«Посещая Казахстан, ощущаешь сердцем, что это - антиминс, распростертый под открытым небом»

0
934
Время на чтение 6 минут
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: «Посещая Казахстан, ощущаешь сердцем, что это - антиминс, распростертый под открытым небом» В сентябре 2011 года в Казахстан делегацией Русской Зарубежной Церкви была принесена Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». Во время пребывания иконы в Алма-Ате возглавивший делегацию архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк дал интервью журналу «Свет Православия в Казахстане».

- Владыка, расскажите, пожалуйста, о жизни Русской Православной Церкви в Германии. Кто по преимуществу Ваши прихожане - русские эмигранты или коренные немцы? На каком языке совершаются богослужения?

- До 1990 года нашими прихожанами были в основном эмигранты первой и второй волны, т.е. те, кто бежали из России после 1917 года и после Второй Мировой войны. Многие из них со временем переселились в Америку и Австралию, поэтому к 1990-му году наши приходы уже редели. С открытием границ, когда появилась возможность немцам из Советского Союза переселиться в Германию, произошел приток новой крови, в основном из Казахстана. Если до 1990 года у нас богослужебный язык был наполовину церковнославянский, наполовину немецкий, то в начале 90-х мы стали служить в основном на церковнославянском.

Но сейчас опять тенденция идет в сторону немецкого языка, потому что дети приезжих не имеют той мотивации, которую имела старая эмиграция, сохранять русский язык, русскую культуру и поэтому мы обязаны частично служить на немецком языке. В среднем происходит так: священники совершают богослужение по-церковнославянски, а Евангелие, Апостол и одну-две ектеньи читают по-немецки. В некоторых приходах, наоборот, раз в месяц служат на немецком языке, но Апостол и какую-то ектенью читают по-церковнославянски.

Что касается принявших Православие немцев, то их число небольшое, но какой-то маленький процент в каждом приходе присутствует. Есть среди наших прихожан люди, которые приезжают в Германию временно на работу или учебу: студенты, профессора, научные деятели.

- Есть ли случаи перехода в Православие людей из католичества, протестантизма?

- Такие случаи есть, но это очень маленький процент. Наши священники ведут работу в этом направлении. У нас ежегодно проходит семинар для тех, кто интересуется Православием, мы их знакомим с нашей жизнью и какой-то процент потом принимает Крещение.

- Вы окормляете приходы Русской Православной Церкви Заграницей не только в Германии, но и в Великобритании. Отличается ли там церковная ситуация?

- Да, отличается. Как я сказал, в Германии большой процент наших прихожан - это выходцы из Казахстана, так называемые русские немцы. Этого в Великобритании совсем нет. Там в храмах Русской Православной Церкви присутствует небольшой процент выходцев из русских греков, но это совсем немного. В основном приходят люди, которые переселились в страну по тем или иным причинам, большей частью по работе, некоторые на постоянное место жительства, другие временно.

- Вы родились и выросли в протестантской семье. А как случилось, что Вы, коренной немец, стали епископом Русской Православной Церкви?

- В юности, учась на филологическом факультете, я изучал славистику, древний русский язык, древнерусскую литературу, церковнославянский язык. Так познакомился с духовной литературой Древней Руси. Наиболее сильное впечатление на меня произвели труды преподобного Нила Сорского. Когда я с ними познакомился, то понял, что должен стать монахом, избрать путь церковного служения. Я понял, что Истина в Православии. Поэтому для меня не могло быть вопроса, чтобы оставаться протестантом.

Но монашество я принял не сразу, много лет готовился к этому, ездил на Афон, там у старых русских отцов очень многому научился. Поскольку у нас в Германии нужны были священники, поэтому я принял сан. Но, конечно, не думал о том, чтобы стать архиереем, это уже Церковь так решила.

- Вы принимали активное участие в процессе воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Что изменилось в жизни вашей Церкви после того, как все это осуществилось?

- Очень важно, что мы имеем теперь возможность много общаться, вместе молиться, служить. Это самое важное. Мы теперь участвуем во всех событиях, которые происходят в России, принимаем участие в Архиерейских Соборах. Это, я думаю, имеет очень большое значение.

- Мы знаем, что после воссоединения Церквей некоторые представители РПЦЗ не признали объединения и предпочли самостоятельный путь в церковной жизни, - например Леснинский женский монастырь во Франции. Что сегодня можно сказать об этой церковной группировке?

- К сожалению, эти люди настолько ослеплены и фанатичны, что не способны осознать настоящее положение в России, в Русской Церкви и таким образом сами себя оторвали от Церкви. Для нас это большая боль, потому что есть среди них такие приходы, монастыри, которые нам были дороги. Они откололись, не приняв никакого совета, даже не дав никакого намека на то, что они недовольны процессом воссоединения, а просто заявив, что они больше не с нами. Такой раскол в любом организме - болезненное явление и, конечно, многие из нас глубоко переживают произошедшее. С другой стороны, в численном отношении это совсем небольшая часть и не представляет настоящее лицо нашей Церкви.

