Сказки народов СМИ или китайский новый год

23 января 2012 года посвящается

0
158
Время на чтение 10 минут

Посленовогоднее

Под Новый год я обычно начинаю верить в существование разных волшебных существ. Нет, не потому, что в эти дни «душе хочется сказки» и т.п., - фразы из рекламных статеек на меня не действуют. Верить в существование сказочных существ я начинаю исключительно на почве трезвого и холодного экономического расчета.

Я, как взрослый человек - и даже когда-то поработавший в СМИ, приблизительно представляю, сколько стоит разворот страницы того или иного издания. Сколько может стоить реклама и скрытая реклама, сколько стоит массовая PR-кампания. И я понимаю, что вложенные в них деньги печатаются на вполне реальном станке и дают их вполне реальные существа.

И когда я вижу, сколько места и времени уделяется в радиоэфире, прессе и других видах СМИ различным мифическим персонажам - а особенно такие кампании расцветают под Новый год - меня, как говаривал один известный киногерой, начинают «терзать смутные сомнения»: ну откуда у мифических персонажей столько реальных денег?

В этот раз по СМИ-календарю наступил пиар-год Дракона. Нам было с чем сравнить: не так давно отгремели думские выборы. И могу сказать: судя по проведенной кампании, у Дракона оказалось финансовое лобби не меньше, чем у большинства выбиравшихся партий.

Тут человек, уже привыкший к этому мистическому зоопарку на страницах предновогодней прессы, подумает: «Да ведь у нас же рынок, спрос рождает предложение. Разве не так?»

Так, но не совсем. Потому что потребительское общество - это, как известно, общество, которое создает не только товар, но и самого потребителя. Оно умеет формировать спрос на то, «на что надо». Смотрите: по данным соцопросов, в стране 80% населения причислили себя к православным (а в православном календаре и православной культуре гороскопы - вещь невозможная). Ни в дореволюционной России, ни в Советском Союзе гороскопы в СМИ были попросту невозможны - теперь же они стали обязательной рубрикой почти каждого СМИ. Откуда вдруг спрос? И отвечают ли на этот спрос наши СМИ - или пока еще его только формируют?

Для ответа на этот вопрос достаточно спросить любого школьника: а знает ли он, какой «год» наступит через 12 месяцев. Есть твердая уверенность, что большинство скажет: «2013-й», - и лишь исключения назовут следующее гороскопное существо. И даже если прямо спросить: «Чей год?» - следующего «зверя» не вспомнят. Потому что для абсолютного большинства весь этот мистический зоопарк по-прежнему вещь совершенно чужеродная, они узнают об очередном «покровителе» лишь за месяц до следующего «1 января» - из газет...

«Обучающие игры» под елкой

Здесь возникает резонный вопрос: а не все ли равно, кого мы дарим под елку и с чьим годом поздравляем друг друга? Для большинства ведь это просто веселая игра! Большинству совершенно не важно, что год Дракона к 1 января никакого отношения не имеет: высчитывается этот год по совсем другим законам (по лунному календарю). И неважно, что к нам с вами этот «год» тоже никакого отношения не имеет: его ни предки наши не праздновали, ни в традициях, обрядах и пословицах наших его нет, ни в любимых нами песнях и стихах он не воспет. Это все оказывается совсем неважным. Главное, что всем весело, все смеются, дракончики забавные - так в чем вообще проблема?

Проблема в том, что игры - это одно из мощнейших средств обучения. Это давно известно в педагогике и все больше и больше используется в современном образовании на любом уровне. Даже «несерьезное» (но повсеместное и регулярное) использование определенных символов приучает к тому, что человек начинает некритически воспринимать заложенные в них идеи - он принимает их «как свои» в силу привычки, вырабатываемой игрой, а не в силу своего осознанного выбора. И снова тот же вопрос: почему мы - и, что еще важнее, наши маленькие дети, особенно легко обучаемые, особенно восприимчивые, - почему мы всем обществом стали «играть в гороскоп»? Почему мы в игровой форме обучаемся «дальневосточной мудрости»?

Открываю предновогодний выпуск «Учительской газеты» (27 декабря 2011 г.). Почти на целый разворот статья: «Сокровища дракона». Запомнилась цитата: «Дракон связан с бессмертием, которым можно овладеть, либо его убив, либо будучи им проглоченным». Вспоминаю русские сказки: скажем так - несколько иная там давалась оценка борьбе с «драконами»... Да и вообще все положительное у нас со светом связано, символизируется «красным солнышком» - так актуальны ли для наших детей персонажи лунного календаря? А уж что касается «бессмертия», то в родной для нас культуре оно, опять же, с правильным нравственным выбором сопряжено, а не с драконами и прочими стихиями... Помните - у Пастернака, «На Страстной»: «Смерть можно будет побороть усильем Воскресенья»?

Рубрика с процитированной статьей названа честно: «Чужая азбука». Но вот «своей азбуки», знакомящей с азами родной духовной культуры, в этом номере так найти и не удалось... Зато есть колонка про деда Трескуна. И целый разворот про «письма Деду Морозу». Письмо восьмиклассницы из Томска: «У меня "ВКонтакте" в рубрике "Религиозные взгляды" написано: "Верю в Деда Мороза". А раньше было: "Верю в Деда Мороза и Бога". Теперь, когда я стала старше, понимаю: насчет Бога вопрос серьезный, и надо еще подумать». Это точно, к вере в Бога надо относиться серьезно, и мешать ее с чем-либо не стоит. Но вот сам навык «верить в то, что несерьезно»... Видимо, срабатывают «обучающие игры» вокруг новогодних праздников.

Впрочем, одно упоминание об отечественных новогодних традициях есть. Речь про «Старый Новый год» - «Васильев день» по церковному календарю (в народных колядках нередко упоминаются три праздника: Рождество, Крещение и «святого Василья»). Вот что сочла возможным написать об этом «Учительская газета»: «Этот день назван в честь святого Василия, который являлся покровителем домашнего животного - свиньи. В этот день было принято подавать на стол кушанья со свининой». Вот так: даже не «считался» (мало ли кем), а «являлся»... Нет смысла объяснять, что «являться покровителем» святой мог только в контексте той традиции, к которой принадлежал сам, то есть церковной. А эта традиция больше заботится о совести, о душе, нежели о свиньях. У многих наверняка на слуху евангельский афоризм: «Не мечите бисер перед свиньями». А современному учителю, а далее и школьнику, из богатого духовного наследия предков предложено только упоминание свиньи и кушаний из свинины.

Что ж, закономерно, если иметь в виду взращивание новых, «духовно-игровых» праздничных «традиций» (или «игры в духовность»?). Родная культура потихоньку приобретает формат юмористического шоу, карнавала; «в игре» остаются только приметы, гадания по силам природы и тому подобное «сельскохозяйственное язычество» (почему-то особенно популярное в городских СМИ, чья аудитория едва ли озабочена расчетами времени высева яровых). Высокие слова и идеалы наших предков «цензуру» не проходят.

«Игра Добра и Зла»

Миллионы советских школьников - целые поколения - учились различать добро и зло еще с начальных классов, по всем известным детским стишкам. Да, «ирония судьбы» в том, что советская школа учила этому по стихам самоубийцы. И все-таки, при всей их ущербности и даже карикатурности, «Что такое хорошо и что такое плохо?» Маяковского принадлежали той самой парадигме, которая в известных строках Достоевского сформулирована как «битва Добра и Зла».

Современные дети с младых ногтей знакомятся с совсем другими «обучающими играми». С теми, что укореняют в нашем сознании принципиально новую для нашей культуры парадигму: «игру Добра и Зла» (если воспользоваться другими известными строками). Если в битве все всерьез, то в игре соперники легко могут меняться местами (как в той же лапте) - это просто роли. Онтологически же «все равны» и «все равно». Пантеизм поистине самая политкорректная и самая демократическая религия. «Ты тоже являешься частью вселенной». Как и все остальные. Как и этот окурок под ногами. Все равны.

И кто победит - все равно. Потому что в этой игре (то ли карнавале, то ли - кроваво-жестоком спортивном состязании) все различия - это лишь роли, маски. Личины. Разные стороны одной силы.

Поэтому никто не рассчитывает, что современный человек всерьез будет верить в Дракона со товарищи. Напротив, его обучают верить в то, что все на свете - и мы в том числе - лишь символы и тени одного и того же. Если говорить прямым текстом - одного безличного универсума. В этом - суть данных обучающих игр. Терминологически точно будет назвать эту суть и цель - обезличиванием. Не спешите считать это слово ругательным: для человека, постигшего изнутри всю «дальневосточную мудрость», это едва ли не комплимент. В конце концов, если все символы в итоге «значат» одно и то же, их вполне можно назвать пустыми.

Вот и выстраивается обучающий диалог: место Личностного Бога, Которому «на другом конце» со-ответствует личность человека, занимает теперь безличный универсум, которому «соответствует» теперь n-ная безличная «часть вселенной». «Со-ответствует» в последнем случае - в кавычках, потому как «ответ» невозможен без осмысленного слова, а здесь - вместо Бога и Его Слова, Его Откровения - гадания на всем-всем-всем; не может быть со-ответствия и без ответственности, а последняя - это прерогатива личности: ну какая ответственность у «окурка под ногами»?

Новогодний зоопарк в наших СМИ - это лишь малая часть мирового тренда. На тот же образ мира (и соответствующий ему образ человека) работает огромная «индустрия обучающих игр». Фильмы и мультфильмы, где на разные лады воспеваются природные стихии и «Матушка-Природа» в целом (как говорится, «теперь и в 3D»). Фильмы, мультфильмы и игры, которые культивируют образ героя, управляющего вышеупомянутыми стихиями, то есть мага. Ведь нью-эйдж - это отнюдь не только Кастанеда и Ричард Бах. Нью-эйдж - это в первую очередь Джоан Роулинг с «Гарри Поттером», в художественном мире которого главный водораздел проходит между магами и «лохами»-муглами. Не между «добрыми» и «злыми», «честными» и «предателями», а между «посвященными» (в магию) и - «простыми». По этому водоразделу формируется и граница читательских симпатий: муглы вызывают отвращение, а маги - восхищение, вне зависимости от личных качеств (об этом свидетельствует огромное количество фанатов у «как бы отрицательных» магов - персонажей «Гарри Поттера»).

Иными словами, за христианской культурой и культурой нью-эйджа стоят два совершенно разных взгляда на человека. В одном случае - личность, образ Божий. Уникальный именно своим личным отношением к Богу и с Богом. В другом - «часть вселенной, равная любой другой» (то есть полная аморфность налицо). В одном случае - поиск «гармонии с Богом»: «гармонии с совестью» (голосом Божиим в нас), «гармонии с заповедями Божиими» (голосом Божиим в религиозном откровении). В другом - поиск «гармонии с природой». В одном случае выбрать путь Жизни - значит выбрать путь Добра, потому что «этот путь знает Господь» (Пс. 1: 6). В другом «путь жизни» - это слияние с космосом. В одном случае - свобода, личностный выбор и личная ответственность. В другом - полная детерминированность (обусловленность) как «свобода» от всякой ответственности. Именно на этом уровне разница становится очевидной для всех: в одном случае - «человек свободный», в другом - «человек стихийный».

Гороскоп - один из самых доступных способов популяризации такого «детерминирующего слияния со стихиями». Ведь гороскоп - это программирование себя на что-либо в зависимости от действий сил природы. А христианство провозглашает свободу человеческой личности от действия «стихий». Свободу нравственного выбора. Да, это очень труднодостижимая свобода (наша «свободная» воля на деле нередко в плену у наших желаний). Без Бога ее невозможно достичь. Но эта свобода - цель и идеал всей христианской культуры. Быть личностью, то есть образом Божиим, а не просто «частью вселенной». Отвечать за свои поступки, а не ссылаться на звезды. И такая ответственность - это традиционный идеал для отечественной культуры.

Но появляются и более агрессивные методы воспитания «безличной позиции». Цитирую одну из многочисленных магических рекомендаций, коими усеяны новогодние номера телегидов. К привычным уже (с некоторых пор) «написать, сжечь и выпить под бой курантов» добавляется интересное: «Пишите намерение специально купленной ручкой... В конце напишите: "Благодарю". Затем пишите: "Да будет так". Поставьте подпись и число». Ни больше ни меньше: «Да будет так». То есть практически «Аминь». А подпись и число подозрительно смахивают на договор. С кем? Кого благодарить? Договоры с магами и целителями рекламируются почти в каждом номере телегида (согласие человека должно быть письменно выражено). Но тут уже нечто совсем безличное. Так и тянет вспомнить другой нью-эйджевский шедевр с его пресловутой «Силой», у которой свет и тьма - просто две стороны одной медали. Но Бог Библии не является источником «темной стороны силы», Добро и Зло как раз и различаются своим отношением к Личности Бога: для Добра Он - Источник, а зло - не что иное, как личная воля, свободно выбравшая противодействие ради самоутверждения.

Вопрос в итоге остается только один: в наших ли интересах возвращаться на до-личностный уровень мировосприятия, на дохристианский уровень «безличной духовности»?

P.S.: Китайский Новый год наступает. На Россию?

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех наших дальневосточных соседей с их праздником - сегодня (именно сегодня, 23 января 2012 года, то есть в «первое новолуние после 21-го») их «год Дракона, о котором так долго говорили СМИ», таки наступил.

Их собственное отношение к этому празднику заслуживает уважения. Несмотря на то, что эти страны давно усвоили западные «научно-технический прогресс» и «инновационные технологии» не только на словах, к культурным инновациям они отнюдь не стремятся. В отличие от нашей прессы, их газеты слово «традиционализм» никогда не употребляют как ругательное. Они пользуются iPad-ами (и даже «клонируют» их), но далеки от того, чтобы со щенячьим восторгом устраивать культ Стива Джобса и воздвигать ему памятники. И они никогда не станут праздновать европейский Новый год с тем размахом, с каким СМИ учат нас «задабривать» их мифологических покровителей каждое 1 января. Они чтят предков и дорожат своей культурной связью с ними. И свою культуру не сводят к восточной кухне. Они не выродятся, даже если будут иметь по одному ребенку в семье.

А у нас... Пытаюсь представить, как может выглядеть отечественный Новый год в изображении отечественных же СМИ лет этак через ...дцать. Пока получается примерно так: «Понимаете, каждый год накануне первого новолуния после 21 января мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция».


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51080.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18