23 февраля - памятный день. На Украине, в Беларуси, России, Приднестровье, Киргизии, Таджикистане - это День защитника Отечества...
Кто-то скажет: какого ещё Отечества?! Ведь не защитили, не остановили развал Союза, ни один полк не шелохнулся!.. Да, в этот день не хочется улыбаться и радоваться. Но этот день - память о едином Отечестве. В основе его патриотическое событие. Праздник установлен в память создания Красной армии в 1918 году, когда немецкие орды хлынули на Русь. Другой армии на западной границе у нас не было! Революционные силы, разложившие Русскую императорскую армию, веря в мировую революцию и готовя её, полагая Россию её запалом, вдруг оказались вынуждены защищаться. Защита не была удачной. Советское правительство вскоре вынуждено было заключить позорный «Брестский мир» (Ленин, настаивая на подписании, именовал его «похабным»), по которому Россия теряла огромные исторические территории площадью 780 тыс. кв. км с населением 56 миллионов человек (треть населения Российской империи!). По странному совпадению договор в Брест-Литовске был подписан 3 марта, через год, но словно б на следующий день после отречения Государя от престола.
В
те же февральские дни 1918 года, когда в Петрограде создавались первые
отряды Красной армии, на юге начался героический «Ледяной поход»
Добровольческой армии на Кубань. Жертвенный. Искупительный. И поэтому не
бесплодный. В поход вели генералы Л.Г. Корнилов и М.В. Алексеев, на
которых - и этого никак нельзя забыть - лежит вина за катастрофу февраля
1917 года и последовавший развал Русской армии не в меньшей мере, но в
большей, чем на революционерах. В феврале 1917 года генералы предали
Государя, изменили присяге.
Нет
смысла мудрствовать (историки немало горшков побили), с каким именно
эпизодом февраля 1918 года связано установление праздника Дня
Рабоче-крестьянской Красной армии. Клим Ворошилов - нарком по военным и
морским делам СССР - в 1933 году на торжественном заседании, посвященном
15-летию РККА, заметил: «Кстати сказать, приурочивание празднества
годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый
характер и не совпадает с историческими датами».
Наша
Родина, кто родился до 1991 года, - Советский Союз, в судьбе которого
таинственным образом длилась судьба исторической России, Святой Руси.
Большевики, разочаровавшись в мгновенной мировой революции, стали
отстраивать на руинах Российской империи дом для себя, дом-крепость... По
Интернету недавно разлетелась неточная, но верная по сути цитата
американского посла Гарримана, вспомнившего слова Сталина в ноябре 1941
года: «Вы думаете, они воюют за нас, за коммунистов? Нет, они воюют за
свою матушку Россию». Война оживила историческую память. И выходцы из
разорённых крестьянских изб стали генералами и маршалами Победы.
Долог был путь.
23
февраля 1942 года Народный комиссар обороны И. Сталин издал Приказ №
55. В нем были подведены итоги тяжелейшей восьмимесячной борьбы с
врагом.
«24-ю
годовщину Красной Армии, - говорилось в приказе, - народы нашей страны
встречают в суровые дни Отечественной войны против фашистской Германии...
На протяжении громадного фронта от Северного Ледовитого океана до
Черного моря бойцы Красной Армии и Военно-Морского Флота ведут
ожесточенные бои, чтобы изгнать из нашей страны немецко-фашистских
захватчиков и отстоять честь и независимость нашего Отечества. Не
впервые Красной Армии приходится оборонять нашу Родину от нападения
врагов. Красная Армия была создана 24 года назад для борьбы с войсками
иностранных интервентов-захватчиков, стремившихся расчленить нашу страну
и уничтожить ее независимость, - голос Сталина внушал уверенность. -
Недалек тот день, когда Красная Армия своим могучим ударом отбросит
озверелых врагов от Ленинграда, очистит от них города и села Белоруссии и
Украины, Литвы и Латвии, Эстонии и Карелии, освободит Советский Крым, и
на всей Советской земле снова будут победно реять красные знамена...»
В Приказе Верховного главнокомандующего И. Сталина 23 февраля 1943 года возникает фраза: «Да здравствует наша великая Родина!» без эпитета «Советская». Возникает тема величия. Мы слышим: «Прошло 20 месяцев, как Красная Армия ведет беспримерную в истории героическую борьбу против нашествия немецко-фашистских полчищ... Навсегда сохранит наш народ память о героической обороне Севастополя и Одессы, об упорных боях под Москвой и в предгорьях Кавказа, в районе Ржева и под Ленинградом, о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда. В этих великих сражениях наши доблестные бойцы, командиры и политработники покрыли неувядаемой славой боевые знамена Красной Армии и заложили прочный фундамент для победы над немецко-фашистскими армиями...»
Исследователи
обратили внимание, что тема величия возникла в военной риторике И.
Сталина в приказе от 23 февраля 1943 года. В дальнейшем - крепла. Один
из исследователей либерального толка пишет: «Обращает внимание сведенный
к минимуму коммунистический словарь сталинских лозунгов: из богатого
арсенала коммунистической пропаганды довоенного периода остались только
определение "советский" и словосочетание "Красная Армия", которые,
строго говоря, к этому времени носили уже терминологический характер.
Доминирование державно-русской лексики над советско-коммунистической
прослеживалось на протяжении всего приказа. С риторической точки зрения,
это речь потомка Суворова и Кутузова, а не Ленина и Троцкого».
Речь
о Приказе 1 мая 1945 года. В нём звучало: «Да здравствует великий
советский народ, народ-победитель!» Но к этому нужно было прийти.
В Приказе Верховного 23 февраля 1944 года прочерчивается дальнейший путь к Победе, освобождение Украины: «За три месяца зимней кампании наши доблестные войска одержали крупнейшие победы на Правобережной Украине, завершили освобождение Киевской, Днепропетровской, Запорожской областей, освободили всю Житомирскую, почти полностью Ровенскую и Кировоградскую области, ряд районов Винницкой, Николаевской, Каменец-Подольской и Волынской областей. Решительными действиями Красной Армии ликвидированы попытки немецкого контрнаступления в районах Житомира, Кривого Рога и Умани. Советские войска устроили немцам новый Сталинград на правобережьи Днепра, окружив и уничтожив в районе Корсунь-Шевченковский 10 немецких дивизий и одну бригаду». Но это далеко не всё: «Великая победа одержана советскими войсками под Ленинградом... Развернулось массовое изгнание оккупантов из Советской Белоруссии: освобождены почти полностью Гомельская и Полесская области, ряд районов Могилевской и Витебской областей. В неблагоприятных условиях нынешней зимы наши войска, преодолев мощные оборонительные полосы врага, за 3 месяца зимней кампании очистили от захватчиков около 200 тысяч квадратных километров Советской земли. Красная Армия отбила у врага свыше 13.000 населенных пунктов... Близится час окончательной расплаты за все злодеяния, совершенные гитлеровцами на Советской земле и в оккупированных странах Европы».
Ещё через год, 23 февраля 1945 года: «Двадцать седьмую годовщину Красной Армии мы встречаем теперь в обстановке новых исторических побед над врагом. Красная Армия не только освободила родную землю от гитлеровской нечисти, но и отбросила врага на многие сотни километров за те рубежи, с которых немцы по-разбойничьи напали на нашу страну...» Среди лозунгов: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!» Приказы военного времени - огненная линия к Победе. Изо дня в день, из месяца в месяц...
Православная
Церковь в этот день, 23/10 февраля, празднует явление иконы Божией
Матери «Огневидная». Немногое нам известно об этом образе. Он древен.
Икона «Огневидная» упоминается в Святцах, изданных в Свято-Успенской
Почаевской лавре в 1815 году, явление иконы относится к 845 году. В
Государственном историческом музее есть «Огневидная», написанная во
время Отечественной войны 1812 года.
Исследователи сообщают: «Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы распространены по всей России, а также в православных храмах за рубежом. Самая примечательная особенность образа - цвет. Богоматерь изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета». Полагают, что название этого образа созвучно словам песни Богородичного канона: «Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай». Икона необыкновенна и загадочна. На иконе нет изображения Младенца Иисуса Христа. На лике Богородицы словно б отсвет битв.
У поэта Александра Боброва есть стихотворение, посвящённое иконе: Над стезею окровавленной и длинной, Над солдатом в предзакатных облаках Образ светится иконы «Огневидной» Без небесного Младенца на руках. Нам неведомо, а что с ней было прежде? Где явилась, чем прославлена она? Лишь оставили свой отсвет на одежде И на лике огневые времена. Льются марши и молитвы, не смолкая, Тихий звон разносится окрест, И глядит она, с любовью опекая Всех, несущих свой солдатский крест. Не надо этот день именовать «Днём всех мужчин» или называть его «пережитком».
Этот день - памятник. А такого рода памятники имеют свойство оживать. Время от времени вспыхивают флаги на Братской могиле у величественного креста в Полтаве, ударяет крыльями орёл на скорбной колонне в Севастополе, со звоном пошевеливается меч в руке советского воина в берлинском Трептов-парке...