитет создавался для установления контактов с властными учреждениями. Однако вскоре Совет министров прекратил свою деятельность. В результате Комитет Думы по инициативе столичных офицеров принял над ними руководство, а потом объявил о переходе власти в столице в его руки. Далее у либералов было две важнейшие задачи: установить тесный контакт с генералитетом для давления на императора и предотвратить возможное подавление петроградского бунта, грозившее им эшафотом. Вскоре думскую военную комиссию возглавил А.И. Гучков: имея широкие связи среди генералитета и офицерства, он должен был придать ей необходимый политический вес и добиться поставленных задач.

Ситуацию в восставшей столице никто не контролировал, в том числе и Временный комитет. Но признайся его члены в этом при переговорах с генералитетом - и Комитет сразу перестали бы рассматривать в качестве субъекта переговоров. Приходилось создавать миф о взятии власти в свои руки. Вынужденном, но успешном. Приняв революцию, Дума выступала под лозунгами патриотизма и порядка. Иные не нашли бы сочувствия у генералов. Уже 28 февраля председатель Думы и ее Временного комитета М.В. Родзянко согласовал с начальником штаба Ставки генералом М.В. Алексеевым план политической реформы. Алексеев считал изменения давно назревшими. До революции он никогда не пошел бы на какие-либо договоренности с думцами (это было бы слишком неосторожно), но зато сделал так, чтобы думскому руководству было хорошо известно о его настроениях. Политическая пропаганда оппозиции накануне революции достигла своей цели: генералы уже считали правительство никчемным, а думцев - более способными довести войну до победы.

При телефонных переговорах со Ставкой Родзянко сообщил Алексееву о бунте царскосельского гарнизона. Это был намек на то, что царская семья попала в руки революционеров. На самом деле это было не так (скорее всего, Родзянко действительно был плохо информирован), но такое известие послужило инструментом колоссального давления на императора. Генерал Н.И. Иванов, направленный с войсками на восстановление порядка в столице, 1 марта достиг Царского Села и встретился с императрицей. Однако Николай II об этом не узнал. С этого времени генералы парализовали любые попытки Александры Федоровны установить контакт с мужем. Отношения с Петроградом, напротив, были весьма тесными: офицеры, подчинявшиеся Гучкову, были высланы навстречу Иванову, после чего он приостановил движение своих войск.

Создание иллюзии о силе Временного комитета было выгодно и социалистам, которые создали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: провозгласить себя властью означало разрушить иллюзии генералов в отношении происходивших в Петрограде событий, однако, с другой стороны, можно было оказывать влияние на политику думцев, опираясь на революционную толпу. Петросовет издал Приказ № 1 об отмене воинской дисциплины, тем самым завоевывая доверие солдатской массы в Петрограде, а потом и на фронте. Когда генералы очнулись, было уже поздно. Они оказались плохими политиками.

Еще до царского отречения Временный комитет и Петроградский совет пришли к соглашению о создании Временного правительства и выборах в Учредительное собрание. Генералам это знать было пока не положено - они узнали об этом только через сутки, уже после отречения царя и отказа его брата от власти в пользу революционного правительства. Теперь дело было сделано: контрреволюция была предотвращена, и генералы сразу теряли свое значение в политических играх...

Великие события становились следствием мелочных поступков. Не так много тогда было в России революционеров - но свершилось то, что потом определило мировые судьбы в ХХ веке. «Кругом измена, и трусость, и обман», - записал в дневник отрекшийся император. В основании многих сделанных в те дни шагов лежала та безответственность, которая в решающие моменты обычно и оборачивается трусостью. Прикрывавший трусость обман вел к измене общему делу - делу, освященному исторической традицией и связанному с решением важнейших национальных задач. Без крепкой власти победа стала невозможной. Генералы теряли свои армии, думские либералы - пророческий ореол, революционное правительство - народное доверие. Колоссальная степень свободы сразу обернулась вседозволенностью. Очень быстро стало ясно, что революция, свергшая «высокопоставленных изменников», сама оборачивается пораженчеством. Великая война, не доведенная до победы, окончилась великой катастрофой.

Использованная литература:

Айрапетов О.Р. Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и революцию (1907-1917). М., 2003.

Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 - весна 1917 г.). М., 2003.

Куликов С.В. Бюрократическая элита Российской империи накануне падения старого порядка (1914-1917). Рязань, 2004.

Николаев А.Б. Государственная Дума в Февральской революции. Очерки истории. Рязань, 2002.


http://www.pravoslavie.ru/arhiv/51901.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Гайда
Мифы о революции 1917 года
Беседа с историком Федором Гайдой. Часть 1. «Белое и пушистое» Временное правительство
07.11.2017
О значении кафоличности для Церкви
Эпизоды истории Западной Церкви V-IX вв.
09.08.2016
Праздник Освобождения
Христианские параллели Великой Победы
07.05.2015
Все статьи Федор Гайда
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04