- Вы впервые в Казахстане?

- Да, впервые.

- Каковы Ваши впечатления?

- Я много читал о Казахстане и слышал от своих прихожан. Но личное впечатление всегда более глубокое. Должен сказать, что очень рад возникшей возможности познакомиться с верующим народом в вашей стране. В Астане и в Алматы мы встречались с представителями властей и я понял, что отношение к Церкви и к верующим людям здесь положительное. Это очень важно для нас знать. Думаю, что многие из тех, кто уехали из страны в 90-е годы, сделали это, опасаясь обострения ситуации со стороны государства. Между тем, как теперь мне представляется, отношение очень позитивное. Я думаю, что православный народ здесь имеет будущее и должен держаться своей веры, своих правил, своего образа жизни.

Посещая просторы Казахстана, ощущаешь сердцем, что это действительно - антиминс, распростертый под открытым небом. Каждый населенный пункт здесь связан с именем новомученика или исповедника, каждый километр казахстанской земли омыт кровью страдальцев за веру Христову.

Особым местом на духовной карте страны является Караганда, хранящая до настоящего времени живую память о лагерях смерти - Карлаге, Степлаге, Песчанлаге и иных страшных местах казни и пыток невинных людей. В Караганде просиял великий угодник Божий - старец Севастиан, в подвиге которого, мы видим, как исповедничество за Христа явилось достойными продолжением молитвенных подвигов преподобных Оптинских старцев.

- Вы часто сопровождаете Курскую-Коренную икону в ее паломничествах по разным странам. Что для Вас значит эта святыня?

- Еще будучи мирянином, я имел возможность неоднократно молиться перед этой иконой. А потом так получилось, что в первый же месяц моего священства мне поручили с одним священником ездить по некоторым нашим приходам с этой иконой. Я видел, как народ тянулся к этой святыне и сам видел, как происходили чудеса перед иконой. Поэтому не только я, но и многие наши священнослужители очень привязаны к этой чудотворной иконе.

- Можете вспомнить какое-то чудо, произошедшее на Ваших глазах?

- На одном приходе, в который я многие годы ходил, будучи еще мирянином, я посещал с иконой не только храм, но и дома болящих. Мы принесли икону к одной очень пожилой прихожанке, которую я очень хорошо знал, и она уже несколько лет не могла ходить. Она попросила, чтобы мы заранее предупредили, когда приедем, чтобы она могла поручить своему сыну приехать и открыть квартиру. Но когда мы приехали, она сама открыла дверь и после этого несколько лет ходила в церковь пешком. Это было первое такое настоящее чудо, которое я видел. Но потом был свидетелем очень многих чудесных событий.

- От имени читателей нашего журнала позвольте поблагодарить Вас, как главу делегации Русской Православной Зарубежной Церкви, за возможность поклониться великой святыне Православия.

- Наша общая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Первоиерарху Русской Православной Зарубежной Церкви митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону, благословившим пребывание в вашей стране Одигитрии русского рассеяния.

Мне в свою очередь хотелось бы адресовать слова признательности главе Митрополичьего округа митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру за организацию принесения Курской-Коренной иконы Божией Матери в Казахстан. По его доброй инициативе жители Астаны, Караганды и Алма-Аты общим числом более двухсот тысяч за очень короткий отрезок времени смогли поклониться святыне.

Также благодарю Преосвященных архипастырей епархий Казахстанской митрополии, владыку митрополита Боржомского и Бакурианского Серафима, духовенство и верующих за радость общей молитвы.

- Спаси Господи, владыка, за интервью. Хочется надеяться, что мы еще встретимся с Вами на Казахстанской земле!

Беседовала Марина Сазонова

Митрополичий округ в Республике Казахстан/Патриархия.ru


http://www.patriarchia.ru/db/text/1634377.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)
Важность языка в церкви и роль
церковнославянского языка в современном мире
05.04.2023
УПЦ сегодня идёт по пути РПЦЗ? Отход УПЦ от РПЦ
совершён по политическим причинам?
23.03.2023
Мы наблюдаем изощрённую форму преследования
По словам митрополита Берлинского Марка, на Украине имеют место гонения, которые перекликаются с положением Церкви в первые века нашей эры
24.01.2023
«Они были прихожанами нашей Церкви, а теперь действуют против неё»
По словам митрополита Берлинского и Германского Марка, курс властей Украины на запрет канонической Церкви напоминает гонения на ранних христиан, однако представляет собой худшую версию таких гонений
12.01.2023
Все статьи Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00