Иконографические изображения Рождества Христова на стенах римских катакомб в первой половине III в.

Новости Москвы 
0
287
Время на чтение 4 минуты

Поводом к написанию данной заметки явилась передача русской редакции Радио Ватикана, вышедшая в январе 2012 года. Откликаясь на этот выпуск, Анатолий Холодюк рассказывает о фресковых изображениях, отображающих Рождество Христово и поклонение волхвов, которые были оставлены первыми христианами на стенах римских катакомб в период между 230 - 260 гг.

Слушая недавно прозвучавшую рождественскую передачу на Радио Ватикана [5], я невольно поймал себя на мысли о том, что римские катакомбы, которые я неоднократно посещал, хранят некоторые интересные тайны, о которых во время экскурсий почти не рассказывают итальянские гиды-проводники подземных лабиринтов. Одна из них связана с темой Рождества Христова, которая отображена на древних фресках под Древней Аппиевой дорогой на окраине современного Рима. Проведенные в разные годы в Италии археологические исследования свидетельствуют, что уже в первые века христианства верующие изображали евангельские сюжеты Рождества Христова и поклонения волхвов на стенах римских катакомб, представляющих собой, как всем известно, лабиринтную систему подземных ходов, использовавшихся в качестве места погребения и проведения собраний древних христиан. По рассказам экскурсоводов, более шестидесяти таких катакомб, общей длиной в 150-170 км, расположены под землей, в основном вдоль Древней Аппиевой дороги.

Приблизительно в сорока катакомбах стены многих подземных склепов украшены не только различными христианскими аллегорическими символами, но и фресками, изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета. Наличие в местах захоронения и собраний первых христиан фресковых изображений сюжетов из библейской истории, Евангелия, церковных преданий, апокрифического протоевангелия Иакова свидетельствует о ранней традиции почитания христианами священных изображений.

В своем фундаментальном труде, посвященном истории и живописи римских катакомб [1], русский исследователь А. фон Фрикен отмечает, что первое христианское общество «воскресает для нас в своих памятниках», так как в изобразительном искусстве древних христиан проявляется «характер их верований, надежд и стремлений, открываются самые сокровенные стороны, самые задушевные особенности их необыкновенного нравственного состояния»[1]. Несмотря на то, что многие фрески исполнены подчас «неискусною рукой посредственного мастера», в этой казалось бы художественной нищете первых христиан уже «выражено новое чувство, новое верование» - «следы тайной работы перерождения общества»[2].

Согласно материалам, опубликованным в ватиканской газете «L'Osservatore Romano» [4], а также информации, переданной в специальной передаче Радио Ватикана [5], наиболее ранние иконографические свидетельства, отображающие сцены Рождества Христова и поклонения волхвов, были сделаны христианскими художниками уже в период между 230 и 260 годами в катакомбах св. Прискиллы на улице Новая Салария. Здесь же обнаружены и редкие фрески, изображающие сцены из детских лет Господа Иисуса Христа.

В римских катакомбах сюжет поклонения волхвов сохранился в 10-12 фресках, датируемых III cтолетием. Самым древним изображением на эту тему в римских катакомбах ученые называют фреску в Греческой Капелле катакомб св. Прискиллы. По мнению исследователя Н. Покровского, после окончательного разрушения этой фрески следующим древнейшим фресковым изображением на аналогичную тему считается рисунок в катакомбе св. апостола Петра и св. Марцеллина[2].

Первые неизвестные нам христианские художники изображают на фресках двух, иногда четырех волхвов, торжественно несущих свои священные дары Богомладенцу. В древнейших композициях рассматриваемого сюжета можно видеть Богомладенца, находящегося не в пеленах и лежащего в яслях, а сидящего на коленах Богоматери и принимающего волхвов[3]. Встречается и одна фреска, которую отличает особая манера изображения: Богородица сидит на стуле без спинки, волхвы же - трое, - облаченные в восточные одежды, подносят свои дары не на блюдах, а в руках.

Большое количество разных надписей и фресок находится в широко известных катакомбах св. Севастиана, расположенных на Древней Аппиевой дороге. В 1877 году здесь было обнаружено едва сохранившееся изображение рождественских яслей: подобие доски с помещенным на ней Младенцом-Иисусом - в пеленах и с нимбом. Рядом с Ним можно видеть ослика и вола. Сама сцена Рождества Христова, считают итальянские ученые-археологи, отображена здесь «в эсхатологической перспективе Христа Спасителя»[5], так как над этой евангельской сценой можно видеть мужской бюст с туникой и паллием, а также нимбом над головой. Римские исследователи видят в этом бюсте лик самого Спасителя[3].

Согласно выводам русских и итальянских специалистов, настенные изображения Рождества Христова, выполненные первыми христианами в римских катакомбах, свидетельствуют о том, что верующие уже в III веке с особым вниманием относились к священным событиям, изображая сюжеты как из Евангелия, так и из апокрифов. Тем самым неизвестные мастера этих древних иконографических изображений расширяли представление посетителей христианских собраний и подземных склепов о дивной и чарующей картине праздника Рождества Христова, который был великим событием и в жизни первых христиан[4].

Литература:

1. Фрикен фон А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Части 1-4.- Москва, издание К. Т. Солдатникова, 1872.

2. Покровский Н. Живопись катакомб. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период.- В кн.: Очерки памятников христианского искусства. - Санкт-Петербург, «Лига-плюс», 2000.

3. Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери.- СПб., Т. I.,1914. Т. II. 1915.- Репринт: Elibron Classics, 2003.

4. L'Osservatore Romano. Il presepe nel complesso di San Sebastiano. MEMORIE DELLA Natività IN CATACOMBA, di Giovanni Carrù.- Venerdì, 30 dicembre 2011. Anno CLI n. 300 (45.945)

5. Рождественские ясли в первые века христианства. Передача русской редакции Радио Ватикан от 02.01.2012.- см. также сайт www.radiovaticana.org/rus



[1] Фрикен фон А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Часть 1. Москва. Издание К. Т. Солдатникова, 1872. С. 2 .

[2] Там же, с. 5 - 6.

[3] Рождественские ясли в первые века христианства. Передача русской редакции Радио Ватикан от 02.01.2012.- см. также сайт www.radiovaticana.org/rus

[4] Материал составлен на основе работ известных исследователей Древнего Рима (А. фон Фрикена, Н. Покровского, Н. Кондакова), материалов, опубликованных в декабре 2011 года на страницах ватиканской газеты «L'Osservatore Romano», а также январской передачи 2012 года русской редакции Радио Ватикан.

http://www.bogoslov.ru/text/2355944.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 03:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42