Нам здорово повезло с этим кукольником

В этом году - 110 лет со дня рождения С.В. Образцова и 80 лет его знаменитому театру

Новости Москвы 
0
367
Время на чтение 8 минут

Судьба подарила мне знакомство с Сергеем Владимировичем Образцовым, когда он был уже признанным театральным деятелем, писателем, народным артистом СССР, лауреатом Сталинской и Ленинской премий, первым в стране Героем Социалистического Труда среди артистов, руководителем Центрального театра кукол, профессором ГИТИСа, президентом Международного союза кукольников и советского центра этой организации... А в моей памяти он остался просто уникальным человеком, встречи с которым я буду вспоминать всю оставшуюся жизнь.

В молодости я учился в железнодорожном техникуме по учебникам академика В.Н. Образцова: "Энциклопедия путей сообщения", "Железнодорожные узлы", "Проектирование железнодорожных станций". Тогда же от преподавателя Федора Яковлевича Рогозина узнал я, что сын Образцова, Сергей Владимирович, оказывается, намного превзошел своего отца по известности и популярности, хотя он всего лишь кукольник. Понять такое было невозможно. Потому что одно дело проектировать для страны стальные магистрали, отмеченные В.И. Лениным как "самое яркое проявления связи между городом и деревней", и совсем другое - играть с куклами. Ерунда какая-то.

Пройдет немало времени, прежде чем до меня дойдет истинный смысл высказывания педагога, а главное то, что находить пути к сердцам людей ничуть не проще, нежели прокладывать для них железные дороги.

...Представил меня Образцову не кто-нибудь, а председатель Всероссийского театрального общества, художественный руководитель Малого театра М.И. Царев. Вот, дескать, молодой человек, «наш уважаемый капитан хочет подготовить книгу о деятелях театра, связанных с Вооруженными Силами. Ему уже дали интервью Гоголева, Уланова. Со мной он тоже беседовал...»

- Не знаю, Михаил Иванович, - перебил Царёва Образцов, - какое отношение имеет к армии Галя Уланова, за исключением того, что за ней ухаживали многие генералы и маршалы, но я, в отличие от тебя, ни дня не служил в войсках. Так что даже не представляю, о чем «ваш уважаемый капитан» может со мной разговаривать.

Облизав от волнения пересохшие губы (пусть читатель вообразит себе на мгновение картину: два титана отечественной культуры почти что препирались из-за моей персоны), я заметил Сергею Владимировичу, что во время войны он был откомандирован Главным политуправлением Красной Армии в Сибирский военный округ, где готовил концертные кукольные бригады, а потом со своим театром ездил по фронтам. Чем не основание для беседы? Тень серьезности мелькнула на лице Сергея Владимировича, после чего он написал мне рабочий телефон и причудливое имя и отчество своей секретарши Пирои Абдуловны. Не откладывая в долгий ящик, я заготовил болванку предстоящего интервью. И передал его Образцову через упомянутую секретаршу. Спустя какое-то время Пироя Абдуловна позвонила и упавшим голосом пригласила меня на встречу с шефом...

Не успел я переступить порог диковинно обставленного в стиле ампир кабинета, как услышал из уст его хозяина лавину упреков, припомнить которые сейчас даже не берусь из-за их давности. Но еще больше - из-за моей тогдашней растерянности.

В страшном сне нельзя было представить такого жуткого разноса. Сергей Владимирович размахивал испещренной его сердитыми замечаниями рукописью и громогласно возмущался. Но под конец вдруг неожиданно смягчился и сказал: «Я приношу вам извинения за то, что сильно отчитал. Но и вам это будет уроком. А теперь, если располагаете временем, можем поговорить...»

Так с тех пор между нами наладились хорошие, в чем-то даже доверительные отношения. Я мог запросто наведываться к Образцову в театр, чтобы пообщаться с ним. Он был рассказчиком от Бога. Не представляю себе, кого в этом смысле можно поставить рядом с ним даже не просто по артистическому дару повествования. Этому-то, в принципе, и научиться можно.

Но чтобы по ходу светского разговора основательно вскрывать глубинные основы того или иного явления, события, а главное, всегда высказывать нестандартные, нелицеприятные, а то и крамольные мысли по любому поводу, - на такое был способен в те времена только Образцов! И такое, пожалуй, только ему и прощалось.

Мы обсуждали (прошу учесть: конец семидесятых стоял на дворе) тяжелые последствия для страны и народа репрессий 38-го года. Он показал мне папку материалов (наверняка она у родственников где-то хранится), в которых пытался высказать свое суждение о той всенародной беде, но редакции центральных газет неизменно возвращали ему "вредную писанину". По этому поводу с ним даже общался представитель горкома партии, некто Петруничев.

- Но партии на меня трудно влиять, хотя, конечно, она влияет, потому что я, может быть, единственный в Советском Союзе беспартийный директор театра. И сколько мне предлагали вступить в партию, я отказывался. Я сумел всех убедить в том, что беспартийным больше принесу стране и народу пользы. Меня и в мире слушают только потому, что я беспартийный.

В определенном смысле той прошлой тоталитарной системе здорово повезло с этим кукольником. Он оказался суперталантливым глашатаем и пропагандистом социалистических ценностей. Да, строптивым, да несговорчивым, иной раз и способным на дерзкую выходку, как, например, с демонстративной посылкой книг осужденной Серебряковой. Но в отличие от подавляющего большинства записных идеологических столпов тоталитаризма, которые служили системе, в основном, по корыстным соображениями, Образцов, один из немногих, восхвалял счастливую жизнь советских людей по глубокому убеждению. Которому, к слову, остался верен даже, несмотря на то, что дожил до "перестроечных буйных ветров". Он им не сопротивлялся, наоборот, вроде бы даже радовался тому, что все так замечательно получается, что "среди кремлевских геронтократов нашелся такой умный и молодой Горбачев". Но своей «советскостью», теми самыми "принципами" не поступался. Хотя в то же время Нину Андрееву называл "взбалмошной женщиной".

- Мой отец был беспартийным и членом ВЦИКа двух созывов. Его именем названы институт, техникум, улица в Москве. Он сразу после революции понял, что созидается новая страна. Не все интеллигенты поступали как отец. Многие даже руки ему не подавали. Ну и что? Он оставался советским человеком. И я такой. Но что у нас плохо: мы хорошие, правильные идеи превратили в лозунги и их заштамповали. А есть замечательная (я такой старый, что "закон Божий" сдавал в свое время в школе!) заповедь: "Не поминай имени господа Бога твоего всуе". Вот мы и затрепали свои идеи, как полотнище флага на ветру. А без идей молодежь не может. Она должна быть чем-то увлечена. Я проехал 48 стран и знаю, что так, как живут во многих странах, жить нельзя. Поэтому коммунизм будет, я в этом глубоко уверен. Может, не такой, как мы себе его представляем, но будет...

Однажды он, показывая мне свои картины и очень интересно рассказывая о живописи вообще, как бы между прочим, обронил, что терпеть не может "примитивную мазню Айвазовского".

Как можно даже не просто не любить, а не терпеть творчество классика - понять такое было выше моих сил! Сергей Владимирович внятно и доступно пояснил, почему не приемлет именно Айвазовского. А в конце заметил:

- Только я своего мнения по этому художнику никому не навязываю.

Что правда, то правда. Даже притом, что Образцов отличался поразительной публицистической плодовитостью и выступал в советских СМИ по широчайшему спектру проблем, от воспитания подрастающего поколения до языкознания, многие читатели, пожалуй, только из этих заметок узнают о его нелюбви к Айвазовскому.

Интеллигентный и мудрый старик редко делал из своих антипатий факты общественной значимости. Хотя в конкретном случае имел на то полное право: был человеком художественно образованным и сам писал весьма недурственные полотна.

Еще бы, ведь закончил ВХУТЕМАС. Его однокашниками были Пименов, Гончаров, Вильямс - крупнейшие советские художники.

А мог ни с того ни с сего из мухи слона раздуть. Однажды долго и с неподдельным пафосом осуждал то, что я по телефону представляюсь: Миша. А надо-де, в моем возрасте, всегда полностью сообщать свое имя и отчество.

В другой раз дотошно рассуждал о том, что каждый человек обязан обо всем иметь собственное суждение и никогда не следовать различным модным веяниям в чем бы то ни было.

- Вот у меня был хороший приятель - актер Театра сатиры Георгий Тусузов, проживший 92 года и до последнего дня игравший на сцене. На вопрос, что помогло ему так хорошо себя сохранить, отвечал: никогда не делал гимнастики, не женился и не обедал дома. А у меня все иначе. Правда, гимнастикой я тоже никогда не занимался. Но жен у меня было

две. Одна родила мне дочь и умерла, а со второй, слава Богу, уже больше полувека вместе. Наш брак стал своеобразным продуктом эпохи. Несколько лет мы не расписывались. Когда начались репрессии, я потащил ее в ЗАГС. Подумалось: вдруг нас, как многих друзей моих, того же Мейерхольда, заберут среди ночи. Кто тогда передачи будет носить?

Терпеть не мог силовых видов спорта за то, что они прививают подросткам жестокость и насилие. Корриду анафеме предавал, в цирк не ходил принципиально, чтобы не видеть издевательств над животными.

Часто повторял: не каждый, кто в детстве мучил кошку, повзрослев, станет бандитом. Но каждый бандит в детстве обязательно мучил кошку. Если при нем заговаривали, скажем, о женском футболе, баскетболе, а особенно боксе, - прямо-таки выходил из себя. Точно так же относился и к проблемам эмансипации. Считал это побочным продуктом социализма, но добавлял при этом, что таких продуктов еще больше при капитализме.

По-настоящему Сергей Владимирович гордился, как мне представлялось, только двумя вещами, исключая, конечно, детей своих, внуков и правнуков. Во-первых, новым зданием своего кукольного театра, именно помещением, а не только коллективом, к которому привык за долгие годы руководства им, как привыкают к домашним. И не шибко дорожил мнением артистов. На что они временами отвечали ему взаимностью. Острый на язык Зиновий Гердт однажды признался в порыве откровенности: "В нашем театре два самодура. Один по фамилии (С. Самодур, актер и сценарист - М.З.), другой - по призванию". Что же касается здания, то возвести такой театр, в самом деле, было под силу только неординарному человеку, обласканному системой. Подобными подвигами могли похвалиться еще Юрий Никулин и Наталья Сац. Но с писательством посложнее. Во-вторых, поэтому Образцову до смертного одра льстило то обстоятельство, что, будучи артистом-кукольником (так сам себя называл), он вошел в касту "инженеров человеческих душ", "приводных ремней партии". И гордился сим обстоятельством не без основания.

Вот что написал о нем Корней Чуковский: "Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил и, главное, единственный. Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы талантливее многих живых артистов. Ни в чьих рекомендациях он не нуждается. Мы, писатели, можем только гордиться, что в наши ряды вступает такой сильный и талантливый мастер слова. 22.11.1962 года".

Впрочем, в частых интервью Сергей Владимирович не без гордости заявлял, что его хвалил В. Маяковский, что "Необыкновенный концерт" сыгран был свыше шести тысяч раз: ни один спектакль в мире за всю историю человечества не может похвастаться таким долголетием.

Более пятидесяти лет в его театре шел и спектакль "По щучьему велению". Что тоже на рекорд Гиннеса потянет.

В любой беседе никогда не упускал случая подчеркнуть свой возраст на каком-нибудь факте или событии. Говорил: при мне самолеты стали летать, танки начали воевать, радио возникло, само собой, телевидение. Или подчеркивал: я в тринадцать лет с балкона на Тверской видел царя, царицу и наследника.

...Однажды за чашкой чая, которым нас, как всегда, угощала Пироя Абдуловна, я спросил Образцова:

- А возраст свой вы как-нибудь ощущаете?

- Нет, - ответил он, не задумавшись ни на мгновение, - вот только с некоторых пор начал замечать, что со шнурками на ботинках тяжеловато управляться. Так я перестал покупать ботинки со шнурками.

...Сергей Владимирович по моей просьбе написал-таки для солдатской газеты "Советский воин" заметки о своей "службе без погон" в Сибирском военном округе. Не поверите, но я настоятельно советовал ему описать также все его фронтовые приключения: ведь старик в тылу не отсиживался ни дня. В конце 1982 года в "Новом мире" вышли его воспоминания "По ступенькам памяти". Там была вся война артиста-кукольника, в том числе - и эссе, написанное для воинов-сибиряков по моей просьбе. Благодаря которому мы когда-то и познакомились.

http://www.stoletie.ru/kultura/nam_zdorovo_povezlo_s_etim_kukolnikom_2011-10-04.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Захарчук
Хлебодар
Мамуд Шавершян был человеком с щедрой русской душой
15.08.2019
Возвращение Павла Кадочникова
2 мая, тридцать лет назад, ушёл из жизни народныйартист СССР
03.05.2018
Легенда по имени У-2
90 лет назад поднялся в воздух самолёт, которому суждено было стяжать невиданную славу
11.01.2018
Три «ярма» Ефремова
К 90-летию со дня рождения народного артиста СССР
03.10.2017
Все статьи Михаил Захарчук
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35