Живое чувство к Богу

0
201
Время на чтение 6 минут

В наши дни в храмах служит большое количество священников молодых, которые пришли к решению посвятить свою жизнь Богу и Церкви в детстве. Как рождается такое решение у ребенка, что помогает и в дальнейшем не свернуть с выбранного пути? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора священником Виктором Тихоновым.

- Отец Виктор, расскажите, пожалуйста, как пришло к Вам решение стать священником?

- Я родился в Казахстане, в семье нецерковных, хотя и верующих родителей. Мы начали постоянно ходить в храм, когда мне исполнилось лет восемь. До этого мы с мамой заходили, ставили свечи, но не задумывались о том, что нужно ходить на богослужения, исповедоваться. Поначалу в церковь меня тянуло лишь из любопытства. Помню, как мои братья пришли домой и сказали: «Мы сейчас в храме видели такое: там стоит котел, в котором варят грешников». Когда мы с мамой пришли в храм, я стал допытываться, где стоит этот котел. И оказалось, что это всего лишь часть росписи западной стены, где художник изобразил Страшный Суд.

Моя церковная жизнь началась, когда заболела бабушка моего друга, постоянная прихожанка нашего храма. Она попросила меня сопровождать своего внука до воскресной школы. Так я стал посещать уроки и открыл для себя, что в храме есть своя жизнь, есть общение между прихожанами, в том числе между моими ровесниками, есть батюшка, который любит нас и всегда рад видеть в храме.

В десять лет я впервые сознательно отстоял долгую службу на Рождество Христово. Родители, отпустившие меня одного на всю ночь, плохо представляли себе, как это будет. Они думали, что мы сходим в храм ненадолго и нас уложат спать в воскресной школе. Служба закончилась в четыре часа утра, храм закрыли. И я отправился домой один (а идти надо было минут 30-40) и по дороге читал все известные мне молитвы.

И вот тогда я сердцем почувствовал, что есть Бог, что Он любит нас и никогда не оставит без поддержки. С того момента началась моя осознанная церковная жизнь. Я стал пономарем, начал учиться молитве, исповеди. Со временем пришло понимание, что церковная жизнь для меня не просто какое-то занятие в свободное время, а самое главное дело в жизни. И я решил поступать в семинарию, чтобы затем стать священником.

- Церковная жизнь в Казахстане отличается от российской?

- Конечно, отличается. В городе Кызылорде, где я родился и вырос, на всю область был один храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который был центром духовной жизни. Во времена моего детства туда ходили еще бабушки, которые сохранили этот храм в советское время. Они сохранили традиции, теплую атмосферу взаимной любви и уважения. Например, там была традиция, которой я не встречал в России. Когда в Великую Пятницу или на Успение Божией Матери в храм выносили Плащаницу, бабушки устанавливали своего рода дежурство и всю ночь читали около нее каноны, Иисусову молитву, кафизмы. И когда утром мы приходили на службу, заставали в храме глубокую молитвенную атмосферу. Я многому учился у церковных бабушек: их отношению к Богу, к храму. Их нельзя было застать неготовыми: к празднику, к исповеди, к службе.

От внешнего вида до церковных приготовлений все было тщательно приготовлено, продумано.

Там немного другое отношение к православному духовенству (как, впрочем, и к служителям любой религии). Священник в Казахстане, в мусульманской, по сути, стране, всегда воспринимался доброжелательно и с большим уважением. Мы всегда знали, что если куда-нибудь идем с батюшкой, нам помогут, встретят приветливо. Священник, независимо от возраста, воспринимался как старший, а к старшим там относятся очень уважительно. Да и к любому прихожанину, ведущему православный образ жизни, тоже относятся с почтением.

- Во время обучения в семинарии Вы несли послушание иподиакона Епископа Саратовского и Вольского Лонгина. Чем запомнилось Вам это время?

- Это было время, когда я с новой стороны открывал для себя мир Церкви. Владыка Лонгин помог мне увидеть духовную жизнь с новой стороны, научил более глубокому отношению к молитве, к богослужению. Присутствуя на архиерейских богослужениях, я открывал для себя, какой должна быть служба, праздник церковный.

Сам Владыка стал для меня образцом не только настоящего пастыря, но и всесторонне развитого человека, который глубоко видит жизнь, способен очень трезво и полно оценить любую жизненную ситуацию. Он научил меня обдумывать, тщательно анализировать любой поступок, любое решение. И я благодарен Богу за то, что у меня есть такой пример, задающий некий вектор духовного развития.

События, которые происходили в это время, все значимы для меня, все помнятся. Вспоминаю каждую службу с Владыкой: его улыбку, когда что-то получилось, взгляд, когда что-то сделал не так. Этот опыт дал мне запас духовной бодрости на долгое время. Я нес иподиаконское послушание с 2004 по 2009 год. В это время многое зарождалось и развивалось в нашей епархии. Совершенствовались хоры: архиерейский, Троицкого собора, Покровского храма. Мы от каждой службы ждали чего-то нового, необычного, и наши ожидания оправдывались. Благодаря Владыке, его личному участию, богослужение становилось все более отточенным, приближалось к идеалу. Так что и служащие священнослужители, и прихожане могли наслаждаться красотой церковной службы.

- Что для Вас самое радостное и что самое сложное в служении приходского священника?

- Самое радостное видеть, что человек ищет Бога, прилагает для этого какие-то усилия. Когда видишь, что он нуждается в храме, в священнике. Когда он учится молитве и у него получается, растет духовно, и вместе с ним растешь как священник и ты. Понимаешь, что в глубине его души раскрывается самое главное - стремление к Богу.

А самое сложное видеть равнодушие. Одно дело, когда человек не верит, еще не открыл для себя Бога и Церковь, а другое - когда он просто безразличен к Богу, к обществу, к самому себе и нравственному состоянию своей души. В таком случае человек постепенно теряет себя как личность, свое богоподобие и начинает жить чисто животными стремлениями. Такого человека всегда бывает очень жалко.

- Позвольте от читателей нашей газеты поздравить Вас с рождением второго сына. В вопросах воспитания своих сыновей на чей пример Вы ориентируетесь?

- Я считаю, что основа любого воспитания - уважение к старшим. От этого ребенок только приобретает, учиться сдерживать себя, не допускать каких-то грубых поступков. Мальчиков, конечно, нужно воспитывать в строгости. Во многом я ориентируюсь на пример своих родителей. Ведь они, хотя и не были вполне церковными людьми, все же верили в Бога, были людьми нравственными, честными и так же старались воспитать и нас. А дух семьи, пример родителей - самые важные факторы воспитания.

Для современных православных семей издается в наши дни множество православной литературы, в которой можно найти и советы по воспитанию, и примеры для подражания. В деле воспитания очень важны примеры святых. Помню, когда я сам учился в воскресной школе, меня поражали их жития, я стремился стать хотя бы чуть-чуть на них похожим. Поэтому планирую, что и детей своих буду воспитывать в православной традиции, объяснять им, что такое грех, страсть, учить молиться, исповедоваться.

- Несколько лет Вы несете послушание духовника одной из смен детского православного лагеря. Что этот опыт дает лично Вам?

- В Священном Писании есть слова «Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Раньше я относился к ним поверхностно. Общаясь с детьми в православном лагере, понял эту фразу гораздо глубже. Мы, взрослые, окунаясь в свои повседневные заботы, забываем о многом, и самое главное - забываем благодарить. В детском лагере я увидел, какой бывает настоящая благодарность.

Стоило мне уделить ребенку какое-то время, проявить участие или подарить что-то, он высказывал такую благодарность, которую я не встречал, пожалуй, ни в одном взрослом человеке.
Открытием стало для меня и отношение детей к молитве. Конечно, им сложно молиться, сложно заставить себя стоять на одном месте, сосредоточиться. Но были дети, которые очень глубоко воспринимали молитву. Многие из них в лагере учились молиться, и для них это становилось по-настоящему сокровенным деланием.

Там ты для детей образец во всем - в беседе, в общении и, конечно, в служении. Поэтому старался не просто служить, а что-то детям дать, чему-то научить. Многие дети обещали мне, что будут молиться дома, просили скорректировать молитвенное правило.

Конечно, были и отрицательные примеры. Но о них не вспоминаешь. Вспоминаешь взгляд ребенка, слова, сказанные при исповеди, то хорошее, что было в это время.

- Наша газета выходит в дни празднования Покрова Божией Матери. Как Вы думаете, в чем секрет такой популярности этого праздника у русского народа?

- Мне кажется, что дело не в самом событии, которое послужило рождению праздника. Праздник просто подтвердил особое отношение нашего народа к Божией Матери. Русский человек всегда чувствовал Ее Покров и благодатную защиту. А когда при святом благоверном князе Андрее Боголюбском был установлен этот праздник, то любовь к нему стала внешним выражением этого сердечного чувства.

- Что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты?

- Учиться ценить то, что у каждого из нас есть, и благодарить за это Бога. Человек, к сожалению, ко всему быстро привыкает: к тому, что у него есть семья, дети, к тому, что он приходит в храм. Это пагубная привычка. Мы забываем о том, что Господь, молитва, храм - это святыня, к которой привыкать нельзя. Нельзя допустить, чтобы христианство стало для нас лишь привычным набором действий. Желаю всем нам, чтобы мы сохраняли всегда искреннее, живое стремление к Богу, а духовная жизнь в каждый период нашей жизни открывалась бы для нас с новой стороны.

Беседовала Марина Шмелева

http://trsobor.ru/listok.php?id=371

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Тихонов
"18 лет мы чувствуем давление "хозяина" из-за океана"
Доклады, прозвучавшие на II Всеукраинском съезде депутатов советов всех уровней
05.03.2008
Все статьи Виктор Тихонов
Последние комментарии