Закон об образовании: девять «но»

Закон об Образовании в РФ 
0
443
Время на чтение 8 минут
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - вызывает неоднозначное мнение у экспертов. О содержании и направленности законопроекта - в беседе с доктором юридических наук, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорем Владиславовичем Понкиным.

- Игорь Владиславович, какова вообще необходимость принятия этого закона, и нет ли возможности обойтись действующим Законом РФ «Об образовании» 1992 года с последующими изменениями?

Игорь Понкин

- Объективно сегодня назрела необходимость изменения законодательства об образовании, против этого возразить сложно. Хотя бы уже потому, что масса подзаконного нормативного правового регулирования в области образования настолько разрослась, что ориентироваться даже профессиональному юристу достаточно непросто.

Другое дело, законопроект не отвечает ожиданиям экспертного сообщества, педагогического сообщества, российского общества в целом. В условиях катастрофического кризиса нравственности в российском обществе, в условиях существенного падения качества и конкурентоспособности отечественного образования новый закон должен изначально проектироваться, не в последнюю очередь, как акт антикризисного управления.

Но этого нет. Законопроекту приписывают необычайные свойства и последствия - мол, сразу как его примут российское образование взовьется до невиданных высот. Оснований для таких оценок в тексте самого законопроекта, увы, не обнаруживается.

- Есть ли в законопроекте что-то положительное?

- Несомненно. Положительные моменты в законопроекте есть.

К примеру, статьей 90 законопроекта закреплены основания реализации в школах учебных курсов, связанных с преподаванием знаний о религии. Это новация для российского законодательства.

Не менее важно, что статья 90 закрепляет еще ряд важных для Церкви и религиозного образования гарантий, в их числе:

  • установление требования преподавания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) теологической направленности педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией (часть 2 статьи 90);
  • установление гарантии привлечения соответствующих централизованных религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), об основах конфессионального вероучения а также учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) теологической направленности (часть 3 статьи 90);
  • установление права образовательных организаций религиозных организаций, духовных образовательных организаций устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений религиозных организаций (централизованных религиозных организаций), в ведении которых эти организации находятся (часть 5 статьи 90).

Все это очень важно, и интегрально создает гарантии защиты системы образования от навязывания сектантских учений или экстремистских идеологий под видом преподавания православия. Только Церковь, но никак не чиновники или вульгарно-секуляристские религиоведы, может определять адекватность содержания преподавания знаний о православном христианстве.

Есть еще множество позитивных моментов в законопроекте по другим вопросам.

- Закрепляет ли законопроект гарантии поддержки негосударственных школ?

- Нет. По вопросам финансовой и иной поддержки церковных образовательных организаций и многим другим важным вопросам содержание законопроекта не выдерживает критики.

- Каковы перспективы решения проблемы признания церковных дипломов?

- Законопроектом, к сожалению, не решен вопрос признания государством дипломов, выдаваемых духовными учебными заведениями и другими образовательными учреждениями (институтами, университетами) Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий. Между тем, это неоднократно обсуждалось и ожидалось от законопроекта, к примеру, по аналогии с Соглашением от 18.12.2008 между Францией и Ватиканом о взаимном признании ученых степеней и дипломов в высшем образовании и с принятым на его основе Декретом Франции.

- Что еще Вы можете сказать о недостатках законопроекта?

- Анализ размещенного на официальном интернет-сайте Министерства образования и науки Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция 3.0.3 от 30.12.2011) дает необходимые и достаточные основания для вывода о том, что этот Законопроект содержит в себе еще целый ряд существенных недостатков, не позволяющих надлежащим образом создать современную и эффективную систему российского образования, обеспечить надлежащую защиту образовательных и культурных прав граждан и решить множество имеющихся в настоящее время в сфере образования в Российской Федерации значительных проблем. В настоящем заключении рассмотрены некоторые наиболее существенные недостатки Законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем неудовлетворительном качестве.

Существенные недостатки рассматриваемого Законопроекта раскрыты в приведенных ниже замечаниях, которые не исчерпывают всех его недостатков.

1. Из данной редакции Законопроекта исключена ранее присутствовавшая и полностью ликвидировавшая всякие возможности получения детьми знаний о религии в системе образования формулировка части 2 статьи 49 законопроекта:

«Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях ... религиозной пропаганды...»

Но в новой редакции Законопроекта появилась новая формулировка примерно того же содержания:

«Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс... агитации, пропагандирующей исключительность... граждан по признаку... религиозной... принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов» (часть 2 статьи 49).

Вопрос о том, кто именно станет определять, что есть достоверные «сведения об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов», а что - недостоверные, даже обсуждать нечего. Это совершенно недопустимая для закона, противоречащая правилам законодательной техники формулировка, необоснованно создающая гигантские дискреционные полномочия чиновников от образования в идеологической сфере.

