Когда же родился Христос?

0
446
Время на чтение 5 минут

Католики, протестанты и ряд Поместных Православных Церквей отпраздновали Рождество Христово 25-го декабря. Мы будем отмечать этот светлый Праздник через несколько дней. Почему такая разница во времени? Когда же на самом деле родился Иисус Христос? 25 декабря? 7 января? 19 декабря? А может быть, 20 мая или 25 марта?

Отрадно, что теперь уже телеведущие не говорят о «католическом» или «православном» Рождестве, но «сегодня (25 декабря) католики отмечают Рождество Христово», а «для православных христиан Рождество наступит 7 января». Потому что это один и тот же день, только по разным календарям: григорианскому, новому, - по нему живет весь западный и наш «светский» мир, и юлианскому, более древнему, по которому живет Русская и некоторые другие поместные Православные Церкви (это то, что в календарях обозначается «по ст. стилю»; разница с новым - 13 дней).

Когда же точно родился Спаситель, и в древности не было известно. В Древней Церкви дням рождения вообще не придавали особого значения: у мучеников праздовались дни их мученического рождения - в вечность (natalitiae), т. е. смерти; поэтому церковный календарный год и в первые века, и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, исключая Спасителя, Богоматерь и Иоанна Крестителя, да и те стали отмечатся сравнительно поздно. Самыми первыми праздниками в честь Господа были Пасха и воскресный день. Потом возник праздник Богоявления (Крещения) (в III в.). И только к к. IV в. в отдельных областях начинает праздноваться Рождество Христово.

Что же касается даты рождения Господа Иисуса Христа, то крупнейший исследователь церковных праздников М. Скабалланович прямо об этом пишет: «Когда праздник Рождества Христова был приурочен к 25 декабря, тогда этот день стали считать днем и самого события. До этого же вопрос о дне рождения Спасителя был спорным»[1]. Св. Климент Александрийский приводит 3 древних мнения на сей счет: одни приурочивали рождество к 25-му дню египетского месяца пахона (= 20 мая), другие - к 15-му или 11-му дню месяца туби (= 10 или 6 января), третьи - к 28 марта. А надпись на статуе св. Ипполита Римского гласит, что Рождество Христово было 25 марта. В комментарии самого св. Ипполита на книгу прор. Даниила есть такие слова: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.»[2]. И только в IV и V вв. Стали решительно защищать дату 25 декабря. Так, для свт. Иоанна Златоуста (Беседа на Рождество Христово; относится к первому празднованию его в Антиохии в 386 или 388 г.) правомерность праздника 25 декабря подтверждается, во-первых, хранящимися в Риме документами о переписи при Августе (о которых нам, впрочем, ничего не известно), во-вторых, тем, что зачатие Спасителя, по евангелисту Луке (пишет свт. Иоанн), последовало через 6 месяцев после явления архангела Гавриила свящ. Захарии, что должно было быть в месяце тисри (= сентябре) в день принесения им жертвы очищения; т. е. зачатие было в марте, значит, рождение - в декабре. Надо сказать, не все придерживались этого мнения: св. Епифаний Кипрский отстаивал дату 6 января.

Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января. Почему? А дело в том, что праздник Рождества Христова выделился из Богоявления (Крещения), получившего начало в III в. и широко распространившегося в IV-V вв. Для древних христиан событие крещения было важнее Его фактического рождения - ведь и христиане издревле празднуют свои именины, т. е. день крещения и наречения христианским именем, именем святого покровителя, а вовсе не день своего появления на свет. Интересно, что изначально в праздновании Богоявления воспоминались не только события собственно крещения Спасителя и, как мы уже отметили, Его рождения, но и чудо в Кане Галилейской (на Западе), и чудесное насыщение 5000 и даже воскрешение Лазаря, а блж. Августин в 6 словах на Богоявление говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти православного Востока, как отмечает М. Скабалланович, до к. IV в. Богоявление - праздник в честь... Рождества Христова[3]. Из-за такого слишком уж сложного ряда воспоминаний позднее и выделилось в отдельный праздник Рождество Христово. Правда, как считают разные историки, сказались тут и другие причины: отчасти - прекращение эпохи мученичества, что позволило более ценить земную жизнь и ее начало; может быть, хотели противопоставить христианский праздник языческим, в честь декабрьского солнцеворота (знаменитые римские Сатурналии, приходившиеся на 17-23 декабря, за которыми следовал праздник «непобедимого солнца»; кроме того, в Александрии был праздник Кикеллий, были и другие языческие праздники в этот период); есть предположение, что на установление празднования Рождества Христова 25 декабря мог повлиять и иудейский праздник обновления храма в 25-й день месяца тейвейс (= декабрь)[4].

Раньше всех Рождество стала праздновать Римская Церковь. По одному из свидетельств, это произошло при папе Юлии (337-352 гг. правления). Точно можно сказать только, что произошло это 25 декабря и до 354 г. На Востоке праздник Рождества стал прежде всего известен в Каппадокии при свт. Василии Великом (ум. в 379 г.), и можно предоположить, что благодаря ему. Его друг, свт. Григорий Богослов (ум. ок. 390 г.) ввел празднование Рождества Христова в Константинополе: первый раз он отслужил праздничную службу 25 декабря 379 г., и это было первым актом восстановления Православия в столице после арианских притеснений императора Валента (правил с 364 по 378 гг.). В Антиохии праздник появляется благодаря свт. Иоанну Златоусту (в 386 или 388 г.). Однако еще долго после отделения Рождества Христова от Богоявления ему присваиваются оба имени: так, свт. Григорий Богослов называет Рождество также Богоявлением.

Специальный пост, подготавливающий к празднику Рождества, появляется на Западе в V в. Рождественский или Филиппов пост (по-лат. Адвент - подготовление к пришествию, adventus, Спасителя) устанавливается повсеместно в VI-VIII вв.; первое упоминание о нем на Востоке (и именно с 15 ноября (по ст. стилю) есть в коптском календаре VIII в.

Материалы: М. Скабалланович. Толковый Типикон (М., 2004) или см.: http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/

Архим. Иоанн (Маслов). Конспект по литургике для 3-го класса/гл. Господские праздники. Рождество Христово - http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4900


[1]Толковый Типикон. - С. 269. - Примеч. 3.


[2] Все цитаты - по Скабаллановичу. - С. 269.

[3] Толковый Типикон. - С. 267.

[4] Там же. - С. 269. - Примеч. 3.

http://www.taday.ru/text/86922.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 07:06
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:21
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24