На съезде партии «Единая Россия», где я присутствовал в качестве гостя, было оглашено решение о том, что Владимир Владимирович Путин будет выдвигать свою кандидатуру на пост Президента, а Дмитрий Анатольевич Медведев готов стать главой правительства. Глубоко убежден, что озвучивание этого решения в присутствии большого количества представителей разных слоев общества, кстати, не только членов партии «Единая Россия», - это знак открытости государственного руководства к диалогу с народом. А то, что о кандидатуре Путина впервые сказал действующий Президент Медведев, говорит, о благородстве и дружеском духе принятого решения.
Часто считается, что эталон управления государством - это управляемый
конфликт, это столкновение партий и кандидатов, их программ и стоящих за
ними интересов, это максимально активная политическая конкуренция.
Однако православный общественный идеал всегда предполагал предпочтение
единства и взаимодействия любым разделениям и борьбе. Это идеал в высшей
степени нравственный, укорененный в евангельском учении, предполагающем
предпочтение единства любым разделениям. И странам, которые учат нас
жить, неплохо было бы обратить внимание на этот идеал и основанную на
нем политическую практику.
Да, определенная соревновательность политике не помешает. Ее не стоит
ограничивать. Думаю, что в политику должно прийти новое поколение людей,
пока не могущих найти себе в ней достаточного применения. Но мы хорошо
помним, с какой ожесточенностью велась борьба за власть в 90-е годы и
как на этом играли внутренние и внешние деструктивные силы, которым был
выгоден хаос, были выгодны крайности политической борьбы, потому что в
такой обстановке упомянутые силы получали возможность манипуляций,
зарабатывания денег, а по большому счету и возможность ослабления власти
себе в угоду.
К сожалению, идеал единства различных слоев общества, единства власти,
народа и Церкви, о котором я давно говорю, часто в истории попирался. Мы
знаем, что даже в рамках одной царствующей династии власть иногда
переходила из рук в руки в результате заговоров и даже убийств. Уж не
будем говорить про XX век, в течение которого борьба за власть
многократно приводила к столкновению больших социальных групп, а в
октябре 1917 года породила систему, пролившую кровь миллионов людей,
подвергшую гонениям Церковь Христову и в конце концов погубившую единую
страну. Если вспомнить черные страницы нашей истории, можно только
благодарить Бога за то, что сейчас верховная власть в стране переходит
из рук в руки в мирном, товарищеском, нравственно достойном духе, с
улыбкой на устах.
Впрочем, мы хорошо знаем, что озвученное 24 сентября решение вызвало
потоки бессильной злобы со стороны небольшой, но шумной и влиятельной
части общества. Рад, что какую-то часть этой злобы мне пришлось принять
на себя. Было бы хуже, если бы ее в большей степени принял кто-то из
ближних.
Но в чем причина этой злобы? Для меня очевидно, что, во-первых,
некоторые политические и околополитические круги в очередной раз
осознали свое фиаско. По мысли православного публициста Сергея Худиева,
эти круги не смогли предложить обществу никакой позитивной программы,
никакого плода своих трудов, и теперь, не понимая этого, продолжают
обижаться, обвинять и злиться. Что ж, пенять надо прежде всего на себя.
Во-вторых, ожидающийся период стабильной власти смертельно невыгоден для
тех сил, которые надеялись на ультралиберальный реванш, на возможность
сыграть на противоречиях между двумя наиболее сильными политиками и на
противоречиях между различными общественными слоями. Многие из тех, кто
надеялся, что вот-вот такая возможность появится и вновь возникнет
простор для внутренних и внешних политтехнологий образца 90-х годов, к
концу следующего президентства Владимира Путина попросту уйдут из
активной жизни - по возрастным причинам или в силу окончательного
забвения. Поэтому злоба отчасти объяснима. Но я надеюсь, что, с одной
стороны, люди не поддадутся на попытки раскачать и опрокинуть лодку, а с
другой стороны, сами упомянутые круги, в которых много неглупых людей,
получат новое предложение влиться в позитивную работу и смогут на эти
предложения достойным образом ответить.
Церковь, конечно же, призовет людей участвовать в выборах, понимая,
кстати, что большинство народа вовсе не желает идти за истерическими
предсказаниями новых бурь и потрясений. При этом она, конечно же, будет
обсуждать, в том числе обсуждать критически, многие действия власти.
Между прочим, на упомянутом съезде «Единой России» я вновь сказал об
озабоченности людьми той несправедливостью, которая присутствует и в
области межнациональных отношений, и в области экономики. Не надо
игнорировать настроений большого числа наших сограждан, не приемлющих
экономическую систему, не приемлющих те параметры нынешнего
экономического и социального уклада, которые сформировались в 90-е годы.
Это не значит, что нужно вернуться в СССР, но это также не значит, что
справедливости в нашей жизни не должно стать больше.
Церковь говорила об этом в 90-е и 2000-е годы, будет она говорить об
этом и в недавно наступившем десятилетии. Впрочем, ее отличие от
радикальных оппозиционеров очень ясное: волнующие людей острые темы она
поднимает не затем, чтобы посеять хаос, и не затем, чтобы самой стать
властью, а затем, чтобы укрепить единство и работоспособность народа,
которые не могут не основываться одновременно на мире и справедливости,
честности и милосердии, силе закона и силе любви.
http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=439