Хорошо известны истерики отдельных российских этнических организаций идеологической направленности по поводу учебника истории, разработанного учеными из МГУ им. М.В. Ломоносова, попытки навязывать детям некие идеологические штампы, обусловленные исключительно личными экзотическими предпочтениями и убеждениями руководителей и членов такого рода организаций, но не имеющие никакого отношения к реальности.

Но главное, поскольку применительно к системе образования в законодательстве России нет исчерпывающе четкой и предельно определенной дефиниции понятия «агитация», а понятие «агитация», да еще «агитация, пропагандирующая» - это «резиновое» понятие, то является совершенно недопустимым законодательное установление запрета «агитации» исключительности по признаку отношения к религии без уточнения, что конкретно имеется в виду, поскольку суть феномена религии состоит в том, что абсолютно каждая религия, каждое религиозное течение постулирует и артикулирует свою исключительность (исключительную спасительность для души человека, исключительную истинность, исключительную духовность и т.д.).
opk
Это положение несет в себе очевидную угрозу, совершенно определенно направлено на создание правовых условий для последующей ликвидации теологического образования в светских вузах (которое, как будет заявлено, будет «агитацией»), но вероятнее всего - на извращение теологии в вульгарно-секуляристское «религиоведение» (которое, как будет заявлено, не будет «агитацией»).

В течение последних 8 лет постоянно фиксируются интенции и попытки руководства Минобрнауки России принудительно выхолостить содержание православного теологического образования, подменить его вульгарно-секуляристским «религиоведением» (тем самым, что по большей части идеологов в течение двух десятков лет активно борется с Церковью, но всячески обслуживает асоциальные религиозные секты).

2. Идеологизированность, атеистичность концепции законопроекта, максимальная выхолощенность норм, которые могли бы обеспечить встроенность образовательных систем крупнейших конфессий России в образовательное пространство Российской Федерации.

Статья 90 Законопроекта (при вышеуказанных позитивных моментах) содержит лишь частичные решения совокупности накопившихся проблем, создает видимость решения многих очень важных вопросов. Например, нет исчерпывающе четкого ответа на вопрос, каковы последствия, например, несоответствия содержания православного теологического образования в вузе требованиям, установленным Церковью.

Законопроект не содержит ничего в поддержку дальнейшего развития церковного образования, не создает правовых оснований для государственного признания дипломов, выдаваемых и выданных ранее церковной системой образования. Не закреплены дефиниции понятий «профессиональное религиозное образование» и «религиозное образование», не установлены правовые основания интеграции систем профессионального религиозного образования в национальную российскую систему образования.

Вопреки неоднократным требованиям руководства страны, принципиально проигнорирован вопрос интеграции теологии в государственную систему аттестации научных работников, то есть введения ученых степеней кандидата и доктора теологии, не сводя их к параллельным профессионально-квалификационным степеням.

Явно недостаточно гарантированы интересы Русской Православной Церкви, православных образовательных учреждений и православных граждан, а равно верующих и организаций иных традиционных, исторически представленных в России конфессий.

3. Явно недостаточная гарантированность бесплатности тех уровней, форм, видов образования, бесплатность и доступность которых гарантированы Конституцией Российской Федерации.

4. Выхолощенность нормативного материала, устанавливающего ценностные основания и конкретные механизмы гражданско-патриотического, правового и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

5. Полное игнорирование такого вне всякого сомнения важного для будущего страны вопроса, как вопрос о кадетском образовании. Таковое даже не упомянуто в законопроекте.

6. Не обеспечены необходимым нормативным материалом особый правовой статус негосударственных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений различных форм (гимназий, лицеев, школ, интернатов и т.д.) с религиозно-культурным компонентом образования (православные, мусульманские и т.д.), вопросы финансовой поддержки, льготного обеспечения помещениями и иных форм государственной поддержки таких образовательных учреждений.

7. Не обеспечены требования культуросообразности российского образования. Между тем, власти европейских стран и руководство Совета Европы озабочены вопросом обеспечения культуросообразности образования. Свидетельством тому, к примеру, Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1833 (2008) от 17.04.2008 «Расширение изучения европейской литературы» и № 1750 (2006) от 29.05.2006 «Школьное образование в целях всестороннего развития».

8. В законопроекте отсутствуют надлежащие правовые механизмы содержательного наполнения и реализации декларации о государственно-общественном характере образования (пункт 9 статьи 3).

9. Отсутствуют механизмы контроля общества за содержанием образования в школе.

Есть еще множество недостатков, интегрально определяющих существенную недоработанность обсуждаемого законопроекта и преждевременность его внесения в Государственную Думу.

Записала Оксана Головко

http://www.pravmir.ru/zakon-ob-obrazovanii-devyat-no/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Понкин
Заключение по содержанию и направленности фильма «Артём и Ева»
«18+». Публикуется для служебных профессиональных целей
29.02.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
Все статьи Игорь Понкин
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 04:10
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24