Алтарь Храма Христа Спасителя осквернен пением и выкрикиванием политических лозунгов. Этот поступок позволила себе малоизвестная панк-группа Pussy Riot, состоящая, как свидетельствуют решительно все информационные источники, из радикальных девушек-феминисток.
В истории очень много непонятного. Например, панкам, убежденным врагами любой идеологии, вряд ли может быть симпатичен феминизм. Но это к слову. Мало ли кто как себя называет. Еще более странный момент: по утверждению ряда медиа, охрана храма будто бы "ловила девушек, но не смогла поймать, и они убежали". Вероятно, через какой-нибудь потайной ход.
Как бы там ни было, подача темы в СМИ пестрит огромным количеством странностей и нестыковок. Как в постановочном кадре у молодого и неопытного режиссера. Но раскручивается событие интенсивно - и резонанс получило соответствующий.
Как говорили древние, в этом мире случайностей нет. А уж в мире информации и подавно. Вряд ли нечто подобное могло произойти полтора-два года назад. Но сегодня на антицерковные хулиганские выходки есть спрос. Или заказ. Только на этот раз, в отличие от 20-х годов прошлого века с их октябринами, союзами воинствующих безбожников и фокстротом "Алилуйя!" - не в левых, а в правых политических кругах. Пресса активно отрабатывает заказ. Тут и Невзоров, и Багиров, и Джигурда, и Красовский, и Иноземцев, и бесконечный поток грязи, выливаемый на Патриарха "Новой газетой"...
Что в принципе неудивительно. Гораздо больше удивляет реакция на это событие популярного протодиакона Андрея Кураева. Впечатление от его слов такое, будто он не духовное лицо, а поклонник "панк-феминизма". Это как минимум. А как максимум - креативный менеджер злосчастной группы. Иначе как расценить его слова о том, что "концерт" был по поводу Масленицы. А ХСС не находится в собственности РПЦ, и потому, мол, "какие конфессиональные ограничения могут налагаться на людей, которые зашли в муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан". Уважаемый протодиакон как будто напрочь забыл о сути Литургии и церковных Таинств, которые совершаются, вот ведь какая незадача, внутри, а не снаружи храма. Давнее увлечение Андрея Кураева миссионерством среди рок-коммьюнити - дело, наверное, неплохое. Но не до такой же степени. Или протодиакон заигрался в рок-эстетику или увлекся модой на "гламурное православие". А всего вероятней, просто не понял сути происшедшего.
А суть, похоже, в том, что кричащие девушки - это только внешняя сторона проблемы. "Толстый-толстый слой шоколада". На самом деле у акции наверняка есть сановные подстрекатели. Те самые, которые год назад "дали добро" шельмовать и оскорблять православных с экранов государственных и прогосударственных телеканалов. Для пешек вроде Pussy Riot (как в иных случаях для "Новой газеты") все может выглядеть вполне незатейливо: ничего личного, только бизнес. Ведь ожидаемую дозу пиара девушки получили и теперь наверняка думают, как грамотно ее конвертировать, пока они "на волне". Поэтому хотелось бы задать вопрос не им, а тем, кто хладнокровно защищает "право художника" на публичное оскорбление верующих. Например, в связи с печально известной выставкой "Осторожно, религия". Речь, кажется, шла о том, что у искусства есть своя территория, и нет никаких табу. Мол, не нравится - не ходи. А что вы скажете теперь? Порог храма и даже алтарь - это тоже ваша территория? Или все-таки есть такие границы внутри нас, за отменой которых неизбежно следует отмена всех ограничений и снаружи?
Очевидно одно. Если не принимать законных мер в подобных случаях (пусть и с учетом всех смягчающих обстоятельств вроде возраста), правовой нигилизм в отношении Церкви превратится в правовой беспредел. Как тогда эти заинтересованные лица будут петь свои дежурные мантры о "толерантности", даже трудно представить. Впрочем, наверное, это нам трудно, а у них есть какой-нибудь подходящий идейный "гаджет" для такого случая? Посмотрим.
Возможно, государственных мужей смущают судебные санкции - мол, "полицейщина". Но почему-то за вселение в приемную министра Зурабова активистов-нацболов (тоже своего рода панки, но от политики) подвергали уголовному преследованию. Тогда не смущались. Или у нас министерские кабинеты святее Божьих храмов?
Поэтому абсолютно прав глава ОВЦО, протоиерей Всеволод Чаплин, который в коллективном блоге "Православная политика" призвал политиков осудить акцию осквернения алтаря.
Да, бывают моменты, когда приходится идти на принцип. Другого пути сегодня, похоже, нет.
Александр Щипков,
доверенное лицо кандидата на должность Президента РФ Сергея Миронова