В последнее время появилась информация о том, что «оранжевая» группировка в УПЦ Московского Патриархата активизировалась в условиях болезни митрополита Владимира. На вопрос, существует ли угроза «перелома» ситуации и дрейфа УПЦ от РПЦ, в комментарии "Однако" отвечает писатель и эксперт Станислав Минаков (Харьков).
"Полагаю, что угроза эта будет актуализована до тех пор, пока сохраняется украинская квазигосударственность, пока существует, так сказать, проект «незалэжна Украина», явно или скрытно исповедующий антирусскость (внерусскость) как основной принцип самости. То есть пока крупные геополитические игроки попустительствуют этому «баловству» местных элит, а некоторые из них, паче того, всячески подпитывают квазигосударственную малороссийскую самость, сохраняется почва и для такого, "оранжевого" дрейфа УПЦ.
С внутренней церковной стороны этот вектор подпитывается усилиями так называемых «младоепископов» УПЦ во главе с Александром Драбинко, осуществляющем фактическое техническое руководство УПЦ в условиях нынешней недееспособности Предстоятеля нашей канонической Церкви Блаженнейшего Владимира (и такое статус-кво лоббистам весьма на руку). Эта, в самом деле "оранжевая", составляющая руководства УПЦ использует в своих целях дробление епархий, создание новых, то есть поставление на кафедры своих молодых сторонников, всячески пытается создать численный перевес в Святейшем Синоде УПЦ и вообще в Церкви. Интерес их прост и нам понятен: прикрывшись идеей самостийности, церковной незалежности, подпитавшись поддержкой, скажем, играющего против Москвы Фанара (Константинопольского Патриархата), укрепить свою собственную (личную) церковную власть. Зачем нужна самостийная власть, объяснять не будем за очевидностью.
Такая деятельность, по оттеснению и недопущению твердых и последовательных сторонников канонических установок нашей Церкви, как митрополит Одесский Агафангел (именно он, в первую очередь), является одним из инструментов проведения в церковную и общественную жизнь неуставных способов существования УПЦ, к каковым, без сомнения, относится как, в частности, «странная» летняя редакция нового Устава УПЦ, так и появление недавнего шокирующего «тройственного» «Обращения традиционных Украинских Церквей по поводу двадцатилетия референдума о подтверждении Акта провозглашения независимости Украины», подписанного от имени Украинской Православной Церкви Московского патриархата, а также двух раскольнических структур - так называемых «Украинской православной церкви киевского патриархата» и «украинской греко-католической церкви», т. е. униатов.
Возможность дальнейшего дрейфа УПЦ в "оранжевую" сторону, во главе с вышеописанным лобби, опирается также на подавляющую духовную непросвещенность новой паствы. Как показывают примеры в Центральной Украине, людям подчас все равно, у кого креститься, венчаться, причащаться, где, условно говоря, свечки ставить, в какой храм ходить «по праздникам»: к анафематствованным раскольникам-филаретовцам, автокефалам, греко-католикам, либо все же в каноническую Украинскую Православную Церковь. Похоже, мало кто помнит и о стоических усилиях преподобного Иова Почаевского (урожденный Иван Железо), бившегося 500 лет назад с унией, мало кто помнит о наставлениях фактически нашего современника, преподобного Лаврентия Черниговского (Проскуры), говорившего о том, что никогда на Киевской митрополии не было патриархата и Патриарха, и предрекавшего, что самозваный «киевский патриарх» будет анафемой-самосвятом, ведущим за собой тысячи душ в геенну огненную. И почивший уже в XXI в. донецкий старец Зосима (Сокур) говорил о возможном попущении раскола, а посему верных наставлял оставаться в таком случае непосредственно под омофором Московского Патриархата, даже на уровне одного прихода.
Однако об оранжевом «переломе» в УПЦ пока говорить преждевременно. Следует помнить, что наряду с активным и самодеятельным оранжевым лобби в УПЦ существуют внятные силы противодействия: в лице иерархов и иереев, которые ни при каких условиях не поступятся духовными каноническими принципами, и что все-таки велика по численности каноническая паства, прежде всего на Востоке и Юге Украины, а также Тернопольщине (с центром в Почаеве). Внятный голос в нынешние дни возвысили православные общественные организации Украины, собравшиеся на Конференцию и принявшие резолюцию, в которой отчетливо сформулированы канонические принципы и позиции. Чающие мира, а не раскола, соузничества, а не самости, молятся о сохранении канонического единства Русской Церкви, неотъемлемой и важнейшей частью которой является каноническая Украинская. Молятся и действуют.http://www.odnako.org/blogs/show_15311/