Особо молимся о воинстве...

Одно из первых выступлений митрополита Кирилла, будущего Патриарха, в военной прессе

0
129
Время на чтение 6 минут

Мне вспоминается студёный февраль 1992 года. Несколько месяцев как меня назначили главным редактором журнала «Вестник противовоздушной обороны». Тираж ежемесячника всего 800 экземпляров. Вокруг - хаос и мрак. Страна, «под мудрым водительством» Ельцина летит в пропасть. Армия, всячески оклеветанная так называемыми младореформаторами, стремительно разваливается. И вот в этой смуте великой решаюсь открыть «Страничку проповедника».

Мой подчинённый, подполковник, хороший парень, но эклектически образованный, тащит на страницы журнала ворох всяких рассуждений разномастных зарубежных миссионеров-сектантов, которым уже несть числа. И плетут они вязкую паутину словес о якобы самосовершенствовании... Всё это не то. Злюсь от неспособности коллеги понять, что «запев» для такой рубрики в военном журнале нужен особый, слово-то должно прозвучать из уст православного священника. Он делает ещё несколько неудачных попыток организации «духовного наставления». И вдруг приносит заметки «Особо молимся о воинстве». Пробежав материал, я с радостью понимаю: вот оно, так нужное нам нынче настоящее пасторское слово! Как же мы все его заждались! И сегодня вспоминаю это слово...

«Многие ли знают, что Православная Цер­ковь в каждом своем богослужении мо­лится о Вооруженных Силах? Между тем существует специальное прошение о воинстве. Почему? Да потому, что военные обладают особой силой воздействия на людей: они обладают властью. От них зависят вбольшей степени, чем от кого-­либо другого, судьбы народа и государст­ва, наконец, сам драгоценный и священ­ный дар человеческой жизни. Здесь особенно велика цена ошибки или преступ­ления, особенно страшными и разруши­тельными могут быть последствия греха и нравственного разлада. Церковь мо­лится завоинство, призывая помощь Божию, Божие водительство для укрепления ихнравственных и духовных сил, дабы Божий закон был всегда начертан в их сердцах, дабы они были способны в го­лосе своей совести слышать голос Бога, любящего Отца всех, уметь видеть стра­дания слабых и беззащитных людей.

Сознавая высоту ответственности лю­дей ратного труда, Церковь окружала их заботой, вниманием и любовью. История сохранила трогательные повествования о полковых священниках, разделивших со своей паствой все трудности армейской жизни.

К великой скорби, семь десятиле­тий общество наше потешалось и глуми­лось над памятью православных священ­ников, яростно топтало могилы и тех пяти тысяч военных священников, которые вме­сте со своей паствой гнили в окопах, шли в бой, горели и тонули на российских бо­евых кораблях.

Даже по неполным дан­ным, за годы Первой мировой войны во­енным священникам было вручено более 1200 высших боевых орденов.

Церковь заботилась о нравственном и духовном состоянии воина ещё и потому, что воин обязан быть предан своему дол­гу совершенно особым образом, как ни­кто другой, ибо выполнение воинского дол­га требует самого страшного - отдания собственной жизни. Долг же понятие не столько юридическое, сколько нравствен­ное. Никакой устав или закон не могут заставить человека добровольно пересту­пить страшную черту, отделяющую жизнь от смерти. Самопожертвование есть отказ от себя во имя других. Это нравственный и духовный подвиг, его не способен со­вершитьчеловек внутренне слабый и по­рочный. Именно поэтому воинов причисляли к лику пятых. И среди них те, чьи имена многие из вас носят: святой великомученик Георгий Победоносец, свя­той благоверный великий князь Александр Невский и другие.

Армия же без высоких нравственных идеалов не только теряет способность за­щищать Отечество, но становится силой, опасной для своего собственного народа.

Не случайно, что нравственное и идейное разложение армии противника всегда бы­ло особо важной задачей противоборст­вующих сторон.

Сейчас много говорят о внутренних проблемах армии и флота. Наверное, мно­го справедливого и в той критике, что звучит в её адрес. Но отношение к воен­ным должно быть справедливым, а кри­тика не превращаться в охаивание и шельмование.

Недавно я посетил соединения кораб­лей Балтийского флота. Я увидел там подвижников, которые в тяжелейших условиях, простите меня, в нищете, в от­рыве от семей, без достаточного питания, без нормальных условий жизни несут тя­желую службу. Что движет этими людь­ми? Это единственное, чего они не поте­ряли, - любовь к своему народу и к своему Отечеству.

Давайте подумаем, что будет с этими людьми, армией, народом нашим, если вооруженные люди потеряют великий нравственный стимул к тому, чтобы жертвенно, подвижнически нести своё воин­ское ратное служение?

И второе. Нравится это кому-то или нет, но фактом является то, что сложилась ис­торическая общность народов, населяю­щих наше Отечество. Эта общность сло­жилась не за последние семь десятилетий, и она ничего не имеет общего со сталин­ской империей! Великим горем для всех народов была эксплуатация этой общно­сти во имя интересов тоталитарной идео­логии. Этой общности тысяча лет, по край­ней мере, для славян, крещенных в еди­ной киевской купели, и не одно столетие для других народов.

Историческое и культурное развитие этих народов сопровождалось ростом на­ционального самосознания. Демократиза­ция общественной и политической жизни способствовала ускорению процесса самоопределения народов, появлению на исторической сцене новых независимых государств, обладающих государственным су­веренитетом. Это исторический факт.

Однако в политике некоторых из этих государств обнаруживается сейчас сильная тенденция к радикальной реализации свое­го суверенитета. Исторически такие на­строения понять можно. Во многом они являются реакцией на прошлое со всем его бесчувствием к национальному, куль­турному и религиозному началам.

Но что важно понять сегодня политиче­ским лидерам, так это то, что никакие гра­ницы не способны разделить многовеко­вую общность людей. И чем радикальнее будет проводиться политика разделения, тем меньше шансов у неё на успех. Ибо невозможно разделить семьи, оторвать детей от родителей, провести границу меж­ду мужем и женой.

Мы действительно во многом стали еди­ным народом. И это не пропагандистский штамп из недавнего прошлого! Это результат многовековой совместной жизни. Все мы породнились, наша кровь смеша­лась, переплелись судьбы.

И эти челове­ческие связи гораздо прочнее и гораздо важнее любых материальных связей. Не учитывать многовековой истории означа­ет повторить трагическую ошибку преж­них властей (которые, говоря о единстве народа, игнорировали национальные нача­ла), но теперь повторить её как бы с обратным знаком, бросив вызов историче­ской общности людей. Поступить так - значит войти в конфликт с десятками миллионов людей, заложить, если хотите, бом­бу, которая когда-то непременно взор­вётся.

...Совершенно очевидно, что мудрость эта должна быть в первую очередь проявле­на в области строительства собственных вооруженных сил. Почему? Да потому, что создание полноценных современных армий (не военных формирований, призван­ных обеспечить внутреннюю безопасность и порядок в независимых государствах, а именно армий, находящихся в непосред­ственной близости друг к другу) таит в себе огромную опасность. Ибо граница между армиями - это единственная гра­ница, которая способна превратиться в боевой фронт.

И разделение единой армии беспокоит Церковь опять-таки не из-за геополитиче­ских соображений, не по причине нару­шения военных балансов, а по той причи­не, что разделение это - великая угро­за нашей общей безопасности, угроза, проистекающая от нас самих. Ведь мы - интернациональный народ, и армия наша многонациональная, и вместе служат в ней и наши братья-христиане неправославные, и мусульмане, и будди­сты, и иудеи. Я был бы рад, если выше­сказанное могло выразить чаяние всех ве­рующих людей, их тревогу, озабоченность и надежду. Вот почему я хочу закончить вознесением замечательного многолетия: «Благоденственное и мирное житие, здравие же, и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, богохранимой Стране нашей, властям и воинству ея и сохрани их на многия лета».

И был тем нашим автором, открывшим 20 лет назад рубрику «Страничка проповедника» Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Спустя годы он стал 16-м Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Тут ведь что ещё важно отметить. Именно в те времена митрополита Кирилла назначили Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. А ещё он стал председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, членом Синодальной библейской комиссии. И вообще он слыл правой рукой тогдашнего Патриарха Алексия П. Почему и избран был на патриарший престол. То есть, читателю должна быть понятной невообразимая для нас грешных занятость этого епископа. Однако он нашёл время, чтобы выполнить просьбу редактора никому неизвестного военного ежемесячника. Возможно, сказалось то, что Кирилл - единственный в мире Патриарх-лётчик и потенциальный космонавт. В декабре 2010 года он заявил на чаепитии, организованном Роскосмосом в Звёздном городке о своем желании полететь в космос.

По словам главы Роскосмоса Перминова, в прошлом Патриарх выполнил 19 тренировок на самолёте «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа.

«Нам не дано предугадать,/ Как слово наше отзовется, -/ И нам сочувствие дается,/ Как нам дается благодать...». Пришли на ум эти строки Тютчева ещё и потому, что Его Святейшество вряд ли вспомнит тот давнишний свой «военкоровский» эпизод, хотя, говорят, памятью он обладает совершенно неординарной. И даже теоретически нельзя себе представить, в чьи души военных людей (и во сколько?) упали его мудрые слова. Во всяком случае, мы, сотрудники бывшего журнала «Вестник противовоздушной обороны» всегда их помним.

http://www.stoletie.ru/obschestvo/osobo_molimsa_o_voinstve_2012-02-22.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Захарчук
Хлебодар
Мамуд Шавершян был человеком с щедрой русской душой
15.08.2019
Возвращение Павла Кадочникова
2 мая, тридцать лет назад, ушёл из жизни народныйартист СССР
03.05.2018
Легенда по имени У-2
90 лет назад поднялся в воздух самолёт, которому суждено было стяжать невиданную славу
11.01.2018
Три «ярма» Ефремова
К 90-летию со дня рождения народного артиста СССР
03.10.2017
Все статьи Михаил Захарчук
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06