Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Научиться страдать

Елена  Гаазе, Православная вера

19.10.2011

Хочется всегда побеждать. Быть счастливой и здоровой. И, как теперь принято говорить - успешной. Но именно в такие периоды, когда все получается и вокруг тебя сплошной позитив, сердце как будто ожесточается, отходит от Бога, а мысли о неизбежности страданий кажутся особенно возмутительными. Чем больше мы воцерковляемся, тем яснее начинаем видеть то, что раньше ускользало от нашего невнимательного, закрытого собственными переживаниями, взгляда: вокруг очень много боли (а ведь еще недавно казалось, что только наша боль - самая настоящая, самая нестерпимая), но еще больше поводов для счастья. И самый главный из них - то, что мы пришли к Богу. И знаем теперь, что для спасения нужно многому научиться, в том числе - научиться страдать.

Один из первых духовных советов, который я получила, меня обескуражил: «Учитесь страдать». И первой мыслью, промелькнувшей тогда, была: «Учиться страдать - зачем это? Я не хочу. Страданий все равно не избежать, но пока все хорошо - лучше о них не думать». Большинство старается избежать даже малейшей боли, малейшего дискомфорта. Борется за личное счастье, готово на все ради сохранения здоровья и жизни. Даже святое желание иметь детей иногда за­ставляет их идти на дикие безбожные поступки. Без понятия о Промысле Божием трудно смириться не только с болезнью, безответной любовью, но даже с собственным отражением в зеркале.

Убегая от всех, даже самых ничтожных видов страдания, которые и страданием-то не назовешь, люди за­крывают себе путь к Богу. Если, придя в Церковь, большинство из нас ищет именно избавления от мучений - то по мере воцерковления мы начинаем понимать: настоящая духовная жизнь - это радость, невозможная без страданий. Хотя бы потому, что сердце в церкви начинает оживать, учится любить и сопереживать, а значит - болеть. И чем дальше, тем больше. Мы становимся все более открытыми для чужой беды и все чаще «подставляемся», разрушая невидимые барьеры между собой и ближними, наконец. Иначе и быть не может. Иначе, по словам религиозного писателя С.Я. Фуделя, «когда верующий человек отказывается от подвига своей веры, от какого-то узкого пути и страдания внутреннего, то Бог - если Он еще благоволит его спасать - посылает ему страдание явное: болезни, лишения, скорби, чтобы хоть этим путем он принес «плод жизни вечной».

 

* * *

Один из первых духовных советов, который я получила, меня обескуражил: «Учитесь страдать». И первой мыслью, промелькнувшей тогда, была: «Учиться страдать - зачем это? Я не хочу. Страданий все равно не избежать, но пока все хорошо - лучше о них не думать». Большинство старается избежать даже малейшей боли, малейшего дискомфорта. Борется за личное счастье, готово на все ради сохранения здоровья и жизни. Даже святое желание иметь детей иногда за­ставляет их идти на дикие безбожные поступки. Без понятия о Промысле Божием трудно смириться не только с болезнью, безответной любовью, но даже с собственным отражением в зеркале.

Убегая от всех, даже самых ничтожных видов страдания, которые и страданием-то не назовешь, люди за­крывают себе путь к Богу. Если, придя в Церковь, большинство из нас ищет именно избавления от мучений - то по мере воцерковления мы начинаем понимать: настоящая духовная жизнь - это радость, невозможная без страданий. Хотя бы потому, что сердце в церкви начинает оживать, учится любить и сопереживать, а значит - болеть. И чем дальше, тем больше. Мы становимся все более открытыми для чужой беды и все чаще «подставляемся», разрушая невидимые барьеры между собой и ближними, наконец. Иначе и быть не может. Иначе, по словам религиозного писателя С.Я. Фуделя, «когда верующий человек отказывается от подвига своей веры, от какого-то узкого пути и страдания внутреннего, то Бог - если Он еще благоволит его спасать - посылает ему страдание явное: болезни, лишения, скорби, чтобы хоть этим путем он принес «плод жизни вечной».

С Ириной я познакомилась в паломнической поезд­ке. Вернее, видела ее и раньше, но кроме того, что она прихожанка одного из саратовских храмов, ничего о ней не знала. Ирина рассказала мне историю своего прихода к вере. У нее - достаточно редкое неизлечимое заболевание. Больные с таким диагнозом испытывают постоянную боль в ногах, унять которую невозможно никакими лекарствами. Трудно представить себе, как это: жить в постоянной боли и знать, что это, возможно, навсегда...

- Не буду скрывать - я пришла в церковь в надежде на исцеление,- рассказывает Ирина.- Это было главной причиной. Видимо, Бог исчерпал другие возможности привести меня к вере в Него и послал мне болезнь как последний способ меня вразумить. Шаг за шагом, благодаря отеческой заботе моего духовника, я пришла к пониманию смысла своего страдания, сумела смириться с ним и ощутить благодарность Богу за то, что Он не забыл меня. До этого были и сильнейшее уныние, и протест, и желание во что бы то ни стало избавиться от болезни...

Собеседница не скрывает - она и сейчас надеется на выздоровление, но теперь для нее это уже не главное.

- Мне открылся мир Православия, а это такое счастье, о котором я никогда не узнала бы, если бы не заболела,- объясняет она.- И мне очень жаль тех, кто лишает себя этого счастья, и страшно за людей, которые не слышат Божиего призыва, даже серьезно заболев...

По работе Ирине часто приходится иметь дело с творческими личностями, среди которых, по ее словам, много так называемых «странных» людей, поэтому она давно научилась быть терпимой и доброжелательной, принимая людей со всеми их достоинствами и недостатками. Но лишь придя к вере, она поняла, что существует совсем другая степень отношений.

- Хотя у меня много друзей, большинство из которых я знаю не один десяток лет, только теперь я учусь по-настоящему глубоким и теплым отношениям с людьми - гораздо большим, чем обычная приветливость и взаимная приязнь,- поясняет Ирина.- Стараюсь относиться к людям с большей сердечностью, пониманием. Хотя пока у меня это не всегда получается...

Еще одну очень важную вещь поняла Ирина: ни в коем случае нельзя себя жалеть. Жалость к себе - разрушительна. Когда жалеешь себя - это путь от Бога. Жалость и милосердие к другим - путь к Нему.

- Вокруг столько людей, страдающих гораздо сильнее, чем я,- говорит она.- Сначала я научилась их видеть, сопереживать им. Теперь учусь у них мужеству, терпению, готовности с благодарностью принять все, что посылает мне Бог.

Материал опубликован на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58162&Itemid=3


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме