Воцерковление семьи и удовлетворенность браком

В 2010-2011 годах в Москве и Московской области, Республике Карелия, Новгородской, Вологодской, Рязанской и Воронежской областях было проведено исследование 227 супружеских пар на удовлетворенность браком, в ходе которого были опрошены семьи православных священнослужителей, семьи воцерковленные и семьи неверующих. «Тест-опросник удовлетворенности браком»[1] состоит из 24 вопросов, относящихся к различным сферам восприятия себя и партнера. Результаты, полученные после анализа ответов, представлены на диаграмме.

Распределение семей по степени удовлетворенности браком

Загрузить увеличенное изображение. 749 x 493 px. Размер файла 135266 b.
 

На диаграмме заметна четкая градация уровня удовлетворенности в зависимости от степени воцерковленности супружеской пары: самыми удовлетворенными своим браком являются семьи священнослужителей; далее следуют семьи воцерковленные; наименее удовлетворительным считают свой брак семьи невоцерковленные или неверующие. При этом если в семье хотя бы один из супругов воцерковлен, то удовлетворенность браком уже выше.

К вопросу о благополучии пар, в которых один из супругов воцерковлен, а другой нет: как следует из графика, если неверующего супруга подводить к воцерковлению, то существует большая вероятность семье войти в категорию благополучных; если же семья будет ориентироваться лишь на супруга неверующего, то у нее больше шансов попасть в категорию менее благополучных семей.

Помимо тестирования с супружескими парами дополнительно проводилось собеседование, которое показало, что воцерковленные семьи в подавляющем большинстве относятся к браку как к таинству, считая, что «благодать, полученная при венчании, помогает им в семейной жизни»; супруги в таких семьях стремятся строить свои взаимоотношения в согласии со Священным Писанием.

Священное Писание говорит об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (см.: Еф. 5: 22-23; Кол. 3: 18). Здесь речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве и ответственности, заботе и любви[2].

«Быть главой» означает заботиться, брать ответственность за благополучие ближнего. Муж отвечает за все сферы семейной жизни: за материальное благополучие, за душевное и духовное состояние супруги и семьи в целом. Это функции, наложенные на мужчину Богом; их нереализованность ведет к своеобразной духовной инвалидизации мужчины и к неудовлетворенности своим положением[3], что, к сожалению, свойственно мужчинам в современном мире.

Жена же не должна бояться выпустить из своих рук бразды правления и принять предназначенное ей Богом положение: «Повинуйтесь своим мужьям как Господу... как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5: 22, 24). В христианском браке такие отношения являются естественными и не вызывают неудовлетворенности и разногласий. Более того, психологи-консультанты утверждают: «Практика работы с женщинами, которые начинают строить свои семейные отношения на основе христианской модели супружества, показывает, что их постепенный отказ от тотального контроля за всеми действиями мужа и детей, от стремления управлять всем и всеми достаточно быстро приводит к значительному улучшению семейной атмосферы, к тому, что муж начинает восприниматься ею более позитивно и, соответственно, больше участвует в семейных делах (об этом говорят сами женщины)»[4].

В православной модели брака жизненные ориентиры супругов, их единомыслие в представлении о нравственности, обязанностях мужа и жены помогают предотвращению появления супружеских конфликтов: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16: 4; Флм. 1: 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога»[5].

Многие люди в результате своего духовно-нравственного невежества не могут правильно выстроить супружеские взаимоотношения и создать здоровую семью, чувствуют себя в браке неудовлетворенными. Залогом же улучшения ситуации может стать возвращение людей к своим духовным и культурным традициям. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «исповедуемое Православием восприятие семьи как малой Церкви помогает христианам... правильно выстроить взаимоотношения мужа и жены»[6] . Результаты проведенного исследования это наглядно показывают.

Дмитрий Дементьев

[1] Тест-опросник удовлетворенности браком // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. М., 2007. Т. 2. С. 173-179. [2] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. [3]Лысюк Л. Христианская модель семьи как основа семейного консультирования // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 70. [4] Там же. С. 74. [5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. [6] Патриаршее приветствие организаторам, участникам и гостям VII Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» // http://www.patriarchia.ru/db/text/1158522.html.


[1] Тест-опросник удовлетворенности браком // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. М., 2007. Т. 2. С. 173-179. [2] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. [3]Лысюк Л. Христианская модель семьи как основа семейного консультирования // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 70. [4] Там же. С. 74. [5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. [6] Патриаршее приветствие организаторам, участникам и гостям VII Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» // http://www.patriarchia.ru/db/text/1158522.html.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49480.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий