11 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся советской актрисы Любови Петровны Орловой. Ее имя навсегда включено реестр артистов мирового значения в киноакадемиях США, Великобритании, Канады, Франции, Италии. Швеции. Ее творчество по-прежнему изучают в Китае и ряде других стран. Однако с середины 1950-х Л.П. Орлова пребывала в СССР фактически в забвении, как и ее супруг, режиссер Г.В. Александров. Впрочем, как и многие их коллеги - другие выдающиеся деятели искусства 1930-1950-х годов: Геловани, Ладынина, Андреев, Алейников, Толубеев...
Только в канун 105-летия актрисы, в феврале 2007-го, открылся
Культурный центр имени Л.П. Орловой в Звенигороде, где она родилась и
провела детские годы.
Любовь Орлова имела не только актерское образование: она заочно
окончила в 1920 годах Московскую консерваторию по классам фортепиано и
вокала, хореографические курсы Большого Театра. До начала 1930-х, то
есть до начала своей основной кинематографической карьеры, она была
звездой московского мюзик-холла. Поэтому в большинстве киноролей
режиссеры использовали все таланты Орловой - это и вокал, и игра на
фортепиано, классический балет и эстрадный танец.
В апреле 1933 года художник Петр Вильямс посоветовал
Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в оперетте
«Перикола» блистала 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому
совету. И был пленён не только талантами актрисы, но и её внешностью.
Сомнений в том, кто будет играть основные женские роли в его новых
фильмах, у Александрова после этого не осталось...
Актрису зрители полюбили и запомнили прежде всего благодаря ролям
в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь»,
«Ошибка инженера Кочина», «Весна», «Дело Артамоновых», «Композитор
Глинка», «Мусоргский», «Встреча на Эльбе». Режиссер большинства этих
фильмов - Г.В. Александров. Многие сотни раз эти картины, заметим, по
просьбам зрителей и кинематографистов, демонстрировались в 1950-х -
1970-х годах более чем в 20 странах, включая США, Великобританию,
Францию, Швецию, Финляндию, Китай, Индию, Египет. Зато в СССР в
1956-1964 годах их вообще не показывали; только с 1965-го они иногда
появлялись на советских телеэкранах. Но примечательно, что в кинотеатре
повторного фильма (на бывшей улице Герцена в Москве в 1960-х-начале
1980-х годов) те же фильмы, во избежание массовой ностальгии, не
демонстрировались...
В годы Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с
сольными программами и в составе концертных бригад в войсках
Ленинградского, Степного, Второго Белорусского, Закавказского,
Забайкальского фронтов.
Тем временем, в кино- и театральных учебных заведениях Китая по
сей день изучают творчество Любови Орловой, удостоенной в феврале
1956-го звания почетной народной артистки Китайской Народной Республики.
Эта награда была своего рода ответом на опалу Орловой в
советском кинематографе после 1953 года. Причем с 1955 года актрису
перевели в кадровый резерв Мосфильма, и она была вынуждена работать
только в некоторых столичных драматических театрах. Да и то не на полной
ставке. Но выезжали эти театры на зарубежные гастроли без спектаклей, в
которых была занята Любовь Орлова. Оказался в опале и ее супруг,
знаменитый режиссер Г.В. Александров. А стартовавшие в конце 1950-х
новогодние телевизионные «Огоньки» вообще обходились без артистов
«сталинской» поры.
После Сталина Орлова впервые снялась в короткометражном
художественном фильме («Шурик») в 1958 году, раскритикованным
«прохрущевскими» киноведами.
Но, как вспоминал Леонид Утесов, Орлова с Александровым решили,
что называется, громко хлопнуть дверью перед Хрущевым фильмом «Русский
сувенир» (1960 г.). Сквозь причудливую смесь фантастики,
«политизированных» метафор и вроде бы сюжетных нестыковок
просматривается завуалированная критика деяний Хрущева (гонений на
Православную Церковь, «обкукурузивания», лозунгов «перегнать Америку по
мясу», «выполнить семилетку за три года»). И просматривается ностальгия
по сталинской эпохе.
Характерно, что из фильма цензура вырезала кадры с мавзолеем, где
была тогда надпись «Ленин, Сталин» и короткий эпизод прилета интуристов
в Сталинград. Потому что уже тогда готовилось вынесение саркофага со
Сталиным из мавзолея (что было сделано в конце октября 1961-го) и
планировалось переименовать Сталинград в Волгоград.
Советская критика назвала «Русский сувенир» бессюжетным, идейно
слабым, поверхностным, пропагандирующим «архитектурные излишества в
строительстве в период культа личности Сталина». Кинокартину отправили в
архив, а показали ее вновь по телевидению только в 2005 году...
К концу 1960-х у Орловой осталась только одна главная роль, и
только в Театре имени Моссовета - в спектакле «Странная миссис Сэвидж». А
ее заявки в 1960-х годах на выступления в столичном Театре-студии
киноактера под разными предлогами отклоняли. Только один раз, в 1972-м,
она была гостьей на ТВ - в кинопанораме режиссера Алексея Каплера.
Опала Орловой и Александрова была предопределена кончиной
Сталина, который был поклонником их творчества, приглашал к себе на дачу
и на приемы. По свидетельствам очевидцев, Сталин часто подпевал
Орловой, когда она исполняла любимую его песню «Сулико»...
Они, да и не только они, понимали, что и почему происходило с
ними после 1953 года. Тяжело переживая почти 20-летнее отстранение от
кинематографа и искусства вообще (в Театре им. Моссовета у Орловой с
1969-го была, повторим, только одна роль...), Л.П. Орлова тяжело заболела и
26 января 1975 года скоропостижно скончалась в возрасте 72-х лет.
В дни прощания с Л.П. Орловой в театрах и кинотеатрах Китая
состоялись минуты молчания. А в СССР информация о случившемся, в виде
«сверхлаконичного» некролога, была опубликована только в «Вечерней
Москве» и «Советской культуре». Репортажей о прощании с Орловой, вопреки
просьбам Г.В. Александрова, К.И. Шульженко, М.А. Ладыниной в советских
СМИ не было. Так же они «проинформировали» о кончине Г.В. Александрова в
1983 году...
Однако большинство фильмов Григория Александрова с участием
Любови Орловой, конечно, и сегодня не имеют себе равных. По определению
Чарли Чаплина в 1970 году, «Любовь Орлова - гениальная актриса, ее
таланты уникальны, ее вклад в историю советского и мирового
киноискусства бесценен». Схожее мнение высказывали Ингмар Бергман,
Микеланджело Антониони, Жан Габэн, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф.
...Мало кто знает, что в начале 1930-х некоторые короткометражные
фильмы, в том числе с участием Л.П. Орловой, Александрову в финансовом
отношении помогал снимать русский промышленник и меценат А.В. Чичкин
(1862-1949 гг.: в советское время он был советником некоторых советских
экономических наркоматов). И, воистину, знак судьбы: могилы Орловой и
Чичкина на Новодевичьем кладбище оказались рядом. А невдалеке -
последнее пристанище Г.В. Александрова...
Алексей ЧИЧКИН
http://www.rv.ru/content.php3?id=9423