Забвению вопреки

Новости Москвы 
0
192
Время на чтение 5 минут

11 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся советской актрисы Любови Петровны Орловой. Ее имя навсегда включено реестр артистов мирового значения в киноакадемиях США, Великобритании, Канады, Франции, Италии. Швеции. Ее творчество по-прежнему изучают в Китае и ряде других стран. Однако с середины 1950-х Л.П. Орлова пребывала в СССР фактически в забвении, как и ее супруг, режиссер Г.В. Александров. Впрочем, как и многие их коллеги - другие выдающиеся деятели искусства 1930-1950-х годов: Геловани, Ладынина, Андреев, Алейников, Толубеев...

Только в канун 105-летия актрисы, в феврале 2007-го, открылся Культурный центр имени Л.П. Орловой в Звенигороде, где она родилась и провела детские годы.
  
Любовь Орлова имела не только актерское образование: она заочно окончила в 1920 годах Московскую консерваторию по классам фортепиано и вокала, хореографические курсы Большого Театра. До начала 1930-х, то есть до начала своей основной кинематографической карьеры, она была звездой московского мюзик-холла. Поэтому в большинстве киноролей режиссеры использовали все таланты Орловой - это и вокал, и игра на фортепиано, классический балет и эстрадный танец.
   
В апреле 1933 года художник Петр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в оперетте «Перикола» блистала 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету. И был пленён не только талантами актрисы, но и её внешностью. Сомнений в том, кто будет играть основные женские роли в его новых фильмах, у Александрова после этого не осталось...
  
Актрису зрители полюбили и запомнили прежде всего благодаря ролям в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь», «Ошибка инженера Кочина», «Весна», «Дело Артамоновых», «Композитор Глинка», «Мусоргский», «Встреча на Эльбе». Режиссер большинства этих фильмов - Г.В. Александров. Многие сотни раз эти картины, заметим, по просьбам зрителей и кинематографистов, демонстрировались в 1950-х - 1970-х годах более чем в 20 странах, включая США, Великобританию, Францию, Швецию, Финляндию, Китай, Индию, Египет. Зато в СССР в 1956-1964 годах их вообще не показывали; только с 1965-го они иногда появлялись на советских телеэкранах. Но примечательно, что в кинотеатре повторного фильма (на бывшей улице Герцена в Москве в 1960-х-начале 1980-х годов) те же фильмы, во избежание массовой ностальгии, не демонстрировались...
   
В годы Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с сольными программами и в составе концертных бригад в войсках Ленинградского, Степного, Второго Белорусского, Закавказского, Забайкальского фронтов.
   
Тем временем, в кино- и театральных учебных заведениях Китая по сей день изучают творчество Любови Орловой, удостоенной в феврале 1956-го звания почетной народной артистки Китайской Народной Республики.
   
Эта награда была своего рода ответом на опалу Орловой в советском кинематографе после 1953 года. Причем с 1955 года актрису перевели в кадровый резерв Мосфильма, и она была вынуждена работать только в некоторых столичных драматических театрах. Да и то не на полной ставке. Но выезжали эти театры на зарубежные гастроли без спектаклей, в которых была занята Любовь Орлова. Оказался в опале и ее супруг, знаменитый режиссер Г.В. Александров. А стартовавшие в конце 1950-х новогодние телевизионные «Огоньки» вообще обходились без артистов «сталинской» поры.
  
После Сталина Орлова впервые снялась в короткометражном художественном фильме («Шурик») в 1958 году, раскритикованным «прохрущевскими» киноведами.
   
Но, как вспоминал Леонид Утесов, Орлова с Александровым решили, что называется, громко хлопнуть дверью перед Хрущевым фильмом «Русский сувенир» (1960 г.). Сквозь причудливую смесь фантастики, «политизированных» метафор и вроде бы сюжетных нестыковок просматривается завуалированная критика деяний Хрущева (гонений на Православную Церковь, «обкукурузивания», лозунгов «перегнать Америку по мясу», «выполнить семилетку за три года»). И просматривается ностальгия по сталинской эпохе.
  
Характерно, что из фильма цензура вырезала кадры с мавзолеем, где была тогда надпись «Ленин, Сталин» и короткий эпизод прилета интуристов в Сталинград. Потому что уже тогда готовилось вынесение саркофага со Сталиным из мавзолея (что было сделано в конце октября 1961-го) и планировалось переименовать Сталинград в Волгоград.
  
Советская критика назвала «Русский сувенир» бессюжетным, идейно слабым, поверхностным, пропагандирующим «архитектурные излишества в строительстве в период культа личности Сталина». Кинокартину отправили в архив, а показали ее вновь по телевидению только в 2005 году...
  
К концу 1960-х у Орловой осталась только одна главная роль, и только в Театре имени Моссовета - в спектакле «Странная миссис Сэвидж». А ее заявки в 1960-х годах на выступления в столичном Театре-студии киноактера под разными предлогами отклоняли. Только один раз, в 1972-м, она была гостьей на ТВ - в кинопанораме режиссера Алексея Каплера.
   
Опала Орловой и Александрова была предопределена кончиной Сталина, который был поклонником их творчества, приглашал к себе на дачу и на приемы. По свидетельствам очевидцев, Сталин часто подпевал Орловой, когда она исполняла любимую его песню «Сулико»...
   
Они, да и не только они, понимали, что и почему происходило с ними после 1953 года. Тяжело переживая почти 20-летнее отстранение от кинематографа и искусства вообще (в Театре им. Моссовета у Орловой с 1969-го была, повторим, только одна роль...), Л.П. Орлова тяжело заболела и 26 января 1975 года скоропостижно скончалась в возрасте 72-х лет.
   
В дни прощания с Л.П. Орловой в театрах и кинотеатрах Китая состоялись минуты молчания. А в СССР информация о случившемся, в виде «сверхлаконичного» некролога, была опубликована только в «Вечерней Москве» и «Советской культуре». Репортажей о прощании с Орловой, вопреки просьбам Г.В. Александрова, К.И. Шульженко, М.А. Ладыниной в советских СМИ не было. Так же они «проинформировали» о кончине Г.В. Александрова в 1983 году...
   
Однако большинство фильмов Григория Александрова с участием Любови Орловой, конечно, и сегодня не имеют себе равных. По определению Чарли Чаплина в 1970 году, «Любовь Орлова - гениальная актриса, ее таланты уникальны, ее вклад в историю советского и мирового киноискусства бесценен». Схожее мнение высказывали Ингмар Бергман, Микеланджело Антониони, Жан Габэн, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф.
   
...Мало кто знает, что в начале 1930-х некоторые короткометражные фильмы, в том числе с участием Л.П. Орловой, Александрову в финансовом отношении помогал снимать русский промышленник и меценат А.В. Чичкин (1862-1949 гг.: в советское время он был советником некоторых советских экономических наркоматов). И, воистину, знак судьбы: могилы Орловой и Чичкина на Новодевичьем кладбище оказались рядом. А невдалеке - последнее пристанище Г.В. Александрова...
   

Алексей ЧИЧКИН

http://www.rv.ru/content.php3?id=9423
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Чичкин
Анкара – Киев: военно-техническая «дружба» сомнению не подлежит?
Насколько это возможно, Турция стремится решать свои экономические проблемы за счёт России
03.11.2024
Югославия, октябрь 1944 года: провал планов «Балканской конфедерации»
Как 80 лет назад потерпели неудачу интриги Лондона и Вашингтона на Балканах
19.10.2024
«Очередной символический демарш главы японского правительства»
Как Вашингтон и Токио координируют свою политику в сфере пресловутого «ядерного сдерживания»
07.08.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи Алексей Чичкